Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:36, курсовая работа
Художественное творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Именно через развитие творческого потенциала своих способностей, младший школьник сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.
С детьми 1 класса общеобразовательной школы проводится естественный педагогический эксперимент. Первичный этап тестирования назначается в конце первой четверти. В данном тестировании принимало участие 27 учащихся младшего школьного возраста. Класс был разделен на 2 группы 13 и 14 человек. В отдельном помещении оборудуется индивидуальные места для работы с мультимедиными программами на компьютере. Каждый ребенок садится за свой компьютер. На рабочем столе компьютера размещены разные мультимединые программы для свободного выбора их младшими школьниками в ходе эксперимента. Школьнику предлагают выбрать, чем бы он хотел заняться – «закончить рисунок», «рисовать картинку», «складывать картинку». По ходу эксперимента фиксируется:
На основе эксперимента определяется примерный уровень художественно-творческого развития каждого ребенка.
Результаты первичного
тестирования младших школьников приведены
в Приложении 1
Вывод по результатам первичного тестирования
младших школьников:
Оценка
результатов первичного тестирования
проведена в соответствие критериев приведенных
в таблице 1 (Приложение 1).
Результаты
первичного тестирования уровня развития
художественно-творческих способностей
младших школьников приведены в таблице
2 (Приложение 1).
Выводы
об уровне развития художественно-творческих
способностей младших школьников сделаны
на основании результатов таблицы 3 (Приложение
1).
Вывод:
Рекомендации педагогу:
Результаты повторного
тестирования младших школьников приведены
в Приложении 2
Повторное тестирование уровня развития
художественно-творческих способностей
младших школьников было проведено в конце
учебного года.
Вывод по результатам повторного тестирования
младших школьников.
Оценка результатов повторного тестирования
проведена в соответствие критериев приведенных
в таблице 1 (Приложение 2).
Выводы
об уровне развития художественно-творческих
способностей младших школьников сделаны
в соответствии результатов таблицы 2.
(Приложение 2).
Вывод:
Общий вывод по результатам первичного и повторного тестирования уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедиа технологий:
Ценность результатов анализа детских
рисунков с применением мультимедиа технологий,
повышается в случае использования метода
«компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного
искусства, его художественный вкус и
симпатии, знание детской и возрастной
психологии, педагогики).
Проведенные исследования
в области развития уровня художественно-творческих
способностей младших школьников средствами
мультимедиа технологий позволили выявить:
Заключение.
В курсовой работе были рассмотрены проблемы определения развития художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедийных технологий.
Проанализировав теоретические основы
развития художественных способностей
можно сделать вывод, что определение
понятия художественно-творческих способностей
пытались дать представители различных психологических и педагогических
направлений. Однако для всех был характерен
односторонний подход к характеристике
способностей, поскольку стремительно
меняются многие точки зрения относительно
психологических и художественных условий
формирования художественно-творческих
способностей.
Развитие
художественно-творческих способностей
младшего школьника - сложное и важное
дело, успешной реализации которого помогает
применение в процессе обучения современных
образовательных технологий и методов.
Широкое использование мультимедиа технологий
с применением общедидактических методов,
позволяет не только поднять уровень художественно-творческих
способностей младших школьников, но и
способствовать духовному обогащению,
формированию художественного вкуса,
овладению техническими знаниями, развивать
у детей изобразительные умения и навыки.
В процессе
становления художественно-творческих
способностей каждый младший школьник
проходит четыре этапа развития изобразительных
способностей. Основная задача педагогов
на каждом этапе становления ребенка –
рост развития художественно-творческих
способностей ребенка и в дальнейшем -
профессионального мастерства.
Для развития художественно-творческих
способностей ребенка необходимы определённые
факторы, среди которых можно назвать
создание проблемных ситуаций, разработку
системы творческих заданий, приобретение
знаний и умений в области разных видов
художественной деятельности и др.
Исторический
анализ проблемы развития творческих
и художественно-творческих способностей
показал, что в современных педагогических
и психологических исследованиях доказывается
в основном научное обоснование в необходимости
занятий изобразительным творчеством
для умственного, эстетического и общекультурного
развития детей любого возраста. Однако
практический аспект реализации развития
художественных способностей младших
школьников средствами изобразительного
творчества остается недостаточно раскрытым,
стремительно меняются многие точки зрения
относительно психологических и художественных
условий формирования художественно-творческих
способностей.
С развитием
технического прогресса и науки всего
мирового сообщества, в России, также как
и во всем мире, происходит развитие современных
мультимедийных технологий, которые широко
находят свое применение во всех сферах
деятельности человека, в том числе и в
образовании. Особое место технологии
мультимедиа занимают в развитии художественно-
творческих способностей младших школьников,
т.к. мультимедиа представляет собой особую
форму изобразительного творчества новыми
средствами.
Мультимедиа
- технологии, благодаря беспредельным
возможностям, выступают для младшего
школьника средством моделирования многообразных
видов и форм творческого мышления, позволяя
инициировать ему не только репродуктивные
действия и формально-логические операции,
но и художественно-творческие способности,
реализуемые через обращение к знакам,
символам, образам, эмоционально значимым
смыслам, формирующим культурно-образовательное
пространство. Использование мультимедиа
технологий дает возможность младшему
школьнику самому участвовать в формировании
информационного пространства окружающего
его.
Каждая технология появляется тогда,
когда в ней возникает потребность. В настоящее
время такая потребность возникает в использовании
современных мультимедиа технологий для
повышения эффективности обучения младших
школьников. Это происходит потому, что
традиционные способы информации – устная
и письменная речь значительно уступают
мультимедийным средствам обучения. Одним
из очевидных достоинств мультимедийного
урока является усиление наглядности
и мотивации к обучению.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический
фактор: современному младшему школьнику
намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели
при помощи устаревших схем и таблиц. Кроме
того практика показывает, что благодаря
мультимедийному сопровождению занятий,
учитель экономит до 30% учебного времени,
что позволяет ему увеличить плотность
урока, обогатить его новым содержанием.
В методологической
части данной работы показано, что одной
их форм применения мультимедийных технологий
в развитии художественно-творческих
способностей младшего школьника, является
ее применение в учебном проекте, ориентированном
на изучение темы: «Кукла – предмет русской
культуры». Этот учебный проект рассматривается
как совместная работа и сотрудничество
младших школьников и учителя изобразительного
искусства, который выходит за традиционные
рамки урока. Основное содержание учебной
работы младших школьников по проекту
– это художественно-творческая и поисковая
деятельность с использованием мультимедийных
технологий. Деятельность в рамках учебного
проекта помогает младшим школьникам
интерпретировать, оценивать и систематизировать
информацию. Кроме того, учебный проект
с использованием мультимедиа технологий,
поддерживает разноуровневое обучение
младших школьников; характеризуется
большой оригинальностью идей, исследовательским
подходом к собранным и проанализированным
материалам, использованием широкого
спектра первоисточников; материалы проекта
богаты оригинальными элементами мультимедиа,
усиливающими содержательную часть проекта
и помогающими восприятию наиболее сложных
вопросов; проект становится полностью
направленным на личностно - ориентированное
обучение, т.к. в его основе лежит технология
обучения в сотрудничестве.
В экспериментальной части
исследования была проведена диагностика
художественно-творческих способностей
младших школьников по методике диагностического
обследования Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.
с использованием мультимедийных технологий. Проведенное первичное тестирование
позволило выявить различные уровни развития
художественно-творческих способностей
младших школьников и наметить пути
улучшения творческого потенциала детей.
Повторное проведение тестирования развития
художественно-творческих способностей
младших школьников показало, что применение
мультимедиа технологий в процессе формирования
изобразительных способностей учащихся,
подняло их на новый качественный уровень
развития: увеличилось количество
младших школьников имеющих высший и высокий
уровень развития художественно-творческих
способностей на 8,2 %; увеличилось количество
младших школьников имеющих средний уровень
развития художественно-творческих способностей
на 7,4 %; все учащиеся, имеющие низкий уровень
развития художественно-творческих способностей
в результате использования мультимедиа
технологий повысили уровень развития
изобразительных способностей.
Таким образом, в исследовании была доказана
гипотеза, что мультимедийные технологии,
в совокупности с правильно подобранными
общедидактическими методами и технологиями
обучения, создают необходимый уровень
качества, вариативности, дифференциации
и индивидуализации в развитии художественно-творческих
способностей младших школьников.
Библиографический список.