Тестирование художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедиа технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Художественное творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Именно через развитие творческого потенциала своих способностей, младший школьник сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

          Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Об этом говорит известная фраза К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». 
          Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному младшему школьнику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке, информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.[23] 
          Разработка и применение мультимедийных программ на уроках эстетического цикла позволит глубже усвоить предлагаемые учителем темы, обеспечить наибольшую наглядность, что очень важно, показать ученикам этапы выполнения предлагаемого задания, а также проиллюстрировать урок не только произведениями художников, но и собственными работами учащихся, что повышает интерес детей к предмету. 
          Практика показывает, что благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. 
          К результативности творческой деятельности младшего школьника на уроке с применением мультимедийных технологий можно отнести:

  • положительную мотивацию на уроках искусства с применением мультимедиа, создание условий для получения учебной информации из различных источников;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности урока;
  • возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по искусству;
  • качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

          Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Одна из таких технологий – технология мультимедиа, которая позволяет не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности младших школьников.[13,23] 
          Мультимедийные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

  1. Разработка методики проведения урока на тему «Творческий проект: Кукла – предмет русской культуры» с использованием мультимедийных продуктов.

Современные дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Предлагаемая организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на изучение темы: «Кукла – предмет русской культуры». Этот учебный проект рассматривается как совместная работа и сотрудничество младших школьников и учителя изобразительного искусства, который выходит за традиционные рамки урока. А так же, как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров.  В основе проекта - согласованные методы, способы совместной деятельности и общая цель – овладение знаниями о существующих традициях создания народной куклы, о ее значении в развитии русской культуры, через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации средствами мультимедиа.[4,8,16,18]

Основное содержание учебной работы младших школьников – это художественно-творческая и поисковая деятельность с использованием мультимедийных технологий.

 

Содержание и этапы учебного проекта.

Этап

Содержание деятельности

Подготовительно-организационный

Продумывание учителем темы проекта

Выбор возрастной категории учащихся

Выбор программных и аппаратных мультимедийных средств для осуществления исследовательской деятельности младших школьников.

Выбор ЦОР для исследовательской деятельности младших школьников.

Формулирование основополагающего вопроса

Формулирование вопросов учебной темы.

Формулирование содержательных вопросов для исследований младших школьников.

Формулирование дидактических целей проекта.

Формулирование методических задач.

Введение в тему

(погружение в  проблему)

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

Выдвижение гипотез (варианты, пути) решения проблем.

Определение творческого названия проекта.

Формирование знаний младших школьников о существовавших разновидностей народных кукол, способах их изготовления в России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.

Организация групп

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Обсуждение плана работы младших школьников индивидуально или в группе.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная работа младших школьников в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Самостоятельная работа групп с мультимедийными программами и ЦОР.

Знакомство младших школьников с характерными отличительными особенностями разновидностей народных кукол, способах их изготовления в России согласно выбранной теме; приобретение навыков самостоятельно определять принадлежность изделия (куклы) к конкретному народному промыслу по их внешним характерным признакам, особенностям.

Оформление результатов

Младших школьников анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде Веб - документа или мультимедийной презентации.  

Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, Веб - сайтом для оформления результатов поисково-исследовательской деятельности. 

Подготовка младшими школьниками мультимедийной презентации по отчету о проделанной работе.

Защита полученных результатов и выводов.

Подведение итогов

Оценивание результатов проекта младшими школьниками и учителем.

На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе критериев оценивания.

По окончании проекта проводится рефлексия каждой группы младших школьников по оцениванию работы.

Оценка младших школьников по проекту складывается из итогов экспериментальной работы и тестовых заданий:

Мультимедийная презентация

Веб - сайт

Оценки за тест №1

Оценки за тест №2

Оценки за тест № 3


 

Вывод по результатам проведенного учебного творческого проекта по теме: «Кукла - предмет русской культуры» с использованием мультимедийных продуктов, среди младших школьников:

  • Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
  • Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно не только для восприятия его младшими школьниками, но и для более широкого использования данного материала, как на уроках, так и во внеурочное время другими участниками образовательного процесса.
  • Самостоятельные исследования учащихся по теме: «Кукла - предмет русской культуры» - прекрасно иллюстрируют основополагающие вопросы.
  • Деятельность в рамках учебного проекта помогает младшим школьникам интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию.
  • Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение младших школьников.
  • Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.
  • Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.
  • Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

 

 

  1. Диагностика развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству с использованием мультимедийных продуктов.
  2. Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития младших школьников.

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция мультимедиа в процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников позволяет педагогам формировать интересы младших школьников, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность. 
          Изобразительная деятельность значит для младшего школьника очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в свой возрастной период.[3,9] 
          Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития младших школьников связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественно-творческих способностей с применением мультимедиа - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений. 
          Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественно-творческих способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству. 
          Говоря об объективности оценки художественно-творческого развития младших школьников, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.[10] 
         Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах младшего ученика. Задача педагога - научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей младшего школьного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, все еще велик.[21] 
          Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс. 
          Для проведения диагностики художественно-творческого развития детей разработаны специальные методики среди них можно назвать следующие:

  • Методика диагностического обследования Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.
  • Методика диагностического обследования Комаровой Т.С.
  • Методика диагностического обследования Шайдуровой Н.В. 
  • Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей детей.

           В своей курсовой работе я описываю результаты применения  методики диагностического обследования художественно-творческих способностей детей Казаковой Т.Г.,  Лыковой И.А., с использованием мультимедийных технологий.[14] 
          В указанной методике рассматривается комплекс умений и способностей младших школьников, направленный на рисование, эстетическую компетентность, креативность, эмоциональность. Методика диагностического обследования Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А. основана на применении специальных мультимедийных программ, в которых младшие школьники выполняют определенные задания средствами графического редактора. Описываемая методика позволяет диагностировать художественно- творческие способности младших школьников по следующим показателям:

    1. Рисование.
      • Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
      • Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа).
      • Планирование работы.
      • Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты).
      • Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
      • Декор адекватно теме (замыслу).
      • Эстетические суждения и оценки.
    2. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
    3. Креативность (воображение).
    4. Эмоциональность.
    5. Художественный образ.
    6. Общий показатель (результат диагностики).

Характеристика уровней: 
          Высший и высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные -тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки. 
         Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.  
         Низкий и низший - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

          Рекомендуемые вопросы для наблюдений за младшими школьниками на занятиях по изобразительной деятельности (автор Казакова Т. Г.).

  • Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?
  • Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
  • Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?
  • Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?
  • Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?
  • Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?
  • Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
  • Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?

          Используемая методика позволяет определить «Портрет» художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста.

  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
    • искренность, непосредственность;
    • увлеченность;
    • интерес;
    • творческое воображение;
    • характер вхождения в образ;
    • специфические способности.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  • применение известного в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
  • нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;
  • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
  1. Характеристика качества продукции:
  • нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;
  • соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
  • проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

Информация о работе Тестирование художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедиа технологий