Тестирование художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедиа технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Художественное творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Именно через развитие творческого потенциала своих способностей, младший школьник сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 1.doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

4 этап – совершенствование  мастерства.

На этом этапе, младший школьник может обогнать своих сверстников, а в дальнейшем и педагогов, если он действительно талантлив в избранной сфере.  Подобное случается не так часто, и достигают таких высот единицы.[20]

  1. Факторы развития художественно-творческих      
                   способностей.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает младшему школьнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Для развития художественного творчества ребенка необходимы определённые условия:

  • создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
  • опыт художественных впечатлений образов искусства;
  • система творческих заданий, направленных на формирование у младших школьников способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
  • некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
  • материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью. 
              Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя механически перенести особенности языка изобразительного  искусства,  характерные для работ профессионалов,  в деятельность ребенка начальной школы.[3,15,20]  
              Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве, младший школьник имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность. Это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Кроме того, изобразительное искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию [20].
  1. Исторический анализ проблемы развития художественно- 
                  творческих способностей.

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему в глубь веков и неугасающему стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения. Чтобы разобраться во всем спектре точек зрения на художественно-творческие способности младших школьников и понять появление и утверждение сегодняшних приоритетов, необходимо восстановление исторического контекста проблемы. 
          Подобно тому, как естественная наука в своих первых шагах искала для объяснения сложных явлений их материальный носитель, так и психология для объяснения природы творческих способностей привлекала понятие «психической энергии» как материального носителя. 
З.Фрейдом впервые в психологию было введено понятие "психическая энергия" для объяснения активности организма. В основе его учения о психодинамике, лежит понимание организма как энергетической системы. По существу представление Фрейда об активности сводится к простому переводу физиологических терминов в психологические: термин "возбуждение" заменяется "психической энергией". На принципах энергетизма осуществляется решение проблемы умственной одаренности.

Одним из наиболее видных представителей "энергетизма" в России был А.Ф.Лазурский. С точки зрения Лазурского, необходимо отличать понятия воли и активности, энергии. Последняя выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности человека.[1,17,18] 
          Постепенно теория «энергетизма начинает вытесняться боле новой – теорией специальных способностей как функциональных систем. Специальные способности как функциональную систему начинают рассматривать "ядром", в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности. Эту теорию специальных способностей поддерживали такие отечественные ученые как Б.Ф.Ломов, П.К.Анохин, Б.Г.Ананьев, В.Д.Шадриков.[1,2,17,18] 
          При исследовании творчества и одаренности с особой остротой встают вопросы, связанные с раскрытием природы и структуры умственных (интеллекта) и специальных способностей. Феномен "специальных способностей" рассматривается как "фантом", так как любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Проблема способностей и одаренности в отечественной психологии изучена достаточно глубоко такими всемирно известными учеными как Б.М.Бехтерев, А.В.Петровский. Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн.[1,11,22]

Дальнейшее развитие получает теория синкретичного представления об исходном единстве функционирования психики. Развиваемая концепция позволяет видеть, как запускается действие всех сфер личности, что фактически маскирует действие каждого из компонентов ее структуры. Этим можно объяснить то, что современные тесты — это тесты достижений. Автором этой концепции является Я.А.Пономарев. В этом плане предложение К.М.Гуревича считать тесты на интеллект "тестами на психическое развитие, адекватное данной культуре", является фактически вполне корректным, поскольку ни система операций, ни вся психика человека в целом не могут не отражать культуру общества, в котором он живет.[1,5,22] 
          В современной психологии сформулированы различные теоретические и методические подходы к исследованию и формированию способностей человека, два из которых наиболее значимы. В первом подходе специальные способности человека рассматриваются как совокупность личностных и других способностей человека, помогающих ребенку в освоении новых видов деятельности, овладении новой системы знаний, решении творческих задач. Второй подход определяет специальные способности как результат обучения и воспитания, основанный на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые в итоге и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности. Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические основания.[1,2,5,22] 
          Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались многие отечественные психологи и педагоги: А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, А.В. Рождественская. Одни из них  рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия. Другие – говорят не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою определенную структуру, которую выделяют исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики.[2,3,9,20]  
          Н.П. Саккулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению, как уже было показано выше, т.е. такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия.[20]  
          Т.С. Комарова разработала методику развития сложных сенсорных способностей  и рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел. Группа ученых, поддерживающих эту точку зрения, показывает в своих психологических исследованиях, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.[9]

          В своих работах А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков отмечают, что младшие школьники в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе художественно-творческой, успешно выделяют существенные свойства предметов и явлений, устанавливают связь между отдельными явлениями  и отражают их в образной форме. 
          В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается в основном научное обоснование в необходимости занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического и общекультурного развития детей любого возраста. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей младших школьников средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым.[1,2,9,15] 
Вывод: Вопрос развития художественных способностей младших школьников средствами изобразительного творчества остается открытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования художественно-творческих способностей. Меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

 

 

  1. Мультимедийные продукты как способ развития художественно - творческих способностей учащихся младших классов.
  2. Развитие мультимедиа в России.

Мультимедиа – это длительная история имиджей, поэтому мультимедиа следует рассматривать и как искусство, образ декорации, где особое место принадлежит наглядно-образным способам передачи информации: компьютерная графика, анимация, видео и т.д. 
          Впервые термин «мультимедиа» в России появился теперь уже более 15 лет тому назад (В.Васильева, «Мир ПК» №10/2003), но использовался в основном специалистами. Всякий компьютер, имеющий звуковую плату, именовался «мультимедийным». В начале 90-х термин «мультимедиа» становится очень популярным, и многие разработчики объявляют развитие мультимедийных технологий своим приоритетом. К середине десятилетия появляются первые мультимедийные CD-диски образовательного характера.     В основном, это энциклопедии, справочники, тренажеры, альбомы («Профессор Хиггинс. Английский без акцента!” компании ИстраСофт; «Большая энциклопедия КМ» компании «Кирилл и Мефодий», «Династия Романовых. Триста лет Российской истории. Историческая энциклопедия», компании Коминфо; «Александр и Наполеон. История двух императоров» компании Интерсофт и т.д.) Некоторые компании берутся за перевод на русский язык и локализацию известных на западе образовательных программ. Появилась прослойка общества, обладающая возможностью иметь домашний компьютер и платить деньги за мультимедийные программы к нему. Этот факт обеспечил дальнейшее развитие данного сектора российской экономики.[6,7]

         В 1992 году Госкомвузом России была инициирована программа "Мультимедиа технологии", в рамках которой была создана профессиональная студия ("ЭКОН") и были выпущены первые российские мультимедиа продукты.

         В 1992 году в ходе реализации программы «Мультимедиа технологии» было выпущено всего три мультимедиа диска образовательного назначения, а в 1995 – уже двенадцать.

         В 1995 году в рамках второго этапа программы ("Мультимедиа в образовании") создан Республиканский мультимедиа центр (РМЦ), единственная государственная специализированная организация в России, координирующая работу 20 организаций на базе крупнейших университетов и научных центров.[6,7]

         В 1994 году за рубежом (компания Philips) создается технология записи видеофильмов на CD, позволяющая разместить один полнометражный фильм на двух дисках практически без потери качества. Теперь любимые фильмы можно смотреть на экране монитора и сохранять записи без потери качества долгие годы на удобном носителе. Середину и конец 90-х можно считать периодом бума мультимедиа систем на российском рынке.

         В настоящее время продукты мультимедиа используются очень широко, можно сказать во всех сферах деятельности человека. Среди них можно выделить следующие области применения мультимедиа:

  • Мультимедиа в бизнесе
  • Мультимедиа в туризме
  • Мультимедиа в обучении
  • Мультимедиа в лингвистике
  • Мультимедиа как информационное обеспечение различных сфер деятельности
  • Мультимедиа в технологии программирования
  • Мультимедиа в индустрия развлечений, и т.д.
  1. Влияние мультимедийных продуктов на развитие  
                   художественно-творческих способностей младших школьников.

Из существующих подходов к мультимедиа как форме  художественного выражения можно выделить несколько, каждый из которых  оттеняет ту или иную ее грань. Мультимедиа художественно выражает, но  одновременно и отражает художественное содержание. Например, цветы, картины и т.п., которые созданы без применения мультимедийных технологий,  а могут быть транслированы и распространены с помощью мультимедиа не  только в мире реальном, но и виртуальном. Мультимедиа – форма художественного творчества новыми средствами. Некоторые ученые полагают, что начало мультимедиа положил первый человек, сделавший  рисунок и надпись на стене. Тогда, при отсутствии мультимедийных технологий, он попытался выразить себя с помощью того средства, которое в силу объективных причин было ему доступно. Появление в дальнейшем  новых технических средств способствовало возникновению адекватных форм художественного выражения.  
          Культура каждого времени вырабатывает свою  версию мира, определяя способы поведения, типы реагирования, формулы  существования, т.е. формирует психологический каркас личности, ее «интеллектуальный профиль».  
          Младший школьник стремится каким-то адекватным способом создать себе простую, ясную картину мира. Это необходимо ему не только для того, чтобы познать  мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться  заменить этот мир созданной им картиной. На эту картину и ее оформление  ребенок переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести уверенность в своих способностях и утверждение своего «Я».  У каждого ученика начальной школы свой способ самовыражения. Свое видение и восприятие мира… Это может быть выражено в рисунке, в форме цветовых пятен, в сочетании красок, и т.д. Мультимедиа - технологии, благодаря беспредельным возможностям, выступают именно таким средством моделирования многообразных видов и форм творческого мышления, позволяя инициировать младшему школьнику не только репродуктивные действия и формально-логические  операции, но и художественно-творческие способности, реализуемые через обращение к знакам,  символам, образам, эмоционально значимым смыслам, формирующим культурно-образовательное пространство.[8,10] 
          Мультимедиа в этом случае – это новая форма, которая выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей ребенка, которые он черпает в разных видах искусства и деятельности, накопленных на протяжении тысячелетий всем человечеством и выражает идеи, развиваемые в искусстве разных времен, эпох и культур. 
          Можно сказать, что мультимедиа выступает не только новым средством развития интеллектуальных способностей ребенка, оно рождает новые формы художественного творчества. Сегодня рождается  новое искусство, которое не находило своих перспектив реализации в  традиционных рамках уроков изобразительного искусства. Компьютер  осознается  как средство моделирования и  демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства, и даже новых видов искусства. 
          И поскольку теперь младший школьник может использовать его и как музыкант, и как  писатель, и даже как ученый, это обстоятельство приводит к идее пересмотра художественных ценностей. На сегодняшний день сформировалось четыре вида мультимедийного искусства: компьютерная музыка, интерактивный компьютерный  перформанс, компьютерная анимация и компьютерная графика, все вместе они образуют сложную структуру мультимедиа. Компьютерная графика как составляющая мультимедиа – вид искусства, который позволяет ребенку с богатой фантазией, воссоздать работы, которые не могут быть созданы с помощью обычных материалов. Они являются сочетанием  высоких мультимедийных технологий и имеют собственный цвет, свое освещение, фактуру и движение, если этого хочет ребенок, не  свойственное ни одному реально существующему предмету или лицу. 
          Мультимедийные образовательные  программы в игровой форме предлагают  школьнику начальных классов, не выходя за пределы школы или своей комнаты, виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы мультимедиа позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и  найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.[13] 
    Использование мультимедиа дает возможность младшему школьнику самому участвовать в формировании информационного пространства. Особые возможности у детей появляются  благодаря созданию школой своего сайта в Интернете. Здесь младший школьник получает возможность стать в один ряд со всеми творческими людьми, обрести ту опору для своего творчества, которую он не всегда чувствует на конкурсах и выставках. Здесь он может предстать не только в роли  творческого человека, но и в роли критика, осмысляющего творчество, дающего ему оценку. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить теоретические знания и найти партнеров по общению.

  1. Повышение эффективности обучения с применением  
                   современных мультимедийных технологий.

          Каждая технология появляется тогда, когда в ней возникает потребность. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.   Традиционные способы информации – устная и письменная речь уступают мультимедийным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. В практике мультимедийными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, графику). 
          Уроки с использованием мультимедиа базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности младших школьников в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Мультимедиа способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;
  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, мультимедийных справочниках, энциклопедиях и т.д.;
  • принцип связи обучения с практикой – мультимедиа технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития младших школьников, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;
  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Мультимедиа включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения младших школьников взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения мультимедийных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.[17]

Информация о работе Тестирование художественно-творческих способностей младших школьников с использованием мультимедиа технологий