Типология педагогических инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании

ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Объект и предмет

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании  и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и  закономерностей, связанных с разработкой,обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского.

 

ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных

                процессов в  образовании

 

ГЛАВА 2. Типология  педагогических инноваций

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

                                               В В Е Д Е Н И Е

 

        Главная цель инновационных процессов  в образовании - развитие в  процессе обучения и воспитания  личности учащегося, ее способностей  к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

 

Среди множества  инновационных программы становится актуальным целесообразный выбор содержания и методов обучения.

 

       Глава1. Определение и сущность  инновационного процесса

                                                    в образовании

 

         Термин "инновация"  впервые в научной литературе  появился в 30-е годы XX века и  определял воплощение научного  открытия в новой техно-логии  или продукте. Позднее термины  "инновация", "инновационный про-цесс", "инновационные тенденции" и пр. приобрели статус общенаучных категорий высокой степени обобщенности и вошли в понятийно-катего-риальный аппарат ряда наук, в том числе - педагогики [2].

         В современной  педагогической науке имеется специфическая отрасль, связанная с отражением и изучением закономерностей и тенденций обнов-ления образования - педагогическая инноватика (А.А.Орлов, В.В.Сериков и др.), в рамках которой разработан понятийно-терминологический аппарат проблемы, дано определение понятия "инновационного процесса в педаго-гике" как динамического единства педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и эффективного использования в научной практике, а также выделены неологические, аксиологические и праксио-логические характеристики понятия "педагогическая инновация".

         Под инновационным  процессом понимается комплексная  деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению  новшеств. Учеб-но-воспитательный процесс  как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче молодым людям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности. Интерес к изучению об-стоятельств, связанных с формированием личности, в том числе – инноваций – находится  в последнее время в поле зрения социологов.

      Инновационные процессы  в образовании необходимо рассматривать  в комплексе его социальной  обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное разви-тие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.

       В условиях  социально-экономического кризиса  изменяется место выс-шего образования  в системе жизненных ценностей  российских студентов, ориентации  на специальность и формы получения  образования, установка на дальнейшую  профессиональную деятельность. Образование постепенно ста-новится прагматической узкоутилитарной ценностью. Приоритет среди вузов в настоящее время молодыми людьми отдаётся экономическим, юридичес-ким, гуманитарным. При этом преобладает стремление получить образование в возможно хорошие сроки, чтобы занять наиболее выгодное в материальном отношении место.

       Наиболее целеустремлённая  молодёжь в целом сознаёт, что  хорошая ка-чественная подготовка, специальные знания, готовность  повышать и изме-нять квалификацию становятся важными составляющими жизненного успе-ха. Задача образовательных структур - чутко реагировать на новые запросы общественного развития, студенчества, своевременно трансформируя цели, планы, методы и формы высшего образования.

       Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единст-венными источниками развития системы образования.

        Инновационные  процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огром-ного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инно-ваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотно-шение с последними достижениями в области образования.

       Прогрессивные  изменения образовательной реальности  связаны, как правило, с новыми  педагогическими разработками. Но  создать педагогичес-кое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекатель-ными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежа-щего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововве-дениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

     Вопросы научной поддержки  инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.

      Педагогическая инноватика  – молодая наука, в России  о ней начали гово-рить только  в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад.  Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения. Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых  идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.

      Следует различать  новшества и нововведения. Если  под педагогическим новшеством  понимать некую идею, метод, средство, технологию или систе-му, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».

      С помощью конструирования  нововведений можно управлять  развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.

        Ключевое понятие  в инноватике – инновационный  процесс . Инноваци-онные процессы  в образовании рассматриваются  в трех основных аспектах: социально-экономическом,  психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в кото-рых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут спо-собствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инноваци-онный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

         Подчеркнём  единство трёх составляющих инновационного  процесса: создание, освоение и применение  новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педаго-гической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом науч-ного исследования выступает процесс обучения.

          Другое  системное понятие - инновационная  деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инно-вационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, техноло-гий, средств обучения, системы управлении и т.п.

 

        Учитывая человекоориентированную  сущность педагогики, мы определяем  объект и предмет педагогической  инноватики не в традиционном  ключе «внешних воздействий»  на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который мы предлагаем в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

        Опираясь на  вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

      Сформулируем объект  и предмет педагогической инноватики следующим образом.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс изменения (обновления) которой включен субъект этой деятельности.

 

Предмет педагогической инноватики –  система отношений, возникающих  в инновационной образовательной  деятельности, направленной на становления  личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

 

Инновационные изменения идут сегодня  по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.

 

Исследования инновационных процессов  в образовании выявили ряд  теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении уже другого уровня – методологического. Обоснование методологических основ педагогической инноватики не менее актуально, чем создание самой инноватики. Педагогическая инноватика является особым направлением методологических исследований (4).

 

Чтобы разработать научное обеспечение  образовательных инноваций нам  потребуется опора на уже имеющуюся  методологическую базу. Для этого  уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей  педагогики.

 

Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на это счёт имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А.Даниловым: « Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» (1, с.73) и развито позднее В.В.Краевским: « … а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований » (2, с.16).

 

Вышеприведённые построения позволяют  ввести следующее определение:

 

Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

 

Итак, в сферу методологии педагогической инноватики входит система знаний и  соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

 

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Информация о работе Типология педагогических инноваций