Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.
ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании
ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития.
Предмет
педагогической инноватики – совокупность
педагогических условий, средств и
закономерностей, связанных с разработкой,
ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании
ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В В Е Д Е Н И Е
Главная цель инновационных
Среди множества
инновационных программы
Глава1. Определение и сущность инновационного процесса
Термин "инновация" впервые в научной литературе появился в 30-е годы XX века и определял воплощение научного открытия в новой техно-логии или продукте. Позднее термины "инновация", "инновационный про-цесс", "инновационные тенденции" и пр. приобрели статус общенаучных категорий высокой степени обобщенности и вошли в понятийно-катего-риальный аппарат ряда наук, в том числе - педагогики [2].
В современной педагогической науке имеется специфическая отрасль, связанная с отражением и изучением закономерностей и тенденций обнов-ления образования - педагогическая инноватика (А.А.Орлов, В.В.Сериков и др.), в рамках которой разработан понятийно-терминологический аппарат проблемы, дано определение понятия "инновационного процесса в педаго-гике" как динамического единства педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и эффективного использования в научной практике, а также выделены неологические, аксиологические и праксио-логические характеристики понятия "педагогическая инновация".
Под инновационным
процессом понимается
Инновационные процессы
в образовании необходимо
В условиях
социально-экономического
Наиболее целеустремлённая
молодёжь в целом сознаёт, что
хорошая ка-чественная
Проблемы, стоящие перед современным образованием, спровоцированы отношением к нему в течение ряда десятилетий. Ситуация сегодняшнего дня требует обращения к личности молодого человека, учёт в процессе обучения и воспитания индивидуальных и личностных особенностей и способностей, оптимального соотношения духовного и технократического начал. В поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единст-венными источниками развития системы образования.
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Новые типы образовательных учреждений, систем управления, новые технологии и методики - это проявления огром-ного потенциала инновационных процессов. Грамотное и продуманное их осуществление способствует углублению в нём позитивных изменений. Вместе с тем, реализация нововведений на практике должна быть сопряжена с минимальными отрицательными последствиями. Поэтому внедрение инно-ваций в практику всегда предполагает подготовительный этап, включающий в себя моделирование, экспертные оценки, дальнейшую доработку и соотно-шение с последними достижениями в области образования.
Прогрессивные
изменения образовательной
Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.
Педагогическая инноватика
– молодая наука, в России
о ней начали гово-рить только
в конце 80-х гг. прошлого века,
т.е. немногим более 15 лет назад.
Сегодня как сама педагогическа
Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения.
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систе-му, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».
С помощью конструирования
нововведений можно управлять
развитием образовательных сист
Ключевое понятие
в инноватике – инновационный
процесс . Инноваци-онные процессы
в образовании рассматриваются
в трех основных аспектах: социально-экономическом,
психолого-педагогическом и
Подчеркнём
единство трёх составляющих
Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инно-вационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, техноло-гий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Учитывая
Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой мы будем понимать науку, изучающую природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Сформулируем объект и предмет педагогической инноватики следующим образом.
Объект педагогической инноватики
– процесс возникновения, развития
и освоения инноваций в образовании.
Под инновациями здесь
Предмет педагогической инноватики –
система отношений, возникающих
в инновационной
Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.
Исследования инновационных
Чтобы разработать научное
Что такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов, на это счёт имеются различные понимания. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А.Даниловым: « Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность» (1, с.73) и развито позднее В.В.Краевским: « … а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований » (2, с.16).
Вышеприведённые построения позволяют ввести следующее определение:
Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Итак, в сферу методологии
Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Научное обеспечение этого глобального инновационного процесса нуждается в разработке. Многие новшества еще не проработаны в инновационно-педагогическом смысле, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.