Типология педагогических инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании

ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Методологические  основания педагогической инноватики      

Если  практики чаще озабочены конкретными  результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих  им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это – методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.     

В процессе исследования инновационных  процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического  плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основание для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педагогической инноватики оказывается не менее актуальным, чем создание самой педагогической инноватики.     

Педагогическая  инноватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрение в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности преобразования педагогической действительности.     

В работах философов, методологов, педагогов  на этот счет имеются различные понимания, включающие как проблемы, специфические  для педагогической деятельности, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход.)     

Деятельностная сущность инноваций  в образовании и необходимость  их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманий методологии педагогической инноватики как органичного единства двух состовляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способов добывания знаний отражающих... педагогическую деятельность» [1. с. 73] – и развито позднее В.В. Краевским: «...а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества специально-научных педагогических исследований» [2. с. 16] .     

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать следующее определение: методология  педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.      

Итак, нас интересует система знаний и  соответствующих им видов деятельности, которые изучают, обьясняют, обосновывают педагогическую инновацию, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретическич учений.     

Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое  представление педагогической инноватики, ее составу, структуре, функциям. Для етого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики. В этом направлении пока делаются только первые шаги.     

Н.Р.Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в  сфере образования и их противоречия[8. с. 31 - 44] .

  1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления
  2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.
  3. Тенденция внедрения. Приминение нового принимает массовый характер.
  4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

 

     Развитие  воспитательных систем школ предпологает прохождение трех основных взаимосвязанных этапа:

  1. Возникновение нового педагогического явления – воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теории, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике
  2. Освоение новшества педагогическим сообществом
  3. Приминения, внедрение в практику работы школ

 

     Каждый  из трех этапов отличается своими конкретными  противоречиями и особенностями их разрешения. Для первого этапа это противоречие состоит в том, что цель воспитания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.     

Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.     

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующем «образцом», «моделью» воспитательной системы  и необходимостью ее использования  и развития в условиях работы конкретной школы.     

С методических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных  педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы[6. с. 5 -10] :

  1. Система развивается не равномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
  2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведение с предметным научным обоснованием.
  3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются предметы научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам(дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).
  4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.
  5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.
  6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.
  7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся
  8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами.
  9. В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Вывод     

В основе любой научной теории лежат  выявленные закономерности и законы. В инноватики как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недостаточно и нуждается в дополнительных исследованиях.      

Существуют  следующие законы педагогической инноватики:

  1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем в последствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического общества.
  2. Закон финальной реализации инновационного процесса. любой инновационный процесс должен рано или поздно,  стихийно или сознательно реализоваться.
  3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
  4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Информация о работе Типология педагогических инноваций