Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.
ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании
ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров - педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.
В рамках путей решения перечисленных задач рассмотрим проблему типологии педагогических инноваций.
Опираясь на проведённые нами исследования (3), предлагаем систематику педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.
Согласно разработанной нами систематике педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
1. По отношению к структурным
элементам образовательных
2. По отношению к личностному
становлению субъектов
3. По области педагогического
применения: в учебном процессе,
в учебном курсе, в
4. По типам взаимодействия
5. По функциональным
6. По способам осуществления:
плановые, систематические,
7. По масштабности
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских
10. По степени предполагаемых
преобразований: корректирующие, модифицирующие,
модернизирующие, радикальные,
В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.
Литература:
1. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.
2. Краевский В.В. Методология
педагогики: Пособие для педагогов-
3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
4. Юсуфбекова Н.Р.
«В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений.
Критерии оценки нововведений.
1. Масштаб преобразования вуза.
Нововведения могут вводиться
в рамках только одного
2. Степень глубины
3. Степень новизны по фактору
времени. В рамках этого
Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика, СПб., «Питер», 2006 г., с. 129-130.
Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора по УВР, школа N 11, г.Байкальск
Голодышин Владимир Иванович, зам. директора по НВР, школа N 11, г.Байкальск
Что я понимаю под инновациями в образовании?
Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации: эти
инновации вызваны обновлением
сознания, веяниями времени, являются
первоосновой всех остальных инноваций,
так как без осознаний необходи
3. В.М.Лизинский в своей
---
Под инновациями в образовании
понимается процесс совершенствования
педагогических технологий, совокупности
методов, приемов и средств обучения.
В настоящее время
Личностно-ориентированные
1) Технологии дифференциации и индивидуализации
2) Внутригрупповая
3) Профильное обучение
4) Создание персонифицированных
учебных программ по
5) Проектные технологии
Факторы, препятствующие внедрению инновации в образовательный процесс в учреждения дополнительного образования:
- Не подготовленность к
1. У многих педагогов
2. Возрастной состав педагогов
- пенсионного и предпенсионного
возраста, не желание с их стороны
перестраивать процесс
- Слабая и практически
- Не возможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации педагогами в связи с недостаточным финансированием учреждений дополнительного образования.
В.Кричевский выделяет четыре уровня инновационных преобразований [2]:
o методологические инновации, по
Список литературы
1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. //Педагогика, 1996. - №4.- С.23-27.
2. Гончаров И. Какой быть
1993.-№5.-С.8-12.
3. Долженко О. Образование в России: сегодня, вчера и завтра.// Вестник высшей школы, 1992. -№4/5/6. -С.24-32.
4. Касьян А.А. Гуманитаризация
образования: некоторые
предпосылки. /Педагогика, 1998,-№2.-С.22-24.
5. Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения:
(Материалы
научно-практической
проф. И.С. Якиманской,- Петрозаводск, 1996.-148с.
6. Образование в конце XX века: Материалы "круглого стола" //Вопросы
философии,-1992,-№2.-СЗ-21.
7. Хуторской
А.В. Педагогическая
8. Юсуфбекова
Н.Р. Педагогическая
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы[1].
Более общее это понятие может
применяться также и к
· Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Введение
За последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует о большой связи педагогики с другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».
Педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций.
Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике.
Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
Всё это - методологические аспекты изучения
и конструирования