Типология педагогических инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании

ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

Растёт потребность в новом  теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров - педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.

 

В рамках путей решения перечисленных задач рассмотрим проблему типологии педагогических инноваций.

 

Опираясь на проведённые нами исследования (3), предлагаем систематику педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. Каждый блок формируется по отдельному основанию и дифференцируются на собственный набор подтипов. Перечень оснований составлен с учётом необходимости охвата следующих параметров педагогических нововведений: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений.

 

Согласно разработанной нами систематике  педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

 

1. По отношению к структурным  элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании,  в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

 

2. По отношению к личностному  становлению субъектов образования:  в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

 

3. По области педагогического  применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной  области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

 

4. По типам взаимодействия участников  педагогического процесса: в коллективном  обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве,  в семейном обучении и т.д.

 

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают  обновление образовательной среды,  социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические  средства, проекты, технологии и  т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

 

6. По способам осуществления:  плановые, систематические, периодические,  стихийные, спонтанные, случайные.

 

7. По масштабности распространения:  в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

 

8. По социально-педагогической  значимости: в образовательных учреждениях  определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

 

9. По объёму новаторских мероприятий:  локальные, массовые, глобальные  и т.п.

 

10. По степени предполагаемых  преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

 

В предложенной систематике одна и  та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных  блоках. Например, такая инновация  как образовательная рефлексия  учащихся может выступать нововведением  по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

 

Литература:

 

1. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.

 

2. Краевский В.В. Методология  педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш.  Ун-та, 2001. – 244 с.

 

3. Хуторской А.В. Педагогическая  инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во  УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

 

4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая  инноватика как направление методологических  исследований // Педагогическая  теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26.

 

«В системе отечественного высшего  образования выделяют разные типы нововведений.

 

Критерии оценки нововведений.

 

1. Масштаб преобразования вуза. Нововведения могут вводиться  в рамках только одного факультета  или направления и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ. Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций приобретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и элементы системы.

 

2. Степень глубины осуществляемого  преобразования. В рамках данного  критерия возможно обновление  по аналогии или прототипу,  уже известному в мировой практике. Это касается всех элементов  и звеньев высшего учебного  заведения — учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, организации отбора абитуриентов. Комбинаторное нововведение предполагает структурное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру университета академической гимназии как школы. Другим примером может быть создание комплекса: «педагогическая гимназия — педагогический колледж — педагогический университет». Радикальное изменение в системе высшего образования связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дистанционную форму обучения студентов.

 

3. Степень новизны по фактору  времени. В рамках этого критерия  нововведения классифицируют как  «замещающие», «отменяющие», «открывающие»  и ретровведения. В первом случае  вместо устаревшего учебника, например, или технического средства вводятся новые, более современные. Суть отмены — в прекращении деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью; в этом-то и состоит новизна. «Открывающее» — это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения — это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного».

 

Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика, СПб., «Питер», 2006 г., с. 129-130.

 

Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора  по УВР, школа N 11, г.Байкальск

Голодышин Владимир Иванович, зам. директора  по НВР, школа N 11, г.Байкальск

 

Что я понимаю под инновациями  в образовании?

 

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его  преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

 

Общеметодические инновации: к  ним относится внедрение в  педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных  по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

 

Административные инновации: это  решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

 

Идеологические инновации: эти  инновации вызваны обновлением  сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

 

3. В.М.Лизинский в своей монографии "Психолого-педагогический и управленческий  дневник директора школы" пишет: "Инновации могут оказаться  более вредными, чем традиции". А что Вы по этому поводу думаете?

 

---

 

Под инновациями в образовании  понимается процесс совершенствования  педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная  педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

 

Личностно-ориентированные технологии

 

1) Технологии дифференциации и  индивидуализации

 

2) Внутригрупповая дифференциация  через использование факультативных  занятий и педагогических мастерских

 

3) Профильное обучение

 

4) Создание персонифицированных  учебных программ по направлениям: для детей-инвалидов ДЦП.

 

5) Проектные технологии предполагают  включение детей в социально-  и личностно-значимую деятельность.

 

Факторы, препятствующие внедрению  инновации в образовательный процесс в учреждения дополнительного образования:

 

- Не подготовленность к инновационной  деятельности педагогических кадров

 

1. У многих педагогов дополнительного  образования отсутствует педагогическое  образование, чаще всего у них  специальное - профильное.

 

2. Возрастной состав педагогов  - пенсионного и предпенсионного  возраста, не желание с их стороны  перестраивать процесс обучения.

 

- Слабая и практически отсутствующая  технически-информационная база.

 

- Не возможность прохождения  специализированных курсов повышения квалификации педагогами в связи с недостаточным финансированием учреждений дополнительного образования.

 

В.Кричевский выделяет четыре уровня инновационных преобразований [2]:

 

o методологические инновации, по

Список литературы

 

1. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы. //Педагогика, 1996. - №4.- С.23-27.

 

2. Гончаров И. Какой быть российской  школе. //Воспитание школьников.-

 

1993.-№5.-С.8-12.

 

3. Долженко О. Образование в  России: сегодня, вчера и завтра.// Вестник высшей школы, 1992. -№4/5/6. -С.24-32.

 

4. Касьян А.А. Гуманитаризация  образования: некоторые теоретические

 

предпосылки. /Педагогика, 1998,-№2.-С.22-24.

 

5. Модель  гимназии как инновационного  образовательного учреждения:

 

(Материалы  научно-практической конференции). /Под ред. д-ра психол. наук,

 

проф. И.С. Якиманской,- Петрозаводск, 1996.-148с.

 

6. Образование  в конце XX века: Материалы "круглого  стола" //Вопросы

 

философии,-1992,-№2.-СЗ-21.

 

7. Хуторской  А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

 

8. Юсуфбекова  Н.Р. Педагогическая инноватика  как направление методологических  исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26.

 

 

Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы[1].

Более общее это понятие может  применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

 

·  Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

 

 

 

    Введение      

За  последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых  понятий, новых терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует  о большой связи педагогики с  другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».      

Педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций.     

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом,, использовании и применении на практике.     

Если  практики чаще озабочены конкретными  результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих  им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.     

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики сформулируем следующее определение:      

Информация о работе Типология педагогических инноваций