Типология педагогических инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса обеспечивает преимущественно личностный компонент содержания образования, реализуемый через адекватные инновационные педагогические технологии.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Определение и сущность инновационных
процессов в образовании

ГЛАВА 2. Типология педагогических инноваций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.     

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут  являться действенным средством  анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, ЕГЭ, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.     

Прежде  всего, следует различать новшества  и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Сущность  педагогической инноватики       

Термин  инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:     

«Инновация (от латинского inovatis) —  это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии [7. с. 15].     

Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение» [7. с. 17].     

В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как  «новинка, обновление, новшество –  практическое использование технических  и технологических изобретений и достижений». [7. с. 17] В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.     

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему [4. с. 36]. Словарь С.И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.     

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат  нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в  объективно - временном плане.      

Новшество, инновация, нововведение - трактовки  этих понятий разными авторами оказываются  различны.     

Инновации - это изменения внутри системы [5. с. 230 - 231].     

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [5. с. 230 - 231].     

Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п.      

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной  с некоторыми определениями в  социологии (новшество как социологическая  категория).     

Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств.      

Роджерс так определяет новшества: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования» [5. с. 231 - 232].     

Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей» [5. с. 235].     

Американцы  Бил и Болен определяют новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». [5. с. 235].     

Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» [5. с. 236].     

Н.Р.Юсуфбекова под педагогической инноватикой предложила понимать учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим обществом и, наконец, использовании  и применении на практике[6. с. 10]. В  современной педагогике такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно ориентированной парадигме, повышающей роль субъекта в проектировании своего образования. С данной точки зрения нецелесообразно переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве.      

Итак, что же такое педагогическая инноватика? Педагогика имеет дело с образовательными процессами, в которых участвуют учащиеся и педагоги. Все остальные изменения – модернизация образования, изменение продолжительности среднего или высшего образования, доступ школ к интернету и так далее – это только средства, которые могут приводить к главной педагогической миссии – прогрессивным личностным изменениям учащихся и педагогов.     

Педагогическая инноватика направлена на выполнения человеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколением, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.     

Учитывая  изложенное, сформулируем следующее  определение. Педагогическая инновация-это  наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъекта образования, а так же обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.     

Из  этого определения вытекает главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен.     

Можно считать, что педагогическая инноватика отвечает за характер изменения  образования во времени. Именно изменения  в образовании, а не самообразование  являются предметом исследования в педагогической инноватике. Причем изменение рассматривается во всей его полноте – от выявления причин естественно происходящих в образовании изменений до искуственного проектирования и внедрения педагогических новшеств, обнаружения закономерностей инновационных процессов.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Задачи  педагогической инноватики      

Задачи  педагогической инновации конкретизируют ее влияние на изменяющуюся образовательную  реальность. Какова же эта реальность?     

В современном образовании приятно  различать два типа инновационных  феноменов: «инновации в системе  образования» и «инновационное обучение» [3. с. 10]. Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и объектов, например с созданием новых образовательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе – инновационное обучение – определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.     

Оба инновационных феномена и соответствующие  им виды деятельности исследуются одной и той же научной областью – педагогической инноватикой. Причем эти два феномена взаимосвязаны. Например, инновационное обучение – одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений. Инновационное обучение может рассматриваться как реакция системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся смыслы и цели образования. Инновационное обучение – это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве отклика на проблемные ситуации, проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом.     

И наоборот, масштабные системные  изменения происходят иногда под  воздействием новаторских систем обучения. Если же понимать эти два фактора  отдельно, то можно получить проблему отчуждения практики от теории, то есть концепции модернизации образования будут сами по себе, а образование – само по себе. Чтобы этого не случилось, необходимо исследовать оба фактора – «инновации в системе образования» и «инновационное обучение» - в единстве.     

Объединяющее понятие педагогической инновации – инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.      

Инновационные процессы в образовании рассматриваются  в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.      

Инновационная деятельность – комплекс мер и  технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной  деятельности относится изменение  компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.     

Новшества в образовании представляют собой  выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведения  их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.     

Задачи  педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.     

Ученые  предлагают несколько типов задач педагогической инноватики:     

1.описательно-обьяснительные  задачи, призванные дать картину  того, что есть в действительности  на уровне теоретического объяснения     

2. задачи, связанные с разработкой  новых моделей инновационной  деятельности, новых технологий  ее осуществления, новых форм  ее организации     

3. задачи, связанные с разработкой  способов развития систем инновационной  деятельности.     

4. задачи, связанные с изучением  системы отношений, возникающих  в инновационной образовательной  деятельности по отношению к  личностному становлению и развитию  ученика и учителя.      

5. задачи, относящиеся к природе  и закономерностям возникновения,  развития педагогических инноваций,  их связи с традициями прошлого  и будущего в отношении субъектов образования.      

Педагогическая  инновация имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического  характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики как:

  1. Педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности
  2. Педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;
  3. Педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и ЭС;
  4. Педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества не воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;
  5. Теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

 

     Педагогическая инноватика имеет  средство для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

  • Целевой и концептуальный блок образования;
  • Организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации
  • Педагогические технологии
  • Структура и содержание образования
  • Учебные программы, учебники, электронные средства обучения
  • Научно-методическое обеспечение учебного процесса
  • Принципы управления образованием, качеством образования
  • Система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования
  • Экономика образования, государственная и межгосударственная политика образования

 

     Педагогическая  инноватика изучает сущность, структуру, форму, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например с инновационным менеджментом в образовании – дисциплиной, изучающей управление развитием образовательных систем путем нововведений.     

Таким образом, педагогическая инноватика оказывается тесно связанной с другими областями научных знаний, причем не только педагогическими. Образовательные инновации происходят на стыке комплекса наук, могут приобретать интернациональный глобальный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность.      

Информация о работе Типология педагогических инноваций