Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7

1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14

1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20

Вывод по 1 главе…………………………………………………….24

Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным  детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25

   2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25

   2.2    Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28

   2.3   Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33

   2.4    Результаты коррекции тревожности…………………………35

Рекомендации………………………………………………………..39

Вывод по 2 главе…………………………………………………….42

Заключение…………………………………………………………..44

Список  литературы…………………………………………………46

Приложения

 

 

 

                                 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение

  В последнее время в России наблюдается изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, которые являются причинами роста отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

По мнению авторов [Божович Л.И, Бодалёв А.А, Мухина В.С,  Репина Т.А и других] ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

  В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей [Дубровина И.В, Гарбузов В.И, Захаров А.И, Ковалёва Е.Б. и другие].

  Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи Ковалёв С.В, Захаров А.И, Коган И. и другие, является психологический микроклимат семьи.

  Для маленького  ребёнка семья – это целый  мир, в котором он живёт,  действует, делает открытия, учится  любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.  Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

  По мнению Варга А.Я, Столина В.В. и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

   Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком [Смирнова Е.О, Быкова М.В и другие].

     Представители  различных психологических школ  занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития. Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Выготским Л.С, Лисиной М.И, Рубинштейном СЛ, Божович Л.И и продолжены в различных контекстах другими исследователями.

     Среди  наиболее актуальных проблем  современной психологии одно  из главных мест занимает состояние  тревоги и связанное с ним  понятие тревожности. Не влияя  в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Фактор семейного воспитания, выделяется в настоящее время в качестве центральной причины возникновения тревожности у детей [Ковалёв С.В, Захаров А.И, Коган И. и другие].

    В связи с этим, направление исследования, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.

    Проблемой исследования является ранняя диагностика тревожности детей и способы оказания психологической помощи семье

    Объектом  исследования является семья  дошкольника. Предметом исследования является процесс оказания психологической помощи семье дошкольника, воспитывающей эмоционального ребенка

      Целью  курсовой работы является  изучения влияния родительского  отношения как неотъемлемой части  семейных отношений на уровень  тревожности детей и способы  оказания психологической помощи  семьям

Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр

      Для достижения заданной цели  необходимо решить следующие  задачи:

1. Изучить литературу, изданную раннее по данной  тематике;

2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;

3. Изучить характер  детско-родительских отношений в  семье и эмоциональную сферу  детей; 

4. Провести коррекцию  детско-родительских  отношений и эмоциональной сферы детей.

Метода исследования:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) и наблюдение.

Этапы исследования:

1этап. Констатирующий  этап. Цель: является выявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста и характер детско-родительских отношений.

2этап. Формирующий  этап. Цель: снятие тревожности у детей с помощью игр, путем снятия эмоционального и телесного напряжения

3этап. Контрольный  этап. Цель: являлось проверка уровня тревожности старшего дошкольника

База исследования: Исследование проводилось на базе ДОУ Быковского района Детский сад «Тополёк»

       Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений

    1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей

Семья как определённая социальная общность волновала умы  философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад [Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие].

 По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена». [Столяренко Л.Д., 2001.]

Е.Ю. Брель, раскрывая специфику  детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются  сильной эмоциональной значимостью  как для ребенка, так и для  родителя. Во-вторых, имеет место  амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому [Брель Е.Ю., 1996.]. А.С. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления [Спиваковская А.С. 1981,].

Основываясь на работах отечественных исследователей [Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев], детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними [Петровский А.В. 1981,]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей. Макаренко А.С, Петровского А.В, Захарова А.И, Добрович А.Б. и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

По мнению Варга А.Я. и Столина В.В., «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались такие исследователи как Петровский А.В., Захаров А.И., Балинский И.М., Мясищев В.Н., Зачепицкий Р.А. и другие.

Соловейчик  С. считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

Добрович А.Б. выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Роль семьи значима  для ребенка любого возраста, а  каждый этап развития ребенка диктует свою специфику работы семьи с ребенком и психотерапевтической работы с семьей

Исследования Леонтьева А.Н.Лурия., А.Р, Эльконина Д.Б.и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.

Следовательно, логично рассмотреть  вопрос о влиянии родительских отношений  на эмоциональное развитие ребенка.

Одним из главных отклонений в детско-родительских отношениях в  развитии эмоциональной сферы у  детей старшего дошкольного возраста может являться тревожность.

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители  психоанализа рассматривали тревожность  как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый  взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза  лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а  также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Адлер выдвигает  три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка  неправильной позиции и стиля  жизни. Эти условия следующие:

1. Органическая, физическая неполноценность организма.

2. Избалованность.

3. Отверженность  ребенка [Теория личности в западноевропейской и американской психологии./ под ред. Д.Я. Райгородского 1996].

Фромм, Хорни  и Салливен пытаются показать различные  механизмы избавления от тревоги. Фромм  считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство от себя», лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. [Артюхова И. С. 2008,]

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений