Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения
При работе с родителями использовали следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование:
«Родительское отношение к
Для выявления
родительского отношения к
Цель: изучить
выявление родительского
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста и характер детско-родительских отношений.
Исследование проводилось на базе ДОУ детского сада «Тополек» в поселке городского типа Быково.
После обработки и интерпретации полученных с помощью методики разработанной американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, данных мы определили уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании.
Результаты уровня тревожности описаны в таблице 2.1 Подробные результаты смотрите в приложении 1
Таблица 2.1
Количество детей Уровень |
Распределение детей по уровням тревожности | |
Абсолютные |
% | |
Высокий |
6 |
37 |
Средний |
8 |
50 |
Низкий |
2 |
13 |
Как видно из таблицы 2.1 из 16 детей 2 ребёнка имеют низкий индекс тревожности, половина детей (50%) имеют средний уровень тревожности, из них 4 девочки и 4 мальчика. И 37% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 4 мальчика и 2 девочки. Дети, показавшие высокий уровень проявления тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос "Почему?", они чаще всего говорили: "Потому что его ругают", "Потому что ее наказали", "Потому что на него не обращают внимания", "Не хотят с ней играть".
После этого теста мы предложили родителям ответить на несколько вопросов, которые позволили нам выявить уровень тревожности детей.(см. приложение 5)
Результаты опроса представлены в таблице 2.2. Подробные результаты смотрите в приложении 2
Уровень тревожности детей, выявленными родителями
Количество детей Уровень |
Распределение детей по уровням тревожности | |
Абсолютные |
% | |
Высокий |
10 |
66 |
Средний |
4 |
30 |
Низкий |
2 |
4 |
Обработка результатов показала, что 10 человек (66%) родителей отметили высокую тревожность у своих детей из них 7 мальчиков и 4 девочки. 4 человека (30%) отметили среднюю уровень тревожности, из них 1 мальчик и 3 девочки. Низкую тревожность отметили 2 (4%) из родителей из них 1 мальчик и 1 девочка
Для выявления
родительского отношения к
Проанализировав
ответы родителей, мы получили следующую
картину родительского
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 5 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 8 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 3 семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
- детские отношения к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень –
Выявление родительского отношения к детям
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Так Никита Г. хочет почаще с родителями гулять, значит ему не хватает родительской ласки и заботы;
Игорь Р. мечтает, чтобы мама не плакала, значит в семье несколько напряженная обстановка;
Иван Р. говорит о том, что его часто ругают – присутствие чрезмерной строгости;
Ксюша П. думает о том, чтобы было можно поиграть с подругами – прослеживается чрезмерная опека и ребенку не хватает свободы;
Яна М. с гордостью сообщает, что мама с ней часто играет и ей с мамой очень интересно – видно, что в семье дружелюбные отношения
Исходя из того, что родители обладают достаточным уровнем знаний о своём ребёнке, мы можем принять эти данные как достоверные.
В результате проведенных нами методик, было выявлено, что 37% детей имеют высокий уровень тревожности, половина из них имеет средний уровень и только 13% имеют низкий уровень тревожности. Родители также выявили тревожность у своих детей, в итоге у 11 человек родителей отметили высокую тревожность у своих детей из них 7 мальчиков и 4 девочки. 5 человек отметили среднюю уровень тревожности, из них 1 мальчик и 4 девочки. Наиболее оптимальным является уровень родительских отношений кооперация. Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 5 семьях. К нейтральному уровню относится отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». К нейтральному уровню можно отнести 8 семей .
К отрицательному уровню родительских отношений относится такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация».
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр
Целью формирующего этапа является снятие тревожности у детей с помощью игр, путем снятия эмоционального и телесного напряжения. В эксперименте приняли участие дети с высшим уровнем тревожности в количестве 8 человек.
Игровая коррекция способствует развитию эмоционально-личностной, познавательной и когнитивной сфер личности ребенка и взрослого. Кроме того, игровая коррекция выполняет и релаксативную функцию: в процессе занятий снимается или значительное снижается эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение. Процесс игры позволяет самореализоваться ребенку и взрослому.
Для того, чтобы снизить уровень тревожности ребенка, необходимо, во–первых, выяснить, какие ситуации вызывают тревогу у ребенка, а, затем в игровой форме показать ребенку, что этой ситуации не стоит бояться, помочь ребенку преодолеть свои страхи и тревоги.
Для проведения коррекционной работы с детьми использовалась игровая терапия «От сердца к сердцу» (см. Приложение 6), в нее вошли игры, опубликованные в работах Л.М. Костиной, Н.В. Самоукиной, К. Фопеля, Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.
Программа включает 10 занятий по 30 минут. Занятия строятся по трем циклам.
Первый цикл – включает в себя игры, основная цель которых состоит в снятии напряжения, повышении активности, самооценки, расслаблении мышц (игры на снятие напряжения различных групп мышц входят, как обязательные в каждый цикл программы). Данный цикл состоит из 3 занятий.
Второй цикл – включает в себя игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми. Данный цикл также состоит из 3 занятий.
Третий цикл – включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение. Данный цикл состоит из 4 занятий.
Вывод: Данная программа помогает снижению уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения, также может использоваться для коррекции страхов.
Как уже отмечалось, в качестве программы коррекции тревожности мы использовали программу директивной игротерапии «От сердца к сердцу».
В самом начале занятий первого цикла дети вели себя очень осторожно, оглядывались по сторонам. Они испытывали страх и тревогу перед новым человеком. На данном этапе необходимо эмоциональное принятие, одобрение и поддержка каждому ребенку со стороны психолога. Этому способствуют игры на знакомство, на установление позитивно – эмоционального контакта. На третьем занятии стали намного смелее, с удовольствием играли в предложенные психологом игры.
На занятиях второго цикла дети вели себя значительно раскованней. На этом этапе дети, чувствуя себя в безопасности, стремились проявить индивидуальность, самоутвердиться.
На наш взгляд третий цикл занятий для детей был наиболее легким, так как они преодолели стеснение и зажатость, а этому способствовали игры на снятие мышечного напряжения, которые проводились на протяжении всех циклов программы. Дети вели себя очень эмоционально, раскованно, обсуждали проблемную ситуацию. В целом данный этап программы прошел успешно.
Можно утверждать, что многие из предложенных в программе игр являются полифункциональными, т. е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать тонизирующий эффект, для третьего – являться уроком коллективных отношений.
2.4 Результаты коррекции тревожности
Целью контрольного эксперимента являлось проверка уровня тревожности старшего дошкольника
После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом игры директивного типа нами была проведена повторная диагностика тревожности у детей, т. е. мы повторно провели констатирующий эксперимент.