Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберет тебя дядя в мешок", "Уеду от тебя" и т. д.
Если у ребенка
усиливается тревожность, появляются
страхи - непременный спутник
Неуверенность
порождает тревожность и
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.
Отрицательные
последствия тревожности выража
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.
По мнению отечественных и зарубежных авторов [Захаров А.И., Ковалёва Е.Б., Овчарова Р.В., Осипова А.А., Спиваковская А.С., Адлер А., Роджерс К., Лэндрэт Г.Л. и другие] очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Несмотря
на различия в теориях, целях,
процедурах и формах
Овчарова Р.В., основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий
тренинг осуществляется с
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.
Осипова А.А. выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Ковалёва Е.Б., исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее.
По мнению Харчева А.Г., семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Маркова Т.А., Кравцов Г., Доронов Т.Н., Мушенко С.И.и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.
Анализируя
подходы авторов коррекции
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический).
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения
на ребёнка посвящено много
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.
Вывод по 1 главе
В результате рассмотрения
вопроса о теоретических
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы тревожности и способов оказания психологической помощи детям старшего дошкольного возраста
2.1 Методы изучения детско-
По данной проблеме
занимались многие ученные. Существует
множество методик изучения детско-родительских
отношений и эмоциональных
Для выявления тревожности у детей использовался тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков:
каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под ос-новным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного — 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.
Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.
При предъявлении
каждого рисунка
Игра с младшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами.”
Ребенок и мать с младенцем. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом.”
Объект агрессии. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Одевание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается.”
Игра со старшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми.”
Укладывание спать в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать.”
Умывание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной.”
Выговор. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Игнорирование. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Агрессивное нападение. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Уборка игрушек. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки.”
Изоляция. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”
Ребенок с родителями. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой.”
Еда в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест.”
Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.
Далее мы провели исследование на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.