Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание  по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним  из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберет тебя дядя в мешок", "Уеду от тебя" и т. д.

Если у ребенка  усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.          

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к  сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестны

Для того, чтобы  строить позитивные отношения с  ребёнком, важно знать, как это  делать. Рассмотрим исследования авторов  по данной проблеме.

 

    1. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений

По мнению отечественных и зарубежных авторов [Захаров А.И., Ковалёва Е.Б., Овчарова Р.В., Осипова А.А., Спиваковская А.С., Адлер А., Роджерс К., Лэндрэт Г.Л. и другие] очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.

 Несмотря  на различия в теориях, целях,  процедурах и формах коррекционной  работы, психологическое воздействие  в целом сводится к тому, что  один человек пытается помочь  другому.

Овчарова Р.В., основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

 Когнитивно-поведенческий  тренинг осуществляется с помощью  ролевых игр и программы видеотренинга. 

Обоснование метода: семья – целостная система. И  именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий.

Осипова А.А. выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим  тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах  групповой работы. При этом подразумевается  использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический  тренинг – один из методов активного  обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного  на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

В процессе социально-психологического тренинга применяются различные  методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Ковалёва Е.Б., исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития.

Методы коррекции  органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции  индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и  адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).

 Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так далее.

По мнению Харчева А.Г., семья для дошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того, чтобы  складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Маркова Т.А., Кравцов Г., Доронов Т.Н., Мушенко С.И.и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и   т. д.

Анализируя  подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее значимым, на наш  взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).

Исследователи обращают внимание, что для коррекции  детско-родительских отношений можно  использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический).

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения  на ребёнка посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов [Петровский А.В., Захаров А.И., Варга А.Я., Столин В.В.,Соловейчик С., Лесгафт П.Ф.и другие].

Тревожность ребёнка на начальной  стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в  личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания.

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Вывод по 1 главе

В результате рассмотрения вопроса о теоретических аспектах развития и преодоления тревожности  у детей в системе детско-родительских отношений, мы выявили подходы различных  авторов по данной проблеме. Рассмотрели понятия детско-родительских отношений, их влияние на развитие эмоциональной сферы детей. Подобрали различные подборки разных авторов по данной проблематике, рассмотрели какие причины влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка, то есть тревожности, также  рассмотрели различные методы коррекции тревожности, где описывали существующие методы разных авторов, помогающие семье, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. В итоге из всего сказанного мы пришли к мнению, что всё таки огромное значение в развитии ребенка является его семья, их отношение к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы тревожности и способов оказания психологической помощи детям старшего дошкольного возраста

 

  2.1 Методы изучения детско-родительских  отношений и эмоциональных отклонений  у детей

По данной проблеме занимались многие ученные. Существует множество методик изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей. Мы использовали лишь некоторые из них.

Для выявления тревожности у детей использовался тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом

Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков:

каждый состоит  из основного и дополнительного, находящегося под ос-новным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного — 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.

Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.

При предъявлении каждого рисунка экспериментатор  дает строго определенную инструкцию:

Игра с младшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами.”

Ребенок и мать с младенцем. “Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) гуляет со своей  мамой и малышом.” 

Объект агрессии. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”

Одевание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) одевается.” 

Игра со старшими детьми. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) играет со старшими детьми.”

Укладывание спать  в одиночестве. “Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка, печальное  или веселое? Он (она) идет спать.” 

Умывание. “Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) в ванной.”

Выговор. “Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?” 

Игнорирование. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”

Агрессивное нападение. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?”

Уборка игрушек. “Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) убирает игрушки.” 

Изоляция. “Как ты думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка, печальное или  веселое?” 

Ребенок с родителями. “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой.”

Еда в одиночестве. “Как ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка, печальное или  веселое? Он (она) ест.” 

Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис. 3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.

Далее мы провели исследование на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений