Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Результаты уровня тревожности детей
№ |
И.Ф.ребенка |
Низкий индекс тревожности |
Средний индекс тревожности |
Высокий индекс тревожности |
1 |
Яна. М |
18% |
||
2 |
Руслан Б. |
50% | ||
3 |
Алёна В. |
36% |
||
4 |
Дима Г. |
57% | ||
5 |
Галя К. |
20% |
||
6 |
Артем С. |
44% |
||
7 |
Никита Г |
50% |
||
8 |
Игорь Р. |
57% | ||
9 |
Ксюша. П. |
64% | ||
10 |
Иван Р. |
36% |
||
11 |
Настя С. |
57% | ||
12 |
Аня М. |
43% |
||
13 |
Вика Щ |
36% |
||
14 |
Денис С. |
57% | ||
15 |
Алёша Т. |
43% |
||
16 |
Ксюша Ф. |
45% |
Общий результат показан в таблице 2.2.
Кол-во детей |
Низкий ИТ |
Средний ИТ |
Высокий ИТ |
16 |
2 |
8 |
6 |
Приложение 2
Результаты опроса родителей на выявление уровня тревожности у детей
№ |
Низкая тревожность |
Средняя тревожность |
Высокая тревожность | |||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки | |
1 |
17 |
|||||
2 |
19 |
|||||
3 |
18 | |||||
4 |
15 |
|||||
5 |
14 |
|||||
6 |
20 |
|||||
7 |
8 |
|||||
8 |
18 | |||||
9 |
20 |
|||||
10 |
13 |
|||||
11 |
19 |
|||||
12 |
9 |
|||||
13 |
17 |
|||||
14 |
17 | |||||
15 |
17 |
|||||
16 |
18 |
Приложение 3
Таблица 2.4 Уровень тревожности дошкольников после проведения эксперимента
Испытуемый |
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ | |||
№ |
Ф. И. |
Высокий |
средний |
Низкий |
1 |
Яна. М |
57 % |
||
2 |
Руслан Б. |
71 % |
||
3 |
Алёна В. |
28 % |
||
4 |
Дима Г. |
43 % |
||
5 |
Галя К. |
71 % |
||
6 |
Артем С. |
57 % |
||
7 |
Никита Г |
64 % |
||
8 |
Игорь Р. |
64 % |
||
9 |
Ксюша. П. |
14 % | ||
10 |
Иван Р. |
14 % | ||
11 |
Настя С. |
78 % |
||
12 |
Аня М. |
57 % |
||
13 |
Вика Щ |
64 % |
||
14 |
Денис С. |
43 % |
||
15 |
Алёша Т. |
43 % |
||
16 |
Ксюша Ф. |
43 % |
||
Средний результат |
27, 8 % |
61, 1 % |
11, 1 % |
Приложение 4
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
Вопросы:
1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3. Я уважаю своего ребёнка.
4. Мне кажется,
что поведение моего ребёнка
значительно отклоняется от
5. Нужно подольше
держать ребёнка в стороне
от реальных жизненных проблем,
6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7. Хорошие родители
ограждают ребёнка от
8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10. Бывают случаи,
когда издевательское
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14. Мой ребёнок
часто совершает такие
15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18. Моего ребёнка
трудно научить хорошим
19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
22. К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25. Я жалею своего ребёнка.
26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием
провожу с ребёнком всё
28. Я часто
жалею о том, что мой ребёнок
растёт и взрослеет, и с
29. Я часто
ловлю себя на враждебном
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители
должны приспосабливаться к
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33. При принятии
семейных решений следует
34. Я очень
интересуюсь жизнью моего
35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39. Основная
причина капризов моего
40. Невозможно
нормально отдохнуть, если
41. Самое главное,
чтобы у ребёнка было
42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребёнку.
50. За строгое
воспитание дети благодарят
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52. В моём
ребёнке больше недостатков,
53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
54. Мой ребёнок
не в состоянии что-либо
55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59. Ребёнок не
должен иметь секретов от
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Бланк для ответов:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
||||||||||
№ вопроса |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
№ вопроса |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
№ вопроса |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
№ вопроса |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
№ вопроса |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
№ вопроса |
61 |
Номера вопросов для каждого из типов отношения:
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю и даются следующие описания:
1. Принятие-отвержение.
Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами&nb