Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения влияния родительского отношения как неотъемлемой части семейных отношений на уровень тревожности детей и способы оказания психологической помощи семьям
Гипотеза исследования: предполагается, что снять тревожность у детей можно с помощью игр
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, изданную раннее по данной тематике;
2. Подобрать методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей;
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семье и эмоциональную сферу детей;
4. Провести коррекцию детско-родительских отношений и эмоциональной сферы детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления тревожности у детей в системе детско-родительских отношений………………………………………………………………..7
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения семейных отношений и эмоциональных отклонений у детей……………………………………………………………………7
1.2 Причины возникновения тревожности у ребенка в семье.........................................................................................................14
1.3 Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений…………………………………………….20
Вывод по 1 главе…………………………………………………….24
Глава 2. Экспериментальное исследование тревожности и способов оказания психологической помощи тревожностным детям старшего дошкольного возраста………………………………………………..25
2.1 Методы изучения детско-родительских отношений и эмоциональных отклонений у детей…………………………………25
2.2 Изучение семейных отношений и тревожности у детей……28
2.3 Коррекция тревожности и детско-родительских отношений с помощью игр………………………………………………………….33
2.4 Результаты коррекции тревожности…………………………35
Рекомендации………………………………………………………..39
Вывод по 2 главе…………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………46
Приложения

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Данные повторной  диагностики по методике Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом  представлены в таблицах 2.4 (смотреть приложение 3)

Результаты выявления уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста (сравнительный анализ)                          Таблица 2.4

Уровень тревожности

Констатирующий эксперимента

Контрольный эксперимента

Высокий

37%

28%

Средний

50%

61%

Низкий

13%

11%


Мы видим, что  если до эксперимента показатели высокого уровня тревожности составляли 37 %, то после проведения эксперимента они изменились и составили 28 %, т. е. показатели высокого уровня тревожности снизились. И как следствие этого возросли результаты среднего и низкого уровня тревожности.

До эксперимента средний уровень тревожности был 50 %, после эксперимента стал 61 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента составлял 13 %, после проведения эксперимента составил 11 %;

Дети во время  тестирования проявляли беспокойство, нервозность. У некоторых наблюдалась  повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи.

Итак, до применения коррекционной программы показатели большего количества детей соответствовали среднему уровню тревожности, после ее применения наблюдался спад высокого и низкого уровней тревожности.

На основе наблюдений и беседы с родителями можно отметить, что дети этой группы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Дети научились налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появилось больше доверия к окружающим.

Они стали более  самостоятельными, активными, решительными, и менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи и не бояться новых  видов деятельности.

Результаты  опроса родителей после проведения эксперимента в также изменились, они представлены в таблице 2.5.

Уровень тревожности  дошкольников по данным опроса родителей                            Таблица 2.5

Уровень тревожности

Группы испытуемых

Констатирующая

Контрольная

Высокий

66%

55, 6 %

Средний

30%

33,3 %

Низкий

4%

5 %


   До применения программы коррекции 66 % родителей набрали то количество баллов, которое соответствует высокому уровню тревожности, а после применения программы эта цифра составила 55,6 %; Мы также можем констатировать факт роста показателей среднего и низкого уровня тревожности. Средний уровень тревожности до эксперимента – 30 %; после эксперимента – 33,3 %; Низкий уровень тревожности до эксперимента – 4%; после эксперимента – 5 %; Эти данные подтверждают успешность использования игры в работе с тревожными детьми.

После применения программы коррекции, показатели уровня тревожности, по результаты проведенного теста с детьми и по данным опроса родителей, изменились в лучшую сторону.

Полученные  результаты позволяют говорить об эффективности игры для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников. Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ психокоррекции с использованием игры является весьма ценным.

На основе вышесказанного мы сделали некоторые выводы:

Коррекцию высокого уровня тревожности следует проводить  по специально разработанным программам. И после ее проведения периодически использовать упражнения и игры на преодоление тревожности, на формирование чувства доверия и уверенности в себе, на снятие мышечного напряжения и др.

Должное внимание необходимо отдать работе с родителями тревожных детей; Ни один родитель не желает, чтобы его ребенок был  «тревожным», но, к сожалению, многие из них не знают, что именно из – за их неадекватного отношения к ребенку он и становится «тревожным».

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Рекомендации:

Мы предлагаем ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей. и считаем, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении с детьми.

а) Рекомендации родителям по профилактике тревожности.

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей;

- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше;

- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить;

- Необходимо ежедневно отмечать успехи вашего ребенка, сообщая о них в его присутствии, другим членам семьи;

- Полезно снизить количество замечаний;

- Ласковые прикосновения помогут ребенку обрести чувство уверенности;

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть;

б) Рекомендации для родителей по преодолению  тревожности.

- Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право;

- Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожные ситуации;

- Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать …);

- Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет;

- Если ребенка не удается вызвать на разговор, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;

- Будьте более оптимистичны, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо;

- Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

в) Рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми.

- Избегайте состязаний, и каких – либо видов работ, учитывающих скорость;

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми;

- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени;

- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований;

- Будьте последовательны в воспитании ребенка;

- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

- Используйте наказание лишь в крайних случаях, не унижайте ребенка, наказывая его.

- Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Вывод по 2 главе

По результатам  тестирования мы можем судить, что  далеко не во всех семьях царит атмосфера  положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

  На наш  взгляд, причинами, повлекшими за  собой возрастание тревожности  у детей, является то, что:

у родителей  не сформировано полное представление  о воспитании ребенка;

ребенок не ощущает  себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);

дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

в семье –  неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Итак, нами было выявлено  4 детей, которые не удовлетворены своим положением в семье. Они  часто испытывают дискомфорт. Это видно по рисунку, где они изображают себя вдалеке от взрослых, а также с грустным выражением лица.

И наоборот, 8 детей  в семье имеет положительные  детско – родительские отношения. На их рисунках семья изображена в полном составе, где ребенок помещен в центре, а также преобладание  светлых тонов.В этих семьях царит благоприятная обстановка, забота.

И  4 детей, где  дети в семье  не всегда чувствуют  себя комфортно и уютно

На наш взгляд, это происходит, потому что присутствует  чрезмерная опека или  чрезмерная строгость, что вызывает повышенную тревожность в поведении детей. 

Следовательно, 12 детей имеют   тревожность.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются  в 5 семьях (33 %). К нейтральному уровню можно отнести 7 семей (47 %).

Родительские  отношения, которые носят отрицательный  характер, проявляются в 4 семьях (20 %).

По результатам  этой методики мы видим, что большинство  семей используют неэффективные  отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у  детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

В соответствии с поставленной в данном исследовании целью были решены следующие задачи:

  1. Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме.
  2. Были подобраны методы изучения семейных отношений и эмоциональных проявлений у детей тревожности
  3. Изучен характер детско-родительского отношения в семье  и эмоциональной сферы детей
  4. Проведена коррекция детско-родительского отношения и эмоциональной сферы детей

На основе анализа  психологической литературы и данных авторских исследований рассматриваются  особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте. Анализ многочисленных определений тревожности в психологической литературе позволяет сделать следующие обобщения. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации, во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента, в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различной периодичностью, свойственная любому нормальному человеку, в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов и считающаяся признаком эмоциональных нарушений.

С помощью примененных  нами методов, мы выявили у детей  уровень тревожности, их причину, детско-родительские отношения. Была установлена взаимосвязь между повышенной тревожностью детей и особенностями детско-родительских отношений. В соответствии с результатами была выработана и применена программа игровой терапии «От сердца к сердцу», в которую вошли различные игры. С помощью которых нам удалось снизить уровень тревожности старшего дошкольника. Кроме того мы предложили ряд рекомендаций по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей.

Данная работа может послужить ориентиром для  организации целенаправленного  коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям  и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей

При работе по коррекции  тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.

Положительные результаты проведенной коррекционно-развивающей  работы показали эффективность целенаправленного психологического воздействия на личность дошкольника. Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности дошкольника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.

Таким образом, цель поставленная нами была достигнута, задачи решены, предположение  о  том, что снять тревожность с  помощью игр была доказана.

 

Список  литературы:

  1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] / М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2005.
  2. Акимова, М. К. Психологическая диагностика [Текст] /  М. К. Акимова. - СПб. : Питер, 2006.
  3. Алексеева, Л. С. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи [Текст]  / Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков. - М. : НИИ Семьи, 1998. - 112с.
  4. Астапов. В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов. - СПб. : Питер 2004.
  5. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научится понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1999.
  6. Бодалева, А. В.  Популярная психология для родителей [Текст] / А. В. Бодалева. - М. : 1998.
  7. Брель, Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции  [Текст]: дис. ...канд. психол. наук / Е. Ю. Брель. - Томск, 1996. - 120 с.
  8. Волкова, Е. М. Трудные дети или трудные родители? [Текст] / Е. М. Волкова. - М.: 1998.
  9. Выготский, Л. С.  Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 224с.
  10. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. - М. :1987.
  11. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. - М. : 1996.
  12. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] /  А. И. Захаров. - М. : Просвещение, 1993.
  13. Захаров, А. И. Происхождения детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. - М. : Эксмо-Пресс , 2000. – 448с.
  14. Ковалев, С. Психология семейных отношений [Текст] / С. Ковалев. - М. : 1987.
  15. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. - СПб. : Речь, 2006.
  16. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль. : 2001.
  17. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль. : 1996.
  18. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье [Текст] / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева.
  19. Марцинковская, Т. Д. Ваш тревожный ребенок [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : Издательский центр Вентана-Граф, 2005. - 32с.
  20. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А. В. Микляева.  - СПб. : Речь, 2006. - 128с.
  21. Немов Р.С. Психология: Словарь справочник: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  22. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком [Текст] / В. А. Петровский. - М. : 1993.
  23. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. - М. : 2007.
  24. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - М. : 2000.
  25. Рояк, А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А. Рояк. – М. : Педагогика, 1988.
  26. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования  [Текст] / Е.Г. Силяева. 2002-192с.
  27. Спилберг, Ч. Д. Ханина, Ю. Л. Коррекция повышения тревожности детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru
  28. Урунтаева, Г. А.  Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 1997.
  29. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. - СПб. : 1999.
  30. Эйдемиллер, Э. Г.  Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер. - СПб. : Питер, 2008. -  668с.
  31. Эмоции, страх, стресс // Вопросы психологи- 1989 №4

Информация о работе Тревожность детей старшего дошкольного возраста в системе детско родительских отношений