Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, реферат
Значение трудового воспитания в развитии личности.
Своеобразие труда дошкольников.
Задачи трудового воспитания.
Виды (содержание) детского труда.
Формы организации труда дошкольников.
Средства трудового воспитания дошкольников.
Ознакомление с трудом взрослых.
- один ребёнок на всех столах расставляет хлебницы
- другой раскладывает ложки; и т.д.
Научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Важно соблюдать последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки трудности на другую. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость другим детям, поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех.
Дежурство по подготовке к занятиям.
Это дежурство требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:
- рисовании карандашами
- красками
- при лепке
- конструировании
- аппликации.
Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте.
Дежурство в уголке живой природы:
должно быть организованно так,
что бы в течении всего дня
дети чувствовали ответственность
за живые объекты. (Л.Г. Нисканец) (покормить
рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая
и т.д.). Желательно, что бы воспитатель
помогал детям распределять обязанности
на весь день. Дежурный должен понимать,
что нужно «поговорить с
Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Общий, совместный, коллективный труд.
Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую то часть работы самостоятельно.
Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.
Общий труд вводиться в средней группе.
Совместный труд, вводиться в старшей и подготовительной группах. Занимались им Р.С. Буре.
Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других.
Цель – как и в общем труде единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.
Коллективный труд.
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают
друг другу (в случае
- болеют за качество общей, совместной работы.
При этом воспитатель планирует
ситуации, которые будут провоцировать
детей к установлению взаимоотношений.
Не допускает случайных
Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.
Коллективная форма
Коллективный труд воспитывает:
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт
положительный эмоциональный
Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.
Объединяет общий, совместный, коллективный труд:
- общественно
направленная цель детской
- результат
труда – всегда является
- уборка помещения;
- Участка.
- оформление
групповой комнаты к празднику,
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
Средства трудового воспитания дошкольников.
В раздел входят:
- собственная трудовая
- ознакомление с трудом взрослых
- художественные средства.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.
Одни авторы (В.И.Логинова, М.В. Крулехт)
– ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых
- рассказать о создании разных
продуктов труда, о
Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.
Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с
- человеком тружеником
- с его отношением к труду
- формировать
представление, что профессия
появляется в ответ на
Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.
Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах, поговорках, сказках,
заключены важные мысли о ценности
труда. Художественное слово помогает
формировать нравственное отношение
к труду, высокие идеалы. Произведения
изобразительного искусства то же могут
быть средством решения