Трудовое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Значение трудового воспитания в развитии личности.
Своеобразие труда дошкольников.
Задачи трудового воспитания.
Виды (содержание) детского труда.
Формы организации труда дошкольников.
Средства трудового воспитания дошкольников.
Ознакомление с трудом взрослых.

Файлы: 1 файл

труд - это....docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

- один ребёнок на всех столах  расставляет хлебницы

- другой раскладывает ложки;  и т.д.

Научившись всему этому, дети осваивают  умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности  самостоятельно. Важно соблюдать  последовательность и своевременно переводить детей с одной ступеньки  трудности на другую. Воспитатель  обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит  проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость  другим детям, поощряет желание дежурящих  придумать, что-то интересное и приятное для всех.

 

 

Дежурство по подготовке к занятиям.

 

Это дежурство  требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует  помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при:

- рисовании  карандашами

- красками

- при лепке

- конструировании

- аппликации.

Когда работа завершена, воспитатель  предлагает дежурным проверить всё  ли на месте.

Дежурство в уголке живой природы:

должно быть организованно так, что бы в течении всего дня  дети чувствовали ответственность  за живые объекты. (Л.Г. Нисканец) (покормить  рыбок, полить цветы, убрать клетку попугая  и т.д.). Желательно, что бы воспитатель  помогал детям распределять обязанности  на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с животными, с рыбками и с растениями». Ведь они живые и для них  важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется  потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности  включения детей в труд.

Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

 

Общий, совместный, коллективный труд.

 

  1. Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов. Переходим к более сложной форме – общему, коллективному, совместному труду. Эта форма организации исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой.

Общий труд детей способствует решению задач  нравственного воспитания. Приобретённые  трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.

Общий труд предполагает такую организацию  детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую  то часть работы самостоятельно.

Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2м детям – каждый выполняет его отдельно.

Общий труд вводиться в средней  группе.

 

Совместный  труд, вводиться в старшей и подготовительной группах. Занимались им Р.С. Буре.

Совместный труд  - предлагает взаимодействие детей, зависимость  каждого – от – темпа, качества, работы других.

Цель  – как и в общем труде  единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.

 

Коллективный  труд.

Коллективный труд –  это организация труда, при которой  дети на ряду с трудовыми заданиями  решают и нравственные задачи:

- договариваются  о разделении труда

- помогают  друг другу (в случае необходимости)

- болеют  за качество общей, совместной  работы.

При этом воспитатель планирует  ситуации, которые будут провоцировать  детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений  детей, а продумывает их.

Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Коллективный труд воспитывает:

- чувство  локтя

- защищённость

- взаимопонимание

- создаёт  положительный эмоциональный настрой,  то что А.С. Макаренко называл  мажором в коллективе.

Коллективный труд вводиться в  старшей и подготовительной группе.

 

Объединяет  общий, совместный, коллективный труд:

- общественно  направленная цель детской деятельности

- результат  труда – всегда является польза  для всех

- уборка  помещения;

- Участка.

- оформление  групповой комнаты к празднику, 

Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.

 

 

Средства  трудового воспитания дошкольников.

 

В раздел входят:

- собственная трудовая деятельность

- ознакомление с трудом взрослых

- художественные средства.

 

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

 

Ознакомление  с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

Существует  несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.

Одни авторы (В.И.Логинова, М.В. Крулехт)

– ребёнка нужно знакомить с  процессом труда взрослых

- рассказать о создании разных  продуктов труда, о содержательной  части трудовой деятельности  взрослых

Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить  дошкольников с

- человеком  тружеником

- с его  отношением к труду

- формировать  представление, что профессия  появляется в ответ на потребность  людей (врач-лечит, учитель-учит)

Ознакомление  с процессом труда должно служить  содержанием – фоном, на котором  можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с  положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью  и её последствиями. Педагог может  использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к  своему труду.

 

Художественные  средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных  чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение  к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут  быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

 

 


Информация о работе Трудовое воспитание дошкольников