Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

                                                                     

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Тема: «Организация трудовой  деятельности в       природе как фактор экологического воспитания дошкольников»

 

 

 

Черненко  Елены Ивановны

Специальность    050704

Дошкольное образование

 

Курс VI,  группы   6-Б

 

Форма обучения: заочная

 

Руководитель:

Замараева Галина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоянь  2013

 

Содержание

 

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2

I. Теоретическая часть

1. Основные педагогические  и гигиенические  требования  и организация  труда в природе.----------------------------------------------------------------------------- 3

2. Содержание труда в  природе детей дошкольного возраста  в примерной основной общеобразовательной  программе дошкольного образования  « От рождения до школы»  под редакцией  Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7

3. Формы организации  трудовой деятельностью детей

 дошкольного возраста.------------------------------------------------------------------- 15                

4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------------------------------------------------------------17

II. Практическая часть

1. Практическая работа  по организации трудовой деятельности  в природе с детьми 5-6 лет.-------------------------------------------------------------------------------28

2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33

III. Заключение-----------------------------------------------------------------44

VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

V. Приложение.

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Труд в природе имеет  большое воспитательное значение. В  процессе труда у детей формируют  бережное, заботливое отношение к  природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

1. Основные педагогические и гигиенические  требования и организация  труда в природе.

 

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное  значение, если его организация и  содержание отвечают определенным педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием  является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде  в плодовом саду). Разнообразный  труд вызывает у детей интерес, желание  в нем участвовать.     Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не накормить).

Наибольший воспитательный эффект дает длительный систематический  уход за одними и теми же объектами: за птицами (от появления их из яйца до выведения следующего потомства), морскими свинками (до получения потомства) и т. п. В процессе длительного  ухода за животными дети видят  наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте  и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда. 

Говоря о воспитательных возможностях труда в природе, необходимо отметить, что их реализация во многом зависит от объема затраченных трудовых усилий, от условий для систематического включения детей в труд. Содержание же труда во многом определяется условиями  выращивания растений. Эту особенность  необходимо учитывать, чтобы создать   педагогические условия для организации труда и использования его в целях нравственного воспитания детей.

 Кроме того, существенной  особенностью систематического  труда по уходу и выращиванию  растений является получение  результата, имеющего практическую  значимость, а ожидание результата  связывается с радостной перспективой. Возможность создания у детей  радости ожидания во многом  зависит от того, какие культуры  отобраны для огорода или цветника, посеяны в ящике на окне  или в тепличке, помещены в  уголок природы.

Если растения неприхотливы, хорошо растут, затем зацветают, у  детей возникает положительное  отношение к своей деятельности. Требование педагога «надо» при этом органически включается в систему  положительных переживаний ребенка. Усилие, которое приходится совершать  ребенку, чтобы систематически выполнять работу, оправдывается положительным результатом.

Слишком отдаленный во времени  результат труда, в случае если на огороде будут высажены культуры с продолжительным сроком вегетации, может привести к тому, что дети забудут цель всех вложенных усилий, работа перестанет их интересовать, сделается  утомительной, и в результате окажет отрицательное влияние на формирование положительного отношения к труду. Поэтому на огороде детского сада хорошо высаживать такие скороспелые  овощные культуры, как горох, редис, лук. К тому же дети успеют собрать  урожай несколько раз и тем  самым закрепить навыки по посадке  и выращиванию овощных культур.

Труд детей в уголке природы и на участке необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес  к этому виду труда, не формируются  причинно-следственные связи объектов и явлений в природе.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и  умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей  группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгин и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует  навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посеве цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и  т. д., соотнести с изображением цветущего  растения, припомнить процесс выращивания  этого растения до образования семян, а затем начать посев. При такой  организации труда ребенок приобретает  не только навыки, но и знания, необходимые  ему в дальнейшей трудовой деятельности.  

Важным педагогическим требованием  является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его  цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей  в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода  за растениями и животными, обогащается  круг знаний, развивается осознанно-бережное отношение к природным объектам, развиваются наблюдательность, планирующие  умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Должны обязательно  соблюдаться и санитарно-гигиенические  требования к организации труда  детей в природе. Воспитатель  отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны требовать от детей известного напряжения. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит  от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян  учитывается величина посадочного  материала и техника посева, в  прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого  процесса доступно детям старшего возраста в недлительное время (10 мин.). Правильная организация труда заключается  не только в дозировке его, но и  в режиме.

Продолжительность труда  в младшей группе колеблется в  пределах 5—7 минут, в средней —  от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом  в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 минут с перерывом на отдых  или сменой характера труда.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той  же позе. Для этого виды труда  необходимо чередовать, учитывая его  характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом.

Детское оборудование должно соответствовать росту и силам  детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя  ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет  способствовать укреплению организма  ребенка. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и  вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Оборудование для труда  детей на участке необходимо для  того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный  вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки железные или стальные; ведра и лейки из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: лопаты для  перекопки земли, вскопанной взрослыми (лоток лопаты 15-13 см, длина ручки 75-30 см); деревянная лопата для расчистки  участка от снега (длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток 12-14 см, диаметр ручки - 2 см); грабли деревянные (для сгребания  листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд), примерное количество зубьев  7, расстояние между ними  2,3-2,5 см, высота зубьев  5 см, длина гребенки 20-22 см, длина граблей 100-110 см, сечение ручки  2-3 см; метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см; носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев  (длина 20-25 см, ширина  20 см, высота бортика  3-4 см, длина с ручками  100-110 см; тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков (высота бортов  20 см, длина вместе с ручками 100 см, длина бортов 30-40 см, диаметр колеса  12 см); трамбовка для снега, движок для сгребания свежевыпавшего снега; скребки металлические; санки, корзины или ящики для перевозки снега; ведра вместимостью 1,5-2 л.; лейки вместимостью до 2 л.; совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы (длина лотка  10 см, ширина  7-8см, длина совка 16-20 см); ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в  природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

При организации трудовой деятельности на участке следует  соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а  утром и вечером. Одежда детей  должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки  дети должны носить в двух руках  и т.д. Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать  за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы и на участке ДОУ.

 

 

 

 

2.Содержание труда  в природе детей дошкольного  возраста в примерной основной  общеобразовательной программе  дошкольного образования « От  рождения до школы» под редакцией   Н.Е.Вераксе.

 

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является

инновационным общеобразовательным  программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в  соответствии с действующими федеральными

государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция  образования, обеспечивающая становление  личности ребенка и ориентирующая  педагога на его  индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к  ребенку и  направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Образовательная область «Труд»  Младшая группа

«Содержание образовательной  области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других людей 

и его результатам;

• формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека»*.

Развитие трудовой деятельности Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности'. Самообслуживание. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать .. жду, расстегивать и застегивать

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников