Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа
Описание работы
1. Дать определение понятию «трудовое воспитание». 2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания. 3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу. 4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).
Особенности организации
и содержания трудового воспитания дошкольников.
Дать определение понятию «трудовое
воспитание».
Цель трудового воспитания
дошкольников, задачи и средства, направления,
содержание и педагогические условия
трудового воспитания.
Проанализировать программу
для ДОУ по трудовому воспитанию, составить
сравнительную таблицу.
Проанализировать организацию
трудового воспитания на примере конкретной
группы детского сада (первая младшая
группа).
1. Дать определение
понятию «трудовое воспитание».
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего
развития личности дошкольника. Разумеется,
трудовая деятельность маленьких детей
своеобразна. Не всегда она ведет к материальным
результатам. Главная цель труда — в его
воспитательном влиянии на личность ребенка.
Трудовая деятельность (особенно на ранних
ее ступенях) мало устойчива, она тесно
связана с играми детей. Связь между трудом
и игрой важна в дошкольном возрасте —
игровые образы помогают детям выполнять
работу с большим интересом. Но неправильно
было бы во всех случаях превращать труд
в игру.
Трудовое воспитание - это совместная
деятельность воспитателя и воспитанников,
направленная на развитие у последних
обще трудовых умений и способностей,
психологической готовности к труду, формирование
ответственного отношения к труду и его
продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд - первое основное условие
всей человеческой жизни и при том в такой
степени, что мы в известном смысле должны
сказать: Труд создал самого человека.
К.Ушинский, В.А.Сухомлинский,
Н.К.Крупская и другие великие педагоги
понимая огромную роль труда в воспитании
подрастающего поколения, в своих работах
часто затрагивали эту тему.
Великий педагог В.А. Сухомлинский
писал, что труд становиться великим воспитателем,
когда он входит в духовную жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую
радость преодоление трудностей, открывает
все новую и новую красоту в окружающем
мир, пробуждает первое гражданское чувство
- чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда - могучая воспитательная
сила. В годы детства ребенок должен глубоко
пережить это благородное чувство. Труд
для народа является не только жизненной
необходимостью, без которой не мысленно
человеческое существование, но и сферой
многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде
распространяется богатство человеческих
отношений. Воспитать любовь к труду невозможно,
если ребенок не почувствует красоты этих
отношений. В трудовой деятельности народ
видит важнейшее средство самовыражения,
самоутверждения личности. Без труда человек
становится пустым местом. Важная воспитательная
задача в том, чтобы чувство личного достоинства,
личной гордости каждого воспитанника
основывалось на трудовом успехе.
"Свободный
труд нужен человеку сам по
себе для развития и поддержания
человеческого достоинства» К.Ушинский.
Мысли Ушинского о трудовом
воспитании достаточно глубоки. Ушинский
утверждает, что, материальные плоды трудов
составляют человеческое достояние; но
только внутренняя духовная животворенная
сила труда служит источником человеческого
достоинства, а вместе с тем и нравственности,
и счастья.
Труд - важнейшее
средство воспитания, начиная с дошкольного
возраста; в процессе формируется личность
ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста
является важнейшим средством воспитания.
Весь процесс воспитания детей в детском
саду может, и должен быть организован
так, чтобы они научились понимать пользу
и необходимость труда для себя и для коллектива.
Относиться к работе с любовью, видеть
в ней радость - необходимое условие для
проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для
человеческой жизни и культуры.
Н.К. Крупская в своих работах
неоднократно подчеркивала необходимость
приучения детей с ранних лет к простейшим,
доступным им видам труда, замечая, что
таким путем они знакомятся со свойствами
материалов, учатся приемам работы с различными
инструментами. В труде дети проявляют
активность, смекалку, настойчивость,
стремление достичь результата, у них
формируется желание оказывать посильную
помощь взрослым.
Особое значение Н.К. Крупская
придавала объединению детей в труде,
указывая, что «совместную работу детей
надо особенно ценить, - это зачатки коллективного
труда. В этом коллективном труде развертываются
лучше всего силы ребенка».
Вместе с тем она призывала
педагогов учитывать возможности детей,
особенности детского труда, его своеобразие,
связь с игрой.
Формирование трудовых навыков
у детей - это основа успешности будущей
профессии человека, возможность самореализации,
самовыражения и самоутверждения личности,
средство устойчивости, социальной самозащиты
и адаптации человека в современных условиях.
И в контексте этого - это коренное улучшение
трудового обучения, воспитания целью
которых сегодня является не только привитие
любви к труду и уважение к людям труда.
Труд ребенка, включенный в систему образования,
является условием разностороннего развития
и средством подготовки учащихся к жизни
и трудовой деятельности. Что такое трудовое
воспитание?
Трудовое воспитание – процесс
организации и стимулирования трудовой
деятельности учащихся, формирование
у них трудовых умений и навыков, воспитание
добросовестного отношения к выполняемой
работе, стимулирование инициативы, творчества
и стремления к достижению более высоких
результатов. Трудовое воспитание - целенаправленный
процесс формирования необходимых для
трудовой деятельности личностных и социальных
качеств характера человека. Цель трудового
воспитания – формирование ценностного
гуманистического отношения к труду как
основе нового духовного облика человека;
как фактора формирования личности,
осознанию роли труда в жизни общества;
включение детей и юношества в трудовую
деятельность; вооружение трудовыми навыками
и умениями.
Сущность трудового воспитания:
– выращивание в человеке определенных
знаний и представлений о ценностях труда,
стремлений, интересов, личностных позиций
в отношении к различным видам труда; –
создание целостного характера, становление
его гражданственности, деловитости, нравственно-волевых
черт, творческого начала; – развитие
экономического мышления, создание инструментария
для успешной индивидуальной и коллективной
трудовой деятельности.
Ушинский говорил о том, что
у детей должна быть организована каждая
минута. Дети никогда не должны оставаться
один на один с собой «без дела в руках
или без мысли в голове» - ибо тогда портится
и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский
подчёркивал: «Самое воспитание, если
оно желает человеку счастье, должно воспитывать
его не для счастья, а приготовлять к труду
жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен
совершить подвиг. В современных условиях
все больше осознается истина, что основой
прогрессивного развития каждой страны
и всего человечества в целом является
сам ЧЕЛОВЕК, его нравственная позиция,
его культура, образованность, профессиональная
компетентность. Дело, действие, деятельность,
труд занимают особое место в жизни человека.
2. Цель трудового
воспитания дошкольников, задачи и средства,
направления, содержание и педагогические
условия трудового воспитания.
Цель - формирование положительного
отношения к труду у детей дошкольного
возраста.
Задачи:
1.Ознакомление с трудом
взрослых, формирование представлений
об общественной значимости труда.
2.Воспитание уважения
к людям труда, бережного отношения
к результатам труда.
3.Формирование трудовых
навыков, положительных взаимоотношений
ребенка со взрослыми и сверстниками.
Виды труда дошкольников.
Самообслуживание.
Хозяйственно-бытовой труд.
Труд в природе.
Ручной труд.
Формы организации
труда.
Поручения.
Дежурства.
Коллективный труд (общий, совместный).
Такие виды труда, как самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд в природе,
используются во всех возрастных группах,
а ручной труд — в старшей и подготовительной
группах. Поручения широко используются
во всех возрастных группах детского сада.
Но в младшей группе они
являются ведущей формой организации
труда. Поэтому работу с малышами по трудовому
воспитанию надо начинать с индивидуальных
поручений, которые ребенок выполняет
вместе с воспитателем, и только много
позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей
дети младших групп недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию,
не могут согласовывать свои действия
с действиями товарищей и работать в нужном
для коллектива темпе, часто отвлекаются,
не доводят начатое дело до конца. Малышей
мало интересует результат, их влечет
сам процесс действия. Они еще не владеют
необходимыми умениями и навыками для
достижения результата. Поэтому только
со второй половины года во 2-й младшей
группе, когда дети уже имеют некоторый
трудовой опыт, воспитатели используют
групповые поручения.
Основной формой объединения
детей этого возраста в труде является
труд «рядом», когда каждый ребенок работает
самостоятельно и за свою работу отвечает
перед воспитателем. При этом малыш упражняется
в умениях и навыках, необходимых в коллективной
работе.
Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся
дежурства — систематический труд, требующий
определенного уровня самостоятельности.
Наиболее широкое применение
разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной
группах.
Наиболее сложной формой организации
труда детей является коллективный труд.
Широко он используется только в старшей
и подготовительной группах детского
сада, когда навыки детей становятся более
устойчивыми, а результаты труда имеют
практическую и общественную значимость.
Дети к этому возрасту уже имеют достаточный
опыт участия в разных видах дежурств,
в выполнении разнообразных поручений.
Возрастные возможности детей позволяют
воспитателю решить более сложные задачи
трудового воспитания:
- приучать детей договариваться
о предстоящей работе;
- работать в нужном
темпе;
- выполнять задание в определенный
срок.
В старшей группе педагог использует такую форму
объединения детей, как общий труд, когда
дети получают общее для всех задание,
а в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение
приобретает совместный труд, когда дети
оказываются в зависимости друг от друга
в процессе работы. Совместный труд дает
педагогу возможность воспитывать положительные
формы общения между детьми: умение вежливо
обращаться друг к другу с просьбой, договариваться
о совместных действиях, помогать друг
другу.
В процессе труда дети приобретают
необходимые навыки, в том числе навыки
ухода за растениями и животными (труд
в природе), осваивают простейшие действия
с предметами, узнают о материалах и их
свойствах (ручной труд). У детей формируется
интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой
труд, самообслуживание). В каждой группе
необходимо создать условия для всех видов
труда, соответствующие возрасту детей.
Должен рационально храниться
инвентарь и материалы, чтобы дети имели
возможность самостоятельно ими пользоваться.
Содержание труда детей, система включения
их в труд, его продолжительность и объем,
формы объединения детей в труд, методы
и приемы, постепенное усложнение задач
и повышение требований к самостоятельности
детей должны соответствовать программе
каждой возрастной группы.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ГРУППАМ.
1-я младшая
группа.
* Воспитывать уважение к людям
любой профессии.
* Подчеркивать значимость результатов
их труда.
* Поддерживать желание детей
помогать взрослым.
* Приобщать детей к самообслуживанию.
2-я младшая
группа.
Воспитывать желание принимать
посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа.
* Воспитывать положительное
отношение к труду, желание трудиться.
* Учить выполнять индивидуальные
и коллективные поручения, формировать
умение договариваться с помощью воспитателя
о распределении работы, заботиться о
своевременном завершении совместного
задания.
* Формировать начала ответственного
отношения к порученному заданию (умение
и желание доводить начатое дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
* Разъяснять детям значимость
их труда.
* Поощрять инициативу в оказании
помощи товарищам, взрослым.
Старшая группа.
* Продолжать расширять представления
детей о труде взрослых. Показывать результаты
труда, его общественную значимость. Систематизировать
знания о труде людей в разное время года.
* Рассказывать о профессиях
педагога, врача, строителя, работников
сельского хозяйства, транспорта, швейной
промышленности, торговли и др.
* Объяснять, что для облегчения
труда используется разнообразная техника
(компьютер, кассовый аппарат, электрическая
швейная машина и т. п.).
* Познакомить детей с трудом
людей творческих профессий: художников,
писателей, композиторов, мастеров народного
декоративно-прикладного искусства. Показать
результаты их труда: картины, книги, ноты,
предметы декоративного искусства.
* Объяснять детям, что труд
взрослых оплачивается, а заработанные
деньги люди тратят на приобретение пищи,
одежды, мебели, на отдых.
* Развивать желание вместе
со взрослыми и с их помощью выполнять
посильные трудовые поручения.
* Учить доводить начатое дело
до конца.
* Развивать творчество и инициативу
при выполнении различных видов труда.
* Формировать ответственность за выполнение
трудовых поручений.
* Учить наиболее экономным
приемам работы. Воспитывать культуру
трудовой деятельности, бережное отношение
к материалам и инструментам.
* Учить оценивать результат
своей работы с помощью взрослого.
* Стимулировать желание принимать
участие в трудовой деятельности.
Подготовительная
группа.
* Продолжать воспитывать интерес
к различным профессиям, месту работы
родителей.
* Продолжать знакомить детей
с профессиями, связанными со спецификой
местных условий.
* Расширять представления о
труде взрослых. Воспитывать уважение
к людям труда.