Учебная деятельность учащегося профтехучилищь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Целью работы является формирование учебной деятельности профтехучилищь.

Содержание работы

Введение
Изучение объекта
1.1Формирование учебных мотивов у учащихся
1.2 Понятие о мотивах
1.3 Проблема определения мотивов
1.4 Сущность учебных мотивов
1.5 Пути формирования мотивов учебной деятельности в процессе обучения подростков
Постановка учебной задачи перед учащимися
2.1 Уровни сформированности действий ученика, определяющих принятие или самостоятельную постановку учебной задачи.
Методическая разработка урока
3.1Формы учебных занятий и методика их проведения
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Формирование умения грамотного проведения лекционных занятий  является одной из практических целей  обучения в курсе методики преподавания психологии. Предпосылкой для достижения этой цели является усвоение теоретических знаний о структуре учебно-воспитательной деятельности, целях преподавания психологии, принципах обучения и воспитания, наконец, о знаниях форм взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с общей профессиональной культурой будущего преподавателя психологии эти методические знания создают основу для формирования умений самостоятельно подготавливать, проводить и создавать собственную «методическую копилку» по различным формам занятий: лекциям, семинарам, практикумам и т. п. Процесс формирования таких умений необходимо рассматривать как одну из важнейших задач в обучении преподавателя психологии, поскольку:

1) формируемое действие  наиболее успешно строится и  корректируется при решении продуктивной, или творческой, задачи, а не репродуктивной. Воспроизведение готовых методических наработок лишает студента возможности освоить всю полноту операций действия методического проектирования;

2) условие успешной  подготовки занятия, дающее широкие  возможности для самокоррекции  и самоконтроля в отношении ко всем операциям действия методического проектирования, заключается в широком использовании студентом письменной речи на всех этапах составления проекта учебной лекции. Начиная от этапа, связанного с выбором темы лекции и поиском замысла методической реализации темы, и кончая последним этапом – записью готового варианта лекции, – письменный текст будет помогать студенту охватить всю слож ную систему действий организации лекции.

Существуют готовые  планы, которые используются при  разработке учебных лекций, они призваны помочь студенту эффективно подготовиться к занятию, полнее использовать все имеющиеся методы и средства обучения. Методическая разработка учебной лекций представлена ниже.

Методическая разработка учебной лекции

I. Тема лекции. Обоснование выбора темы.

1. Определение места  и значения темы в системе  целого курса (контекст).

2. Отбор библиографии  по теме (литература для преподавателя,  литература, рекомендуемая студентам).

II. Формы организации  лекции.

1. Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей).

2. Цель лекции (замысел,  основная идея лекций, объединяющая  все предметное содержание).

3. Задачи лекции, реализующие  основной замысел: а) состав  и последовательность задач; б)  характер задач (информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные); в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач.

4. Организационная форма  лекции: а) монологическое высказывание; б) монолог с опорой на аудиовизуальные  средства; в) монолог с элементами  эвристической беседы; г) эвристическая  беседа; д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

III. Содержание лекций.

 

1. План и конспект  содержания лекции.

2. Учебные средства  и дидактические приемы, обеспечивающие  целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IV. Целостный образ  преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества  преподавателя со студентами  в процессе решения задач каждого  из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные  невербальные средства общения  преподавателя с аудиторией (жесты,  мимика, пантомима, вокальная мимика – интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

4.2. Практические, семинарские  и лабораторные занятия 

Лабораторно-практические занятия, практикумы, – это форма  организации обучения, при которой  обучающиеся выполняют лабораторные и практические задания под руководством преподавателя. Местом проведения такого рода занятий являются учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки, учебно-производственные комбинаты. Дидактические цели практических и лабораторных занятий заключаются в экспериментальном подтверждении изученных теоретических положений; овладении техникой эксперимента, навыками решения практических задач посредством постановки опытов; формировании умений работать с различными приборами, аппаратурой, установками, другими техническими средствами. Практические лабораторные занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала, крупных разделов программы.

Углубленное изучение учебных  предметов по выбору и желанию  учащихся обеспечивают факультативные занятия. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений. В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по углубленному изучению учебно-базовых предметов; изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык); изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). Направленность факультатива может быть теоретической, практической или комбинированной.

Учебная экскурсия –  это форма организации обучения в условиях музея, выставки, производства, природного ландшафта. Целью экскурсии является наблюдение и изучение учащимися различных объектов и явлений действительности. Экскурсии подразделяются по объектам наблюдения – производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и др.; по образовательным целям – тематические и обзорные. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких тем учебного предмета, обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем. По месту в изучаемом разделе различают экскурсии вводные (предваряющие), текущие (сопутствующие) и итоговые (заключительные).

Коллективное обсуждение изучаемых вопросов, докладов и рефератов  проводится на семинарских занятиях. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинарских занятий знания учащихся углубляются, систематизируются и контролируются в результате самостоятельной внеаудиторной работы с первоисточниками, документами, дополнительной литературой; укрепляются их мировоззренческие позиции; формируются оценочные суждения. Методика подготовки и проведения семинарских занятий соответствует тем же целям обучения, что и в случае подготовки лекционного занятия, но приемы и план занятия в данном случае будут выглядеть несколько иначе.

Методическая разработка семинарского занятия

I. Тема занятия.

    1. Обоснование выбора темы.

2. Определение места  темы в программе курса.

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

4. Литература. Обоснование  отбора рекомендуемой литературы  с учетом объема чтения, сложности  текстов.

II. Форма организации  семинара.

1. Обоснование выбора  формы проведения семинара в  связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра.

2. Программа предварительной  ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере  занятия, в литературе. Распределение  ролей участников обсуждения, требования  к докладам, рефератам, форме и  характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания  занятия: основные разделы темы, основные задачи каждого раздела  темы, фиксация основных противоречий  в ходе решения рассматриваемой  проблемы.

2. Конспект содержания  разделов программы. Выделение  дидактических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского  занятия после его проведения.

Наиболее распространенным видом семинарских занятий является семинар-беседа. Его проводят в форме  развернутой беседы по плану с  кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Такой вид семинарских занятий предлагает подготовку к семинару по всем вопросам плана всех обучающихся, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных докладчиков, которые обсуждаются и дополняются другими участниками семинара. Возможно и предварительное распределение вопросов между участвующими в семинаре, по которым они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет заслушивание, обсуждение этих докладов (семинар-заслушивание).

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого рода занятий состоит  в формировании оценочных суждений, утверждении мировоззренческих  позиций, развитии умений студентов вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Курсовое проектирование – это вид творческой деятельности студентов; важнейшая составляющая учебного процесса в техническом  вузе, завершающая изучение целого ряда общеинженерных и специальных дисциплин. В ходе курсового проектирования закрепляются и углубляются, приводятся в систему навыки самостоятельного подхода к решению инженерных задач, совершенствуются умения, полученные на практических занятиях, лабораторных работах.

Курсовой проект представляет собой самостоятельную работу, в  которой студент разрабатывает  прогрессивные решения, применяя научные  принципы и методы проектирования, использует исходные типовые, нормативные  или перспективные материалы. Тематика курсового проектирования вытекает из задач современного производства и перспектив его развития. Это могут быть производственные агрегаты, машины, механизмы, несложные инженерные сооружения и системы, технологические процессы.

Темы курсовых проектов, выполняемых студентами за весь период обучения по каждой специальности, подбираются таким образом, чтобы они вместе с дипломным проектом составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных проектов, способствующих более глубокой проработке определенного объекта проектирования. Цель проектирования – со здание производственного объекта, процесса более прогрессивно го, чем лучшие отечественные и зарубежные аналоги.

Задачи реального курсового  проекта заключаются в обосновании  создания (строительства) нового или модернизации, реконструкции действующего производственного объекта на основе технико-экономического сопоставления объективных данных, возможностей реализации проекта: разработке комплекса проектных решений технического, организационно-экономического и социального характера; технической документации – рабочих чертежей на создание объекта проектирования. Выполненный творчески, с использованием различных научных и практических источников курсовой проект – это, в сущности, универсальный показатель сформированности знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения при овладении комплексом определенных дисциплин.

Законченный курсовой проект студент защищает на кафедре перед  комиссией из нескольких преподавателей, включая руководителя проектирования. Защита курсовых проектов, выполненных по заданиям предприятий, производится непосредственно на этих предприятиях. При защите проекта студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые решения, результаты проектирования, рекомендации.

Производственная практика – это специальная форма учебного процесса, которая обеспечивает студентам  возможность получения профессиональных знаний, навыков и умений непосредственно  на производстве при выполнении обязанностей работника соответственно их специальности. Главная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний студентов в процессе освоения ими производственной деятельности.

На производственной практике студенты знакомятся со структурой предприятия, функциями различных служб и отдельных работников, взаимосвязью цехов и отделов, с основными технологическими процессами, вспомогательным производством. Осваивая современное производство, студент получает практические знания по вопросам организации труда и производства, управления, материально-технического снабжения, охраны труда и техники безопасности, подготовки технической документации.

Подготовка к проведению производственной практики включает изучение кафедрой конкретных видов профессионального труда на базовых предприятиях, рабочих местах; определение перечня и объема необходимых для будущей продуктивной деятельности навыков и умений, которыми должен овладеть каждый студент; выявление уровня сформированности и достаточности профессиональных умений; определение показателей качества труда, характеризующих профессиональную обученность студентов на тех или иных рабочих местах.

До начала производственной практики студент должен усвоить  ряд категорий, без которых его  практическая подготовка не может быть успешной: цель труда на конкретном рабочем месте, признаки и свойства конкретного трудового процесса (предмет и средства труда), формы социального взаимодействия работников в трудовом процессе, функциональные возможности организма субъекта труда применительно к конкретной деятельности, нормативные требования к условиям труда и его результатам, специфика и закономерности формирования профессиональных навыков и умений.

Во время производственной практики студент должен вести дневник, в котором он фиксирует свои наблюдения, замечания, различные соображения по поводу протекания производственного процесса. Одновременно с этим он должен собирать материалы для курсового или дипломного проекта, подбирать данные по тому специальному вопросу, который предусмотрен для разработки на практике. Отчет по производственной практике студенты защищают на кафедре перед комиссией.

     Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера. Будучи своего рода обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала, консультации помогают не только студентам, но и преподавателю. Обычно консультации связывают с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, лабораторными работами, подготовкой к зачетам и экзаменам.

Информация о работе Учебная деятельность учащегося профтехучилищь