Учебная деятельность учащегося профтехучилищь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Целью работы является формирование учебной деятельности профтехучилищь.

Содержание работы

Введение
Изучение объекта
1.1Формирование учебных мотивов у учащихся
1.2 Понятие о мотивах
1.3 Проблема определения мотивов
1.4 Сущность учебных мотивов
1.5 Пути формирования мотивов учебной деятельности в процессе обучения подростков
Постановка учебной задачи перед учащимися
2.1 Уровни сформированности действий ученика, определяющих принятие или самостоятельную постановку учебной задачи.
Методическая разработка урока
3.1Формы учебных занятий и методика их проведения
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Консультации проводят по желанию студентов или по инициативе преподавателя. Можно устанавливать и определенные дни для обязательных консультаций, когда преподаватели кафедр специально встречаются со студентами, отвечая на их вопросы по различным темам курса. Студентов необходимо приучать к мысли, что к консультациям нужно тщательно готовиться, прорабатывать конспект, литературу, чтобы быть в состоянии задавать вопросы по существу. Нельзя превращать консультации в натаскивание студентов, они должны пробуждать в них стремление к углублению знаний.

Вопросы, задаваемые на консультациях, можно разделить на четыре группы: 1) обусловленные пробелами в знаниях или несформированностью учебных умений; 2) вызванные неточным, неадекватным восприятием и осмыслением материала, неверно сформированным способом деятельности; 3) нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса; 4) проблемные, ориентированные на обсуждение, полемику, выяснение точек зрения и предполагающие собственную поисковую деятельность обучаемого.

В настоящее время, когда  значение самостоятельной, индивидуальной работы студентов существенно возрастает, роль консультаций повышается.

4.3. Методика организации  и управления дискуссией 

Определенный эффект дает хорошо организованное обсуждение материала, такое, как дискуссия, –  метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной тематике. Высказываемая в ходе обсуждения точка зрения обучаемого может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, но считаться с мнением других. Использовать дискуссию в учебном процессе целесообразно в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

К проведению дискуссии  обучающихся необходимо подготовить. Обучаемые должны знать заранее  тему обсуждения; предложенные для  дискуссии вопросы; рекомендуемую  литературу по теме и вопросам, предложенным для обсуждения; расписание консультаций с преподавателями; основные требования культуры спора, требования к участникам дискуссии (ознакомиться с различными точками зрения на объявленную тему спора, определить собственную позицию).

В ходе дискуссии необходимо соблюдать два основных правила: 1) не переносить негативное отношение обучаемых к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. не обижаться на замечания; 2) доказывать правильность своего мнения словами, фактами и примерами.

Существенным моментом учебной дискуссии является ее критический разбор. Для этого подводятся итоги занятий, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показываются ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций. Подробно рассматриваются выступления полемистов, оцениваются их умение отвечать на вопросы, правильность употребления понятий, использование приемов доказательств и опровержений, даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.

     Во время дискуссии участники семинара или диспута нередко попадают в затруднительное положение. Ниже приведены наиболее распространенные ситуации, встречающиеся в подобных спорах.

 

1. Трудно найти достойный  ответ на приведенный довод. В таких случаях незаметно для оппонента надо «оттянуть возражение». С этой целью ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его. Ответ нужно начать издали, с чего-нибудь не имеющего прямого отношения к данному вопросу, например, сначала опровергнуть второстепенные аргументы, а затем, собрав силы, разбить главные доводы противника. Способом «оттягивания возражения» рекомендуется воспользоваться и в том случае, когда возникает растерянность или нервозная обстановка в группе, когда «пропали» все мысли. Для того чтобы не выдать себя, надо постараться обмануть противника, но не самим убеждением, а голосом, интонацией.

2. Другой вариант сложной  ситуации – это когда в процессе  обсуждения полемист замечает, что  совершил ошибку. Если ошибка не замечена, то в системе заключений останутся неточная информация, неправильная мысль. Свою ошибку трудно признать открыто, но можно смягчить ситуацию, а в некоторых случаях и исправить ее фразой: «Я не то хотел сказать», «Позвольте уточнить...». Эти приемы вполне допустимы в дискуссии, они не мешают выяснению истины.

Участники учебной дискуссии  в пылу полемики нередко прибегают  к различным нечестным приемам  и средствам. Такого рода приемы в  основном базируются на хорошем знании особенностей психологии, слабостей человеческой натуры. Как правило, эти уловки содержат элементы хитрости и прямого обмана. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В споре и диспуте такие уловки считаются непозволительными. Рассмотрим их подробнее.

1. Продуцирование и распространение ложных стереотипов, мифов: а) методом «сверкающих обобщений» (используется с целью исказить действи тельное положение дел, скрыть вопиющие противоречия); б) методом «приклеивания ярлыков» (внедрение негативных стереотипов; дискредитация идей, планов, личности; инициирование чувства предубеждения, страха и т. д. без объективной оценки или анализа); в) методом подмены через усиление (когда недостатки проблемы называются «крахом», «гибелью», «катастрофой», а неточности – «чудовищной ложью»).

2. Лингвистический механизм  – эвфемизм, т. е. способ высказывания, когда прямолинейные выражения  заменяются другими, смягчающими  (так во время войны отступление  или даже бегство называют  «выравниванием линии фронта»).

3. «Подтасовка карт» – откровенная дезинформация, одностороннее освещение фактов, жонглирование цифрами.

4. Фигура умолчания  (или отвлечения) – один из  способов лжи, когда, желая  обмануть аудиторию, сознательно  замалчивают одни проблемы и  «раздувают» другие, не имеющие  отношения к обсуждаемому вопросу.

5. Отвлечение внимания  смакованием скандальной хроники,  детальным описанием какого-либо  происшествия. В основе этой методики  лежит психологический механизм  переноса проекции.

6. Перенос проблемы  с «больной» головы на «здоровую». Этот способ характеризуется полным отсутствием фактов, но психологический эффект имеет максимальный.

7. Представление субъективного  мнения как реального факта.

8. Игра в «авторитеты»  – выдергивание цитат и спекулятивное  использование авторитета личностей, обладающих престижем в данной аудитории (намеренное искажение цитат, ссылка на несуществующие книги или мысли авторитетных источников).

9. Ссылка на свидетельства  (реальные, анонимные): «по мнению  одного авторитетного лица», «из  осведомленного источника» и т. п.

10. Игра в цифры и  детали по принципу «любая  ложь пройдет, если ее оснастить  набором подробностей».

11. «Аксиоматичность»  доказательства – прием, рассчитанный  на бездумное восприятие измышлений, переданных в форме «аксиом» (например, «никому не суждено изменить человеческую натуру...»).

12. «Убийство посредством  мягкости» – фарисейский прием  игры в «объективность», на  словах признающий некоторые  достоинства другой точки зрения, но на деле – попытка обмануть, уничтожить и т. д.

В заключение несколько практических рекомендаций.

Во-первых, будьте психологически готовы к различного рода накладкам  и уловкам со стороны оппонентов в споре и диспуте. Не всегда доверяйте  словам и доводам оппонента. Сохраняйте выдержку и самообладание.

Во-вторых, имейте в виду, что характер используемых уловок в определенной степени зависит от личности противника, его индивидуальных особенностей. Так, одни студенты, участвующие в научном споре или дискуссии, «предпочитают» уловки, основанные на лести, другие чаще всего прибегают к логическим ухищрениям и т. д. Чтобы противостоять нечестным приемам противника, следует не поддаваться на его хитрости, нужно стараться предвидеть его возможные уловки.

И помните, что нечестные  приемы так или иначе связаны  с отступлением от законов правильного мышления, с нарушением основных правил, которым подчиняется спор, со стремлением увести разговор от предмета обсуждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. - М.: Педагогика, 2002. - 321с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. -365с.

3.Божович Л.И. Проблемы  формирования личности. 2-е изд.  М.; Воронеж, 1997. -284с.

4.Бондаренко С.М. Проблема  формирования познавательного интереса  при классно-групповом и программированном  обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973.-289с.

5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2007. - 134 с.

6. Вилюнас В.К. Психологические  механизмы мотивации человека. М., 1990.

7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.

9.Годфруа Ж. Что  такое психология: В 2 т.: Пер. с  франц. М., 1992. -183с.

10. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

12. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 2005. - 232 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.

14. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.-261с.

15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 2007. - 212 с.

16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.- 192 с

17. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998. -147с.

18. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. -235с.

19. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987.-176с.

20. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979-251с.

21. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2006. - 146 с.

22. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

23. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.-367с.

24. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.-243с.

25.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.-352с.

 




Информация о работе Учебная деятельность учащегося профтехучилищь