Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
1.3. Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22
Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25
Определение базы и методов исследования…………………………….28
Интерпретация результатов исследования написание выводов………30
Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!! Новая!!!!.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ  СПО  «Красноуфимский  педагогический колледж»

                       

 

 

 

 

                                        Курсовая работа

 

Учет гендерных  особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Русинова М.А.

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

                                            Красноуфимск

                    2011

Содержание

 

Введение 3

Тезаурус……………………………………………………………………………6

Глава 1. Теоретические  основы гендерных особенностей детей  старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

1.1. Своеобразие игровой  деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14

1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17

1.3. Сущность дифференцированного  подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22

Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25

    1. Определение базы и методов исследования…………………………….28
    2. Интерпретация  результатов исследования написание выводов………30
    3. Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38

Заключение………………………………………………………………………40

Литература……………………………………………………………………….42

Приложение

 

Введение

 

    Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Особенно возрос интерес  к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между  представителями различных направлений  в последние годы.

 Позиция ребенка  как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать “престиж” своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности.

   

 В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Изучение процесса гендерной социализации особенно важно в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс.

 

В дошкольном возрасте в  сюжетно-ролевой игре дети в символической  форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.

 

Анализируя информационные источники мы выявили, что  между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы.

противоречие между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы.

Проблема: как осуществлять дифференцированный подход в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с учётом их гендерной особенности.

Цель исследования –– определить психолого-педагогические условия

изучить поло-ролевые  особенности игр дошкольников и  условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек  и мальчиков старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Задачи исследования:

- проанализировать в теоретическом аспекте вопрос поло-ролевого развития детей старшего дошкольного возраста и особенности их игровой деятельности;

- исследовать особенности  гендерной в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- изучить отношение  родителей и воспитателей к игре как методу поло-ролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: учёт гендерных особенностей  детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что игра может быть средством воспитания гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Для решения задач  работы использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, анкетирование воспитателей и родителей, беседы с воспитателями, игровые ситуации.

Исследование проводилось  на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада.

 

 

 

Тезариус

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские, то есть внешне отличающих мужчину от женщины.

 Фемининность (женственность) — этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать  
Глава 1.Теоретические основы гендерных особенностей детей  старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

              1.1 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)

 

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей [12, стр.35].

У девочек активно  прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда  в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность  поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов”, они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам –– кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие, в такую же связь с женским [9, стр.26].

Игры мальчиков более  предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

Ролевые игры, лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.

Например, игра “Врач  и пациент” идеально подходит для  этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков  заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Наоборот, дети, более  свободные от жесткой половой  типизации поведения, имеют высокий  интеллект и психологически более  благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями [22, стр.93].

Игра содержит элементы экспрессивно-телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой специфической стороны психосексуального  развития проявляется и в детском, и во взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями поло- и сексуально-ролевого репертуара поведения.

В играх реализуются  желания детей. Часто ребенок  в игре исполняет роль, запрещенную  для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

В игре он освобождается  от чувства одиночества и познает  радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям [24, стр.41].

Таким образом наилучшее  время оказать влияние на отношение  ребенка к половым ролям –– это возраст до 6 лет. Методические пособия и рекомендации по организации  поло-ролевого воспитания дошкольников в игре могут способствовать гармонизации и коррекции моделей полового поведения.

Успех вхождения ребенка  в мир людей, его половая воспитанность  в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

 

1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Когда мы говорим о  девочках и мальчиках, мы – хотим  этого или нет – постоянно  имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие  таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации – родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологические механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами. Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды)

Информация о работе Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности