Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
1.3. Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22
Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25
Определение базы и методов исследования…………………………….28
Интерпретация результатов исследования написание выводов………30
Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!! Новая!!!!.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Анализ содержания игровых  действий девочек и мальчиков  наблюдаемых в процессе экспериментальной  игры, показал, что большинство детей, верно, отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Однако у 7 детей эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.

Содержание и продолжительность  детских игр зависит от модели взаимодействия (девочка –– девочка, мальчик –– мальчик, девочка –– мальчик, мальчик –– девочка) и носит  различный характер. Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций.

Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит  от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности. На основе анализа программы развития и воспитания детей в детском саду были разработаны уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком 5-6 лет в игре своей половой роли. Были выделены три уровня: низкий, средний и высокий. Среди испытуемых 2 девочки и 2 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 3 девочки и 2 мальчика –– средний уровень, и 2 девочки и 2мальчика –– низкий уровень.

 

    1. Подборка игр для девочек и мальчиков

 Самые популярные игры  по развитию гендерных особенностей девочек дошкольного возраста: 
 
* «Магазин», «школа», «больница», «дочки-матери». Понадобятся куклы, в основном изображающие женщин и младенцев, одежда для них, игрушечные бытовые предметы (коляски, кухни, прачечные и т.д.); 
 
* уход за котятами, щенками и другими игрушечными животными; 
 
* превращение в нарядную принцессу, в фею с волшебной палочкой или в бизнес-леди в стильном наряде; 
 
* украшение себя модными аксессуарами, лёгким детским макияжем (пригодятся туфли и сумочки, бусы и заколки, ремни и платочки, зеркальца и расчёски, косметика, а также многое другое); 
 
* рукоделие с использованием инструмента для маленьких мастериц: ножничек, пяльцев, ниток для вышивания, бисера и т.д.

Самые популярные игры  по развитию гендерных особенностей мальчиков дошкольного возраста
 
* вхождение в роль смелого рыцаря, отважного пирата, неутомимого путешественника, бесстрашного пожарного и др.; 
 
* всевозможное конструирование; 
 
* игра с транспортом: в машинки, кораблики, самолёты, вертолёты (в том числе на дистанционном управлении); 
 
* игры на ориентацию в пространстве и времени (карты сокровищ, компасы, часы и др.); 
 
* стрелялки; 
 
* работа с игрушечным плотницким и слесарным инструментом, ремонт вещей; 
 
* вождение мини-автомобилей, мотоциклов, велосипедов;

 

* занятия со спортивным  инвентарём: детскими гантельками,  эспандерами, скейтами и т.д.; 
 
* рыбалка;

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема гендерной  социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной  социализации ребенка позволяет  считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.  Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной  подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Целью исследования было определить психолого-педагогические условия

изучить поло-ролевые  особенности игр дошкольников и  условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек  и мальчиков старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

 

В процессе исследования были решены следующие задачи: проанализировано состояние проблемы поло-ролевого развития детей 5-6 лет и игры; исследованы  поло-ролевые особенности игровой  деятельности детей 5-6 лет; изучено  отношение родителей и воспитателей к игре как методу поло-ролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Для решения этих задач  использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический  анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, анкетирование воспитателей и родителей, беседы с воспитателями, экспериментальные игровые ситуации.

Основываясь на результатах исследования гипотеза, что игра может быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась если: разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков; определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам; осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

 

 

Список литературы

1. Абраменкова В.В.  Половая дифференциация и межличностные  отношения в детской группе. «Вопросы  психологии» № 5, 1987.

2. Авдеева Н.Н., Елагина  М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование  личности ребенка в дошкольном  возрасте // Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ “Школа и педагогика” МП СССР и АПН СССР, 1986. № 149—861.

3. Агеев В.С. Психологические  и социальные функции поло-ролевых  стереотипов. «Вопросы психологии»  № 2, 1987.

4. Адлер А. Воспитание  детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Алешина Ю.Е., Волович  А.С. Проблемы усвоения ролей  мужчины и женщины. «Вопросы  психологии» № 4, 1991.

6. Багрунов В. П.  Половые различия в видовой  индивидуальной изменчивости психики  человека. Л., 1981.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

8. Валлон А. Психическое  развитие ребенка. М., 1967.

9. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.

10.Захаров П.И. Психологические  особенности восприятия детьми  роли родителей. «Вопросы психологии» № 1, 1982.

11.Захарова П.Н. Растут  в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978.

12.Каган В.Е. Система  половых различий. Психика и пол  детей в норме и патологии.  Л., 1988.

13.Казарян С. Ф. Возрастная  динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

14.Ковальчук Я. И.  Индивидуальный подход в воспитании  ребенка. М., 1981.

15.Колесов В.Е. Беседы  о половом воспитании. 2-е изд.  Перераб. Дополн. М., Пед., 1988.

16.Колесов Д. Хрипкова А. Мужчины и женщины // Семья и школа, 1979 №8.

17.Коломенский Я. Л., Мелтсас М. Х. Поло-ролевое развитие  ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной  психологии / Под. ред. Коломинского  Я. Л., Лисиной М. И. Минск, 1985.

18.Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971.

19.Кон И. С. Половые  различия и дифференциация социальных  ролей // Соотношение биологического  и социального в человеке. М., 1975.

20.Крулехт М. В. Трудовое  обучение как средство формирования  знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста / Под. ред. Бабаевой Т. И. Л., 1987.

21.Крулехт М. В. Формирование  у старших дошкольников умения  планировать и организовывать  трудовую деятельность // Формирование  познавательной активности у  старших дошкольников. Ульяновск, 1985.

22.Леонтьев А. Н.  Психологические основы дошкольной  игры / Избранные психологические  произведения. М., 1983.

23.Лисина М.И.. Силвестру  А.И. Психология самосознания  у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.

24.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.

25.Мухина В. С. Возрастная  психология. М., 1997.

26..Смирнова Е. О., Утробина  В. Г. Развитие отношения к  сверстнику в дошкольном возрасте. –– Вопросы психологии, 1996, №3.

27.Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999.

28. http://festival.1september.ru/articles/580778/

29.http://www.enc-dic.com/pedagogics/Differencirovannyj-Podhod-K-Vospitaniju-516.html

30. http://hghltd.yandex.net/yandbtm




Информация о работе Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности