Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.
Введение 3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
1.3. Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22
Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25
Определение базы и методов исследования…………………………….28
Интерпретация результатов исследования написание выводов………30
Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42
Анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей, верно, отражают в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У девочек представления о женских социальных ролях богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Однако у 7 детей эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.
Содержание и
Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности. На основе анализа программы развития и воспитания детей в детском саду были разработаны уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком 5-6 лет в игре своей половой роли. Были выделены три уровня: низкий, средний и высокий. Среди испытуемых 2 девочки и 2 мальчика показали высокий уровень овладения позицией субъекта игровой деятельности, 3 девочки и 2 мальчика –– средний уровень, и 2 девочки и 2мальчика –– низкий уровень.
Самые популярные игры
по развитию гендерных особенностей девочек
дошкольного возраста:
* «Магазин», «школа», «больница», «дочки-матери».
Понадобятся куклы, в основном изображающие
женщин и младенцев, одежда для них, игрушечные
бытовые предметы (коляски, кухни, прачечные
и т.д.);
* уход за котятами, щенками и другими игрушечными
животными;
* превращение в нарядную принцессу, в
фею с волшебной палочкой или в бизнес-леди
в стильном наряде;
* украшение себя модными аксессуарами,
лёгким детским макияжем (пригодятся туфли
и сумочки, бусы и заколки, ремни и платочки,
зеркальца и расчёски, косметика, а также
многое другое);
* рукоделие с использованием инструмента
для маленьких мастериц: ножничек, пяльцев,
ниток для вышивания, бисера и т.д.
Самые популярные
игры по развитию гендерных особенностей
мальчиков дошкольного возраста
* вхождение в роль смелого рыцаря, отважного
пирата, неутомимого путешественника,
бесстрашного пожарного и др.;
* всевозможное конструирование;
* игра с транспортом: в машинки, кораблики,
самолёты, вертолёты (в том числе на дистанционном
управлении);
* игры на ориентацию в пространстве и
времени (карты сокровищ, компасы, часы
и др.);
* стрелялки;
* работа с игрушечным плотницким и слесарным
инструментом, ремонт вещей;
* вождение мини-автомобилей, мотоциклов,
велосипедов;
* занятия со спортивным
инвентарём: детскими гантельками,
эспандерами, скейтами и т.д.;
* рыбалка;
Заключение
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.
Работа по поло-ролевому
воспитанию требует
Целью исследования было определить психолого-педагогические условия
изучить поло-ролевые особенности игр дошкольников и условия гендерной социализации в игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В процессе исследования
были решены следующие задачи: проанализировано
состояние проблемы поло-ролевого развития
детей 5-6 лет и игры; исследованы
поло-ролевые особенности
Для решения этих задач использовался комплекс педагогических методов исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, анкетирование воспитателей и родителей, беседы с воспитателями, экспериментальные игровые ситуации.
Основываясь на результатах исследования гипотеза, что игра может быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась если: разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков; определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам; осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.
Список литературы
1. Абраменкова В.В.
Половая дифференциация и
2. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. М.: ВЦНИИ “Школа и педагогика” МП СССР и АПН СССР, 1986. № 149—861.
3. Агеев В.С. Психологические
и социальные функции поло-
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991.
6. Багрунов В. П.
Половые различия в видовой
индивидуальной изменчивости
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
9. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.
10.Захаров П.И.
11.Захарова П.Н. Растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978.
12.Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.
13.Казарян С. Ф. Возрастная
динамика развития полового
14.Ковальчук Я. И.
Индивидуальный подход в
15.Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988.
16.Колесов Д. Хрипкова А. Мужчины и женщины // Семья и школа, 1979 №8.
17.Коломенский Я. Л.,
Мелтсас М. Х. Поло-ролевое
18.Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971.
19.Кон И. С. Половые
различия и дифференциация
20.Крулехт М. В. Трудовое
обучение как средство
21.Крулехт М. В. Формирование у старших дошкольников умения планировать и организовывать трудовую деятельность // Формирование познавательной активности у старших дошкольников. Ульяновск, 1985.
22.Леонтьев А. Н.
Психологические основы
23.Лисина М.И.. Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.
24.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994.
25.Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
26..Смирнова Е. О., Утробина
В. Г. Развитие отношения к
сверстнику в дошкольном
27.Тельнюк И. В. Индивидуально-
28. http://festival.1september.ru/
29.http://www.enc-dic.com/
30. http://hghltd.yandex.net/