Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
1.3. Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22
Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25
Определение базы и методов исследования…………………………….28
Интерпретация результатов исследования написание выводов………30
Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!! Новая!!!!.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Мальчики, прежде всего, ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже. Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу “В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы” Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки  раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее. У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее)

В дошкольном и младшем  школьном возрасте девочки в речевом  плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас. У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. 

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие .

Мальчиков обычно интересуют самые  разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни .

1.3. Сущность  дифференцированного подхода в воспитании девочек и  мальчиков в игре

Дифференцированный подход ориентирован на подгруппы детей, обладающих сходными чертами развития (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, И. Т. Бутузов, М. В. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова и др.). Ориентация на реализацию принципа природосообразности актуализирует проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и поло-ролевых предпочтений.

Дифференцированный подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ . Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе специально организованной игровой деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими [14, стр.33].

Принцип индивидуального подхода к девочкам и мальчикам в воспитании предполагает учет таких особенностей, которые влияют на развитие качеств женственности и мужественности. К ним можно отнести как внутренние, так и внешние факторы: физические и психические качества и состояния личности; особенности познавательных процессов, характер деятельности, позицию субъекта, мотивацию, воспитание в семье и др.

Эффективным средством формирования адекватной гендерной социализации является индивидуально-дифференцированный подход. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода состоит в том, что общие воспитательные задачи, которые стоят перед педагогом, работающим в смешанной группе, решаются посредством педагогического воздействия на подгруппу девочек и мальчиков, объединенных одинаковой социальной ситуацией, с учетом особенностей развития отдельного ребенка и знания его индивидуальности [28, стр.92].

Исходя из психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков, сущности индивидуально-дифференцированного  подхода, И. В. Тельнюк разработала модель, обеспечивающую успешное протекание процесса поло-ролевой социализации в ДОУ. В основу данной модели положены взаимосвязанные, взаимодополняющие компоненты, являющиеся педагогическими условиями воспитательно-образовательной работы с девочками и мальчиками. Самостоятельность и творчество ребенка в деятельности во многом зависят от содержания, которым он оперирует, свободы в выборе деятельности, их эмоциональной значимости для ребенка. Обогащение содержания детской игровой деятельности осуществляется путем целенаправленного знакомства детей с деятельностью взрослых. Разрабатывая педагогическую технологию, следует учитывать, что современному человеку следует обладать некоторыми чертами личности, свойственными противоположному полу. В то же время необходимо развивать те сугубо женские или сугубо мужские качества, которые изначально заложены природой пола [16, стр. 75].

Организация самостоятельной игровой  деятельности детей должна обеспечивать реализацию субъективной позиции девочек  и мальчиков в совместной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта игровой деятельности признается важнейшим условием его развития (М. В. Крулехт, О. В. Солнцева, Э. В. Онищенко). Позиция субъекта способствует углублению понимания половой принадлежности “Я –– девочка”, “Я –– мальчик”, развитию представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола. Условия освоения ребенком позиции субъекта предусматривают организацию общения взрослого и детей на гуманистической основе, отбор содержания игр с учетом половых предпочтений девочек и мальчиков, гибкое изменение предметно-игровой среды ДОУ [Приложение 2].

Немаловажное значение имеет создание материальной развивающей среды, обеспечивающей развитие детской игровой деятельности девочек и мальчиков, способствующей более успешной социализации ребенка. Гибкое руководство деятельностью детей, открытость педагогического процесса, сотрудничество с родителями будет способствовать полноценному детскому развитию.

 

 

Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности

В настоящее время  центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный  подход к каждому ребенку. В связи  с этим на первое место поднимается  проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей, потому что недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.

Общеизвестно, что в  дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.

Для того чтобы игра стала  эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство  содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

При совместном воспитании мальчиков и девочек необходимо преодолеть разобщенность между ними и организовать совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Например, заболела кукла – дочка. Необходимо вызвать скорую помощь. Врача (эту роль могут принимать на себя как девочки, так и мальчики) доставит к больной водитель - мальчик, по пути приобретя лекарство у аптекаря – девочки.

При организации игровой деятельности воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Так же важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.

Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что  он добился конкретного результата именно в этом: научился строить  дом из конструктора. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Когда в игре будет  достигнут уровень развития, который  характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определенной последовательности ролевые действия, следует перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

Например, мальчики, как  будущие мужчины, демонстрируют  не только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы, но и доброту, мягкость, чуткость, заботу по отношению к другим людям, родным и близким и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, обладают активностью, инициативой, умением отстаивать свои интересы и т.п.

 

2.1 Определение базы и  методов исследования

 

Исходя из теоретического анализа проблемы можно выделить цель и задачи исследования.

Цель: Выявить гендерные особенности старших дошкольников в условиях игровой деятельности.

Задачи:

• Определить базу и методы исследования;

• Интерпретировать результаты;

•  Предложить рекомендации воспитателям и родителям по реализации игровой деятельности с учётом гендерных  особенностей. (приложение №.. )

Постановка задач определила содержание и методику исследования:

 

• Выявление поло-ролевых  предпочтений девочек и мальчиков 5-6 лет к различным видам игровой  деятельности. Для решения этой задачи использовался метод беседы. В  ходе индивидуальной беседы девочкам и мальчикам были заданы следующие вопросы:

- чем тебе нравится  заниматься в детском саду?;

- во что ты любишь  играть?;

- с кем тебе нравится  играть?;

Информация о работе Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности