Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.

Содержание работы

Введение 3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………...14
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
1.3. Сущность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков в игре…………………………………………………………………22
Глава 2.Практическая деятельность по проблеме гендерных особенностей дошкольников в игровой деятельности……………………………………….25
Определение базы и методов исследования…………………………….28
Интерпретация результатов исследования написание выводов………30
Подборка игр для девочек и мальчиков…………………………………38
Заключение………………………………………………………………………40
Литература……………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!! Новая!!!!.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

- какие твои любимые  игрушки?;

- кто тебя научил  играть?

Обработка результатов  беседы предполагает анализ ответов  девочек и мальчиков, выражающих их предпочтения к различным видам игровой деятельности.

• Исследование своеобразия  интересов и позиции субъекта девочек и мальчиков 5-6 лет в  игре.

Для решения этой задачи использовался метод беседы. В ходе экспериментальной игры детям предоставляется в распоряжение набор игрушек: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка и кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.

Фиксируется и анализируется  содержание игровых действий девочек  и мальчиков; характер их взаимодействия по моделям: девочки –– девочки, мальчики –– мальчики, девочки –– мальчики, мальчики –– девочки; уровни овладения позицией субъекта в игровой деятельности, отражающие освоение ребенком в игре своей половой роли.

• Изучение отношения  родителей и воспитателей к игре как методу поло-ролевого воспитания. Для решения этой задачи использовался  метод анкетирования. Было, составлено два варианта анкеты (отдельно для родителей и воспитателей (Приложение №….) в форме закрытых вопросов, предполагающих ответы “да” или “нет”. При подсчёте количества ответов “да” и “нет” по каждому вопросу, на которые отвечали родители и воспитатели, и даётся анализ этих ответов.

 

2.2  Интерпретация   результатов исследования ,вывод

 

Психологическое исследование проводилось на базе МОУ «Крыловского» детского сада. Данное ДОУ занимается по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.  Исследование проводилось во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной игровой деятельности, воспитанникам предоставили возможность самостоятельно организовать свою деятельность с набором разнообразных атрибутов для игры: кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочка, кукла-сын, столовая и кухонная мебель, постельные принадлежности и одежда для кукол, телевизор, стиральная машина и малогабаритные инструменты: гаечный ключ, отвертка, молоток, плоскогубцы, а также гвозди и маленькие дощечки.

За действиями детей  велось наблюдение, которое фиксировалось: сюжет, игровой материал, выбранная  роль, содержание игрового действия, характер игровых взаимоотношений. Для выявления поло-ролевых предпочтений девочек и мальчиков к различным видам игровой деятельности применялся метод беседы. Обработка материалов беседы предполагала анализ ответов девочек и мальчиков на каждые вопрос. На первый вопрос беседы: “Чем тебе нравится заниматься в детском саду?” 70% мальчиков и 70% девочек выбрали игру. Продуктивную деятельность предпочитают 20% девочек (рисование, лепка) и 20% мальчиков (конструирование, рисование). Трудовая деятельность наиболее привлекательна для 10% девочек ( полить цветы) и для 10% мальчиков (убрать игрушки, расставить табуретки). Из процентного соотношения видно, что предпочитаемым видом деятельности для девочек и мальчиков является игра.

Ответы на второй вопрос беседы: “Во что ты любишь играть?”  показали широкий диапазон предпочитаемых игр: сюжетные игры выбрали 60% девочек (игры в семью, магазин, больницу) и 50% мальчиков (игры в войну, моряков, шоферов), 20 % девочек и 20% мальчиков предпочли игры с правилами (хоровод, подвижные игры). Предметные игры выбрали 20% девочек (кубики, мозаика) и 30% мальчиков (конструктор, трансформеры). Эти данные показывают дифференцированный интерес девочек и мальчиков к тематике и содержанию игровой деятельности.

В своих ответах на вопрос: “С кем тебе нравится играть?”  большинство детей (70% девочек и 80% мальчиков) предпочли ровесника  своего пола. 20% девочек и 10% мальчиков предпочли ребенка противоположного пола. Со взрослыми любят играть 10% девочек и 10% мальчиков. По всей видимости это связано с общностью интересов детей одного пола, эмоциональными приоритетами девочек и мальчиков.

В ответах на вопрос беседы: “Какие твои любимые игрушки?” четко прослеживаются половые приоритеты: 70% девочек выбрали кукол и пупсиков, 80% мальчиков выбрали машинки, конструкторы, технические игрушки. При ответе на вопрос: “Кто тебя научил играть?”, большинство детей сказали “сам” (60% девочек и 70% мальчиков). Ответ “другие дети” был зафиксирован у 20% девочек и 20% мальчиков. По мнению 20% девочек и 10% мальчиков, играть их научили взрослые.

Таким образом, игра позволяет  ребенку в большей степени  определить свою позицию, выразить стремление к самостоятельности, способствует формированию половой идентификации. Анализ ответов детей на вопросы беседы показал, что наиболее предпочитаемый вид деятельности у девочек и мальчиков 5-6 лет––это игровая деятельность. Однако исследование показало различие игровых интересов девочек и мальчиков.

 

 Проведённый анализ  содержания игр девочек показал,  что женские социальные роли, отображаемые ими в игре, в  большинстве случаев выступают  в трех планах:

- девочки выполняют  роли мам, проявляют заботу и внимание, ласковое отношение к своим детям. Они тщательно ухаживают за детьми, кормят их, переодевают, купают, укладывают спать, а также следят за опрятностью во внешнем виде: поправляют прическу, платье кукле-дочке, заправляют рубашку кукле-сыну, выражают заботу и внимательное отношение к детям (45% игровых действий).

- девочки-мамы проявляют  себя хорошими хозяйками. Они  убирают квартиру, наводят порядок  в шкафу, стирают, застилают  постель, готовят обед. А некоторые  из них проявляют внимание  к эстетическому быту: с особой тщательностью покрывают стол красивой скатертью, аккуратно сервируют стол и ставят на стол цветы (41% игровых действий).

- девочки выступают  в игре в роли заботливых  и внимательных жен. Они ласково  встречали папу с работы, помогали повесить одежду на место, сажали обедать за красиво накрытый стол, помогали папам при сборах на работу (14% игровых действий).

Папы в играх девочек  выполняли различные роли –– в  большинстве случаев папы проявляли  заботу и любовь к детям, выполняли  в доме ремонтные работы. Вне дома –– строили дачу, ходили за продуктами в магазин, ездили на рынок. У двух девочек роль папы сводилась лишь к хождению по делам вне дома. В играх 2-х девочек куклы-папы были статистами –– они никак себя не проявляли в игре. Этот материал отражает разный стиль общения и отношений родителей в семье.

Следует отметить, что  ролевые игры мальчиков были гораздо  беднее по содержанию. Это частично можно объяснить тем, что игры “в семью” не входят в репертуар  любимых мальчишечьих игр, они предпочитают подвижные игры, конструирование, игры “в войну” и др. Анализ содержания игр “в семью” мальчиков показывает различный стиль поведения мальчиков:

- в первой группе  игр папы выступают заботливыми  отцами и помощниками в хозяйственных  делах семьи. Они отличаются внимательным отношением к детям (кормят их, переодевают и укладывают спать, застилают постель после сна), проявляют элементарную заботу о маме, а также занимаются ремонтом бытовых приборов, автомашины, мебели, телевизора и т. п. Испытуемые этой категории составили больше половины всех мальчиков, участвующих в экспериментальной игре;

- для второй категории  пап было характерно занятие  ремонтными работами и другими  домашними делами и отсутствие  проявления внимания к жене  и заботы о детях.

Анализ игровой деятельности мальчиков показал, что в большинстве  случаев (65%) они предпочитают игровые действия, связанные с ремонтно-хозяйственной сферой (это соответствует половой роли мужчин); 35 % зафиксированных игровых действий мальчиков направлено на заботливое отношение к детям. Таким образом, анализ содержания игровых действий девочек и мальчиков наблюдаемых в процессе экспериментальной игры, показал, что большинство детей верно отражают социально одобряемые образцы женского и мужского поведения. У мальчиков в игре формируются и проявляются уважительное отношение к девочкам, желание защищать их, взять на себя наиболее тяжелые трудовые задания. У девочек в игровой ситуации формируются и проявляются мягкость, умение нести красоту в окружающее, желание не только заботится об аккуратности и красоте своей одежды и внешности, но и проявлять эту заботу по отношению к другим. Кроме того, содержание игр свидетельствует, что в основе развития этих качеств лежат социально принятые эталоны мужских и женских семейных ролей.

У девочек представления  о женских социальных ролях были богаче, содержательнее, чем у мальчиков о мужских. Однако у детей из не очень благополучных семей (конфликтных, неполных) эти представления, фрагментарны, обеднены и не всегда адекватны установленным в обществе женским и мужским социальным ролям.

Содержание и продолжительность  взаимодействия детей по разным моделям (девочка –– девочка, мальчик –– мальчик, девочка –– мальчик, мальчик –– девочка) носит различный характер.

Игровое взаимодействие детей одного пола в большинстве  случаев более продолжительно, меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчиков. Появление другого мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. В свои игры мальчики принимают девочек, но не любят, когда их много, отвергают девочек, которые эмоционально ими не принимаются.

Выбирая партнеров для  игры, дети ориентируются на те личностные качества, модели поведения, которые  присущи женскому или мужскому полу. Такие качества, как инициативность, умение организовать, деловитость, поощряются как у мальчиков, так и у девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умения организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Немаловажное значение имеют дружеские связи. Мальчики выясняют отношения посредством силы, отвергая более слабого, “женственного” мальчика. Девочек в отношениях с девочками привлекают, прежде всего, душевные качества, внешность, дружба. Конфликтные ситуации между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще наговаривают друг на друга.

Эмоциональные приоритеты детей, продолжительность, содержание и характер их взаимодействия зависит  от принятия ребенком позиции субъекта игровой деятельности. На основе анализа  были разработаны уровни овладения позицией субъекта игровой деятельности, которые отражают освоение ребенком в игре своей половой роли.

 

 

 

 

 

 

 

Имя испытуемых

Уровень испытуемых

 

высокий

средний

низкий

1. Катя К.

+

   

2. Кристина Я.

 

+

 

3. Никита П.

   

+

4. Эдуард В.

 

+

 

5. Кристина Ш.

   

+

6. Анна Ч.

+

   

7. Артем Н.

   

+

8. Настя К.

   

+

9. Наташа Ф.

 

+

 

10. Сергей С.

+

   

11. Яна П.

 

+

 

12. Кирилл И.

 

+

 

13. Оксана Б.

+

   



                                                                                                                             Низкий. Ребенок тяготеет к проигрыванию одних и тех же ролей. Выбор роли не связан с полом самого ребенка. В игровых действиях не отражает поло-ролевой характер деятельности персонажа. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не учитывает роли персонажей.

Средний. Ребенок активно накапливает игровой опыт, связанный с проигрыванием ролей персонажей своего пола. Выбор роли жестко привязан к полу самого ребенка. В игровых действиях отражает пол своего персонажа. Умеет сам устанавливать игровое взаимодействие с детьми своего пола. В ролевом диалоге учитывает пол своего персонажа.

Высокий. Ребенок проявляет инициативу и творчество при проигрывании ролей персонажей, как своего, так и противоположного пола. Способен сам придумывать сюжеты и роли. Свободен от негативных половых стереотипов. В ролевом взаимодействии учитывает не только пол своего персонажа, но и пол персонажей партнеров по игре.

 Таким образом, 3 девочки и 3 мальчика проявляли инициативу и творчество при проигрывании ролей персонажей, как своего, так и противоположного пола, сами придумывали сюжеты и роли. В ролевом взаимодействии эти дети учитывали не только пол своего персонажа, но и пол персонажей партнеров по игре.

4 девочки и 3 мальчика  среди испытуемых показали средний  уровень овладения позицией субъекта  игровой деятельности. Дети этой  группы демонстрировали игровой  опыт, связанный с проигрыванием  ролей персонажей своего пола. Испытуемые этой группы успешнее устанавливали игровое взаимодействие с детьми своего пола, чем с детьми противоположного пола. В ролевом диалоге они учитывали пол только своего персонажа.

Низкий уровень овладения  позицией субъекта игровой деятельности показали 3 девочки и 4 мальчиков испытуемой группы. Эти дети тяготеют к проигрыванию одних и тех же ролей. Выбор роли у них не связан с собственным полом. В игровых действиях эти дети не отражают пол своего персонажа. Они нуждаются в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. В ролевом диалоге не способны учитывать пол ни своего персонажа, ни пол персонажей партнеров по игре.

Таким образом, в результате анализа материала, полученного в игровой экспериментальной ситуации, выявилось своеобразие игровых интересов девочек и мальчиков в игре.

Информация о работе Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности