Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:29, курсовая работа
Актуальность работы: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей…………………………………………………………….6
Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………….6
Детская агрессивность: причины возникновения, модели……….…12
Глава 2. Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей………………………………………………………………………...19
Коррекция агрессивного поведения детей……………………….…..19
Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения………………………………………………..23
Глава 3. Беседа для родителей……………………………………….…33
3.1 Общие рекомендации для родителей по работе с агрессивными детьми……………………………………………………………………....33
3.2 Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………..34
3.3 Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами………………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский Педагогический Государственный Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Педагогика»
НА ТЕМУ
«Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними»
Выполнила работу:
Научный руководитель:
Москва 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей…………………………………………………………….6
Глава 2. Содержание
коррекционной работы агрессивного поведения
детей…………………………………………………………………
Глава 3. Беседа для родителей……………………………………….…33
3.1 Общие рекомендации для
родителей по работе с агрессивными детьми………………………………………………………………
3.2 Пакет методик диагностики
агрессивного поведения младших школьников……………………………………………………
3.3 Материал для консультаций
или бесед с родителями и педагогами……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………....42
Введение.
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика. Учителю необходимо изучать различные индивидуальные и психологические особенности своих подопечных, выявлять сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемых, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Младший школьный возраст – особый возраст. Ребенок, только вступивший в школьную жизнь, требует пристального внимания и особого подхода к обучению, с учетом его индивидуальных особенностей. Среди многообразия индивидуальных особенностей личности младшего школьника, следует обратить особое внимание на агрессию.
Актуальность работы: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Ученые определили, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Объект исследования: агрессивное поведение детей.
Предмет исследования: особенности агрессии, проявляемой в детском возрасте.
Цель исследования: выявить возможности преодоления агрессии и ее дальнейшего предупреждения у детей.
Гипотеза исследования: коррекция агрессивного поведения детей будет проходить успешно при выполнении следующих условий:
– если упражнения направлены на использование разнообразных способов снятия агрессивности;
– если упражнения предлагаются для работы в комплексе.
Методы исследования:
– Теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции агрессивности у детей), сравнение, выделение главного, выводы;
– Эмпирические методы исследования – наблюдение, беседа.
Глава 1
1. Психолого-педагогическая
сущность коррекции
1.1 Изучение проблемы
Проблема агрессивного
В современной литературе дается немало определений понятия «агрессия», тем не менее, в психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.п.)»
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия –
2. Вербальная агрессия –
3. Косвенная агрессия:
– направленная (сплетни, шутки);
– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5. Негативизм – оппозиционная манера поведения.
О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:
1. Защитная. Возникает тогда, когда
при наличии у ребенка
2. Деструктивная. Если у ребенка
в раннем возрасте отсутствует
автономность, способность к самостоятельным
выборам, суждениям, оценкам, то в
активном варианте у него
3. Демонстративная. Возникает не
как защита от внешнего мира
и не причинение вреда кому-
Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении и как защитное поведение.
Существуют разнообразные теории появления агрессивности: биологическая причина и недостаточное или плохое воспитание. Спор о том, зол ли человек изначально или же добр, продолжается не одно столетие. Уже в древнейшей философии присутствуют прямо противоположные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нейтральными, а зло в них появляется под воздействием общественных факторов.
Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. Известно, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального роста организма.
Критерии агрессивного поведения по М. Алворду, П. Бейкеру:
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен.
Очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которое нередко раздражают его.
Признаки агрессивности (И.П. Подласый):
1. Упрямство, постоянные возражения,
отказы даже от легких
2. Драчливость.
3. Постоянная или длительная подавленность, раздраженность.
4. Беспричинные вспышки гнева, озлобленность.
5. Жестокое обращение с
6. Стремление оскорбить, унизить.
7. Властность, стремление настоять на своем.
8. Эгоцентризм, неспособность понять других.
9. Эмоциональная глухота. Душевная черствость.
10. Самоуверенность, завышенная самооценка.
Выделяют множество факторов, влияющих на появление агрессивности:
1. Семья;
а) Стиль воспитания в семье:
– гиперопека
– гипоопека
б) Эмоциональная близость с ребенком
в) Социально – культурный статус семьи и т.д.
2. Индивидуальные особенности
a) Сниженная произвольность
б) Низкий уровень активного торможения и т.д.;
3. Сверстники (через взаимодействие
с ними формируется
4. Средства массовой информации,
которые в настоящее время
приобретают все большую
5. Нестабильная социально – экономическая обстановка.
Устойчивые агрессивные тенденции в поведении детей младшего школьного возраста имеют истоки в сфере взаимоотношений со значимыми взрослыми, а таковыми являются родители и учителя.
Главный источник живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия». Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними