Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей…………………………………………………………….6
Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………….6
Детская агрессивность: причины возникновения, модели……….…12

Глава 2. Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей………………………………………………………………………...19
Коррекция агрессивного поведения детей……………………….…..19
Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения………………………………………………..23
Глава 3. Беседа для родителей……………………………………….…33
3.1 Общие рекомендации для родителей по работе с агрессивными детьми……………………………………………………………………....33
3.2 Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………..34
3.3 Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами………………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42

Файлы: 1 файл

учет индив особенностей.docx

— 87.21 Кб (Скачать файл)

5. Основные воспитательные  средства, к которым всегда прибегают  родители агрессивных детей, –  это:

– физические наказания;

– угрозы;

– лишение привилегий;

– введение ограничений и отсутствие поощрений;

– частые изоляции детей;

– сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Причём сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6. Родители агрессивных  детей не пытаются разобраться  в причинах деструктивного поведения  своих детей, оставаясь равнодушными  к их эмоциональному миру.

Вывод: Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. В этой главе были проиллюстрированы многие виды агрессии и их причины и можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение младших школьников– это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах. С такими детьми необходим индивидуальный подход в обучении.

 

 

 

Глава 2

 Содержание  коррекционной работы агрессивного  поведения младших школьников

 

2.1 Коррекция агрессивного  поведения младших школьников.

агрессивный ребенок поведение коррекция

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, можно выделить 6 ключевых блоков (направлений). Каждый блок направлен на коррекцию определённой психологической черты или особенности ребёнка и содержит набор соответствующих психологических приёмов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

 

Важно, чтобы работа с агрессивным ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки.

Работу можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Групповая работа наиболее эффективна в мини-группах (по 5–6 человек). Количество занятий – 1–2 в неделю, продолжительность – 30 минут.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком:

– уважительное отношение к личности ребёнка;

– положительное внимание к внутреннему миру ребёнка;

– безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом;

– сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

 

Система методов и техник коррекционного воздействия

Характерологические особенности ребёнка

Направления коррекционной работы

Методы и техники коррекционного воздействия

1. Высокий уровень личностной  тревожности. Сверхчувствительность  к негативному отношению к  себе. Восприятие большого числа  ситуаций как угрожающих

Снижение уровня личностной тревожности

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальныеобразы, мышечная релаксация, свободное  движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры

2. Слабое осознание собственного  эмоционального мира. Низкий уровень  эмпатии

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные  состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального  состояния (желательно раскрыть  несколько причин);

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение  эмоций;

5) работа с эмоциями  через сенсорные каналы;

6) изображение различных  предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица  этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные  состояния;

8) методика – «я грустный (радостный и т.д.), когда…»;

9) ролевые игры, отражающие  проблемную ситуацию, где «агрессор»  проигрывает роль «жертвы»

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на  негативное восприятие себя со  стороны окружающих

Развитие позитивной самооценки

1) упражнения, направленные  на позитивное восприятие образа  «Я», активизацию самосознания, актуализацию  «Я-состояний»;

2) разработка системы  поощрений и наград за имеющиеся  и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и  т.д.);

3) включение ребёнка в  работу различных (по интересам) секций, кружков

4. Эмоциональное «застревание»  на той ситуации, которая происходит  сейчас. Неумение предвидеть последствия  своих действий

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом

1) выражение гнева безопасным  способом во внешнем плане (канализация  агрессии);

2) пластическое выражение  гнева, отреагирование гнева через  движения;

3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия  безопасным для себя и окружающих  способом;

4) рисование гнева, а также  лепка гнева из пластилина (глины), обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает  гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных  портретов»;

7) использование приёмов  арт-терапии в целях более полного  отреагирования чувств и их  позитивной трансформации

5. Слабый контроль над  своими эмоциями

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка управлению своим гневом

1) релаксационные техники  – мышечная релаксация+глубокое  дыхание+визуализация ситуации;

2) перевод деструктивных  действий в вербальный план («остановись  и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) ввод правила: «посчитай  до 10, прежде чем перейдёшь к  действию»;

4) ролевая игра, включающая  в себя провоцирующую ситуацию  для наработки навыков контроля;

5) сочинение рассказа  от имени своего гнева с  последующим отражением этого  чувства в движениях;

6) осознание своего гнева  через сенсорные каналы (на что  похож твой гнев? какой он на  цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего гнева  через телесные ощущения (сокращения  мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать  боль)

6. Ограниченный набор  поведенческих реакций на проблемную  ситуацию, демонстрация деструктивного  поведения

Коррекция, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов  рассказов по картинке;

2) разыгрывание сцен, отражающих  вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих  в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных  на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребёнком  последствий различных поведенческих  реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление  её в ролевой игре;

6) введение на занятиях  определённых правил поведения  с использованием системы поощрений  и привилегий в случае их  соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты  и т.п.);

7) ведение ребёнком блокнотика  в целях обучения самонаблюдению  и контролю над поведением;

8) ведение ребёнком вместе  с воспитателем (родителями) карты  поведения, содержащей личные правила  поведения для конкретного ребёнка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и  поощрений в случае соблюдения  этих правил;

9) включение ребёнка в  спортивные командные игры (канализация  агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил)

7. Работа с родителями  и педагогами

Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей

1) информирование педагогов  и родителей об индивидуально-психологических  особенностях агрессивного ребёнка;

2) обучение распознаванию  собственных негативных эмоциональных  состояний, возникающих при общении  с агрессивными детьми, а также  приёмам регуляции психического  равновесия;

3) обучение воспитателей  и родителей навыкам «ненасильственного»  общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо  «Ты-сообщений», исключение угроз, и  приказов, работа с интонацией;

4) отработка навыков позитивного  взаимодействия с агрессивными  детьми через ролевую игру;

5) помощь семье в плане  выработки единых требований  и правил воспитания;

6) отказ от наказаний  как основного метода воспитания;

7) включение ребёнка в  работу различных (по интересам) секций, кружков, студий


 

2.2 Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию  агрессивного поведения

 

Методы, техники, упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

«Отреагирование гнева» (В. Оклендер)

Задача психолога – помощь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева, также необходимо оказать ребёнку помощь в изменении восприятия ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

Первая стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут всё, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся, происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Четвёртая стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребёнок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

На первой стадии отреагирования гнева можно использовать следующие методы и способы:

– комкать и рвать бумагу;

– бить подушку или боксёрскую грушу;

– топать ногами;

– громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги;

– пинать ногой подушку или консервную банку;

– написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

– втирать пластилин в картонку.

Упражнение «Пластическое изображение гнева»

(индивидуальное, групповое)

1. «Пожалуйста, встань (или  сядь) в удобную для тебя, свободную  позу. Подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает у тебя наибольшее  чувство гнева».

2. «Сосредоточься на своих  ощущениях, отметь, в каких частях (части) тела они наиболее сильные».

3. «Пожалуйста, встань и  двигайся так, чтобы как можно  сильнее выразить те ощущения, которые ты испытываешь. Не контролируй  свои движения, вырази чувства».

4. Рефлексия:

– Легко ли было выполнить упражнение?

– В чём ты испытывал затруднение?

– Что ты чувствовал во время выполнения упражнения?

– Изменилось ли твоё состояние после выполнения упражнения

Упражнение «Рисование собственного гнева (лепка из пластилина, глины)» (индивидуальное)

Примечание: в процессе этого упражнения важно не мешать ребёнку высказывать свое мнение.

Оборудование: листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. «Пожалуйста, подумай о  той ситуации (человеке), которая  вызывает у тебя очень сильное  чувство гнева, злости».

2. «Прислушайся к себе  и отметь, в каких частях тела  ты максимально ощущаешь свой  гнев».

3. Когда ребёнок будет  рассказывать о своих ощущениях, можно задать вопрос: «На что  похож твой гнев? Можешь ли  ты изобразить его в виде  рисунка или слепить свой гнев  из пластилина?»

4. Обсуждение рисунка:

– Что изображено на рисунке?

– Что ты чувствовал, когда рисовал свой гнев?

– Можешь ли ты поговорить от лица своего рисунка? (для выявления скрытых мотивов и переживаний)

– Изменилось ли твоё состояние, когда ты полностью прорисовал свой рисунок?

5. «Что тебе хочется  сделать с этим рисунком?»

Некоторые дети мнут, рвут рисунок. Но многие выражают желание нарисовать ещё один вариант рисунка, когда «он изменился».

Обсуждение нового рисунка:

– Что ты чувствуешь, когда рисуешь новый вариант?

– Поговори, пожалуйста, от лица нового рисунка.

– Каким стало твоё состояние теперь?

Упражнение «Галерея негативных портретов» (для детей от 9 лет)

1. «Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза, закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую  выставку-галерею: на ней выставлены  фотографии (портреты) людей, на которых  вы разгневаны, которые вызывают  у вас злость, которые, как вам  кажется поступили с вами несправедливо».

2. «Походите по этой  выставке, рассмотрите портреты, обратите  внимание, как они выглядят (цвет, размер, отдалённость, выражение лиц). Выберите любой из них и  остановитесь возле него. Какие  чувства вызывает у вас портрет  этого человека?»

3. «Мысленно выразите  свои чувства, адресуя их портрету. Не сдерживайте своих чувств, мысленно говорите всё, что хочется  сказать, не стесняясь в выражениях. А также представьте, что вы  делаете с портретом всё, к чему побуждают ваши чувства. После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вдох 3–4 раза и откройте глаза».

4. Рефлексия:

– Что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?

– Что понравилось, что не понравилось?

– Кого вы увидели в галерее, кого выбрали, на ком остановились?

– Как менялось ваше состояние в процессе выполнения упражнения?

– Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения?

Упражнение «Письма гнева» (для детей от 9 лет)

1. «Пожалуйста, подумай о  том человеке, который вызывает  у тебя злость и активное  неприятие, а также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где  негативные чувства проявлялись  особенно сильно и остро».

2. «Напиши, пожалуйста, письмо  этому человеку. Расскажи честно  и искренне о своих переживаниях, о том, что тебе хочется сделать».

Важно, чтобы ребёнок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (ребёнок должен быть предупреждён, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтёт).

3. «Ты написал письмо. Скажи, что тебе хочется сделать  с ним?»

4. Рефлексия:

– Тебе трудно было писать письмо?

– Всё ли ты высказал или осталось что-то не высказанным?

– Изменилось ли твоё состояние после написания письма?

Упражнение «Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)»

Примечание: можно работать с разными словами: «ссора», «гнев», «злость».

1. «Выскажитесь, пожалуйста, на тему –

что такое ссора?

как возникает ссора?

был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начали вы сами?

что вам нравится в ссорах?

что не нравится в ссорах?»

2. «Скажите, пожалуйста, если  бы ссора имела цвет, то какого  бы цвета она была?»

3. «А какая ссора на  вкус?»

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними