Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:29, курсовая работа
Актуальность работы: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей…………………………………………………………….6
Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………….6
Детская агрессивность: причины возникновения, модели……….…12
Глава 2. Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей………………………………………………………………………...19
Коррекция агрессивного поведения детей……………………….…..19
Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения………………………………………………..23
Глава 3. Беседа для родителей……………………………………….…33
3.1 Общие рекомендации для родителей по работе с агрессивными детьми……………………………………………………………………....33
3.2 Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………..34
3.3 Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами………………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42
Юмор на службе дисциплины. Юмор облегчает жизнь. Он поднимает настроение и делает дисциплинарные методы эффективными, не даёт кричать или злиться и позволяет малышу уступить. Если Вы почаще будете воспринимать друг друга с юмором, это добавит Вам и Вашему ребёнку солнечных дней.
Тема: «Как помочь агрессивному ребенку»
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Заключение
В данной работе был рассмотрен феномен агрессивности поведения младших школьников и учет данной особенности при построении работы с ними. Анализ теоретического материала показал, что существует множество теорий агрессии. Обобщая их можно сказать, что развитие агрессивности определяется не только конституциональными и физиологическими особенностями индивида, а также – наследственностью, но и влиянием социально – психологических факторов. Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами: особенностями взаимоотношений в семье, стилями семейного воспитания, а так же примерами агрессивного поведения, демонстрируемыми взрослыми, сверстниками и телевидением.
Кроме того, в качестве причин проявлений детской агрессивности отмечают:
– стремление привлечь к себе внимание сверстников;
– стремление получить желанный результат;
– стремление быть главным;
– защита и месть;
– желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Это причины агрессивности приобретают особое значение для детей, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка, а социализация его в условиях школы – следующим и проходит, как правило, чрезвычайно сложно.
Множество исследователей отмечают, что коррекция агрессии, направленная на простое подавление ее признаков и проявления является неэффективной. Более эффективные направления работы можно свести к двум основным: ребенок должен либо осознать свою агрессию, либо сублимировать ее в иную форму.
К первому направлению работы относятся методы психологического консультирования, а также тренинги общения.
Ко второму направлению относятся, получившие большое распространение, методы арт-терапии, когда агрессивность сублимируется в творчество.
В соответствии с установленными фактами, был разработан и предложен для педагогов и родителей ряд методов, приемов и упражнений основанных на комплексном применении следующих методов: психологического консультирования, тренинга коммуникативных способностей и сублимации агрессии в иные виды деятельности.
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования гипотеза: «коррекция агрессивного поведения детей» будет проходить успешно при выполнении следующих условий:
– если упражнения направлены на использование разнообразных способов снятия агрессивности;
– если упражнения предлагаются для работы в комплексе» полностью подтвердилась.
Также, необходимо отметить, что для эффективной работы с младшими школьниками, подверженными агрессии нужно строить индивидуальную работу, учитывая все особенности характера и поведения, тщательно выбирая методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Список использованной литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии – М.: Ось-89. – 2000.
3. Безруких М.М. Проблемные дети. – М.: УРАЛ. – 2000.
4. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007.– №1.-с. 68–72
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
6. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание. – 2003 г. – №8. – с. 55–58.
7. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития. – М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК. – 1998.
9. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И.
10. Змановская Е.В. психология отклоняющегося поведения, с. 82
11. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.:ПИТЕР. – 2004.-120 с.
12. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Кумарина Г.Ф. – М.: Изд. Центр «Академия». – 2001.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов.-М.: Издательский центр «Академия». – 1999. – 144 с.
14. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника. – М., 1970.
15. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников. – 2002. – №10.-с. 31–32.
Работа проверена на плагиат с помощью программы ETXT. Оригинальность работы составляет 71%.
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними