Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:29, курсовая работа
Актуальность работы: Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогическая сущность коррекции агрессивного поведения детей…………………………………………………………….6
Изучение проблемы агрессивного поведения детей в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………….6
Детская агрессивность: причины возникновения, модели……….…12
Глава 2. Содержание коррекционной работы агрессивного поведения детей………………………………………………………………………...19
Коррекция агрессивного поведения детей……………………….…..19
Методы, техники, упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения………………………………………………..23
Глава 3. Беседа для родителей……………………………………….…33
3.1 Общие рекомендации для родителей по работе с агрессивными детьми……………………………………………………………………....33
3.2 Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………..34
3.3 Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами………………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………………………………....42
Недостаточность в проявлении гуманных чувств |
• стремится делать назло другим • проявляет безразличие к страданиям других • стремится причинить другому страдание • у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий |
01234 01234 01234 01234 |
Реакция на новизну |
• новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции |
01234
01234 |
Реакция на ограничение |
• при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется |
01234 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) |
• проявляет агрессивные реакции первым • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка • проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других • толкается, когда обижают • бьет других детей, если ребенка случайно толкнули |
01234 01234
01234
01234 01234 |
Чувствительность к присутствию других |
• ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка • присутствие других (детей, взрослых) • провоцирует агрессивность у ребенка • щиплется на глазах у всех • толкает сверстника на глазах у всех |
01234
01234 01234 0 1234 01234 |
Физическая агрессия, направленная на предмет |
• ломает постройку на глазах у всех • ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку • ребенок бросает предмет об стенку • ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры • отрывает кукле руки, ноги |
01234 01234
01234 01234
01234 |
Агрессия, направленная на сверстников |
• толкает других детей в состоянии раздражения • походя, мимоходом ударяет встречных • бьет других детей в состоянии раздражения • ударяет детей и внезапно успокаивается • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) • кусает других детей в состоянии раздражения |
01234 01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на себя |
• просит себя стукнуть еще раз • берет на себя вину за других • рвет на себе волосы • щиплет себя в состоянии раздражения • кусает себя в состоянии раздражения |
01234 01234 01234 01234 01234 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) |
• бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком • царапает взрослого • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи • больно бьет ногой бабушку |
01234
01234
01234
01234
01234
01234
01234 01234 |
Вербальная (словесная) агрессия |
• говорит обидные, грубые слова детям • говорит обидные слова взрослым • говорит нецензурные слова детям • говорит нецензурные слова взрослым |
01234 01234 01234 01234 |
Агрессивность в виде угрозы |
• замахивается, но не ударяет другого • пугает другого |
01234 01234 |
Агрессия направленная на животных |
• щиплет кошку • выкручивает кошке хвост • специально наступает на лапы собаке • отрывает крылышки насекомым |
01234 01234 01234 01234 |
Агрессия разных видов и направленности |
• агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) |
01234 |
Неупорядоченные проявления агрессии |
• плюется в состоянии раздражения |
01234 |
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.
Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.
Анкета «Критерии агрессивного ребенка»
1. Временам кажется, что в него
вселился злой дух.
2. Он не может, промолчат, когда чем-то
недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется
выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает
игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что
окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что
кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать
что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится
сделать все на- оборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как
самостоятельного и
14. Любит быть первым, командовать, подчинят
себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение,
желание найти виновных.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически
более слабыми.
18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает,
не делится.
20.Уверен, что любое задание выполнит лучше
всех.
Положительный ответ на каждое
предложенное утверждение оценивается
в 1 балл.
Критерии оценки:
Высокая агрессивность – 15-20 баллов,
Средняя агрессивность – 7-14 баллов,
Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.
3.3 Материал для консультаций или бесед с родителями и педагогами
Тема: « О действенных дисциплинарных методах»
Уважаемые родители! Дисциплина… Для многих это неприятное слово Оно напоминает об отце с ремнём, угрозах, шлепках и прочих унизительных карах. Однако дисциплина заключается не в этом. Само слово, взятое из латыни и означающее «учить», изначально не имело ничего общего с правилами и наказаниями. Приучать малыша к дисциплине – значит заронить в его душу семена самоконтроля. Сразу они не прорастут, однако, при правильном «питании» станут основой будущего поведения. Единого правильного способа приучить малыша к дисциплине не существует, зато есть несколько хорошо действующих методов. Какой Вам выбрать и когда им воспользоваться, зависит от личности ребёнка, Вашего характера и специфики обстоятельств.
Отметьте хороший поступок ребёнка. Большинство детей рано усваивают, что хорошее поведение не так привлекает родительское внимание, как шалости. Мама уже полчаса не поднимает взгляд от книжки? Самое время пошалить, а результаты будут совершенно определённые. Поэтому в следующий раз, когда малыш поступит нехорошо, чтобы привлечь Ваше внимание, отреагируйте как можно сдержаннее (он добивается именно сильной реакции, пусть даже негативной). Зато когда он бережно переворачивает страницы Вашей книги или тихо играет, пока Вы моете посуду, не скупитесь на похвалу. Живо откликайтесь на хорошее поведение ребёнка, а не на его проступки.
Наказание должно соответствовать проступку. Ребёнок вряд ли в достаточной мере оценит, что лишён телепередачи из-за шедевра, который он изобразил цветным мелком на обоях. Зато ему наверняка станет ясна Ваша цель, если Вы немедленно уберёте мелки и вернёте их только после обеда.
Дайте ребёнку пострадать от неизбежных последствий его неправильного поведения.Один из главных уроков, который преподносит жизнь, состоит в том. что любое действие имеет результат. Не старайтесь каждый раз защитить малыша от последствий его проступков (если они не были случайными), не исправляйте их молниеносно.
Рассмотрите возможность «перерыва». Не все специалисты согласны с тем, что «перерыв» является разумным способом приучить ребёнка к дисциплине, однако, многие родители не могут без него обойтись. Степень его эффективности, очевидно, зависит от мнения родителей и от характера ребёнка. Идея метода состоит в том, чтобы дать вышедшему из-под контроля ребёнку время самостоятельно успокоиться и взять себя в руки. Очень часто время на «лавочке штрафников» помогает нейтрализовать взрывоопасную ситуацию. Применяя этот метод, помните, что прибегать к нему можно только в тех случаях, когда ребёнок совершает неприемлемые поступки после Ваших предупреждений, а не первое нарушение. Место, выбранное для «перерыва», должно быть безопасным и в пределах видимости родителей (нельзя запирать ребёнка в туалете или в тёмной комнате). Не пользуйтесь детской кроваткой или комнатой: эти места должны вызывать у ребёнка только положительные эмоции. Отпускать ребёнка с должен тот взрослый, который отправил его на «перерыв». И учтите, что очень ранимые малыши, когда их отправляют в угол, чувствуют себя брошенными и начинают безутешно рыдать. При таких обстоятельствах «перерыв» не лучший способ приучить ребёнка к дисциплине. Постарайтесь также не передозировать «перерывы» и не делать их своей единственной методикой. Приберегите их для действительно серьёзных нарушений.
Честно предупредите. Если Вы застигли ребёнка в момент, когда он собирается совершить что-нибудь нехорошее или уже делает это, предупредите: «Если ты не прекратишь, пока я сосчитаю до трёх, то я…» Затем, разумеется, Вам следует сдержать обещание, иначе Ваши слова лишатся всякого смысла.
Объясните, за что наказываете. Даже самый маленький ребёнок может понять, что Вы отобрали игрушку, потому что он швырнул её в сестру, или поставили его в угол, потому что застали в момент, когда он обрывал листья с фикуса. Просто, доходчиво объясните ребёнку, за что он получил наказание.
Не откладывайте наказание. У детей короткая концентрация внимания. Вполне возможно, что, когда Вы закончите гневную тираду, ребёнок уже забудет, за что его наказывают. Если Вы наказываете ребёнка после обеда за утренний проступок, можете быть уверены: никакой связи в мозгу у ребёнка между проступком и вашим наказанием не возникнет.
Повторите, за что наказываете. Когда наказание уже позади, неплохо коротко напомнить о событиях, которые привели к нему.
Простите и забудьте. После того как малыш «расплатился» за своё поведение, жизнь должна вернуться в нормальное русло. Ни затаённая обида, ни нравоучительные нотации с Вашей стороны не допустимы. Не должно быть также усиленного внимания или задабривания, иначе малыш подумает, что Вы раскаиваетесь в том, что наказали его.
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей младших школьников при работе с ними