Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, курсовая работа
Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………....................................................................................7
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........12
Выводы…………………………………………………………………………..21
Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….23
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………..38
2.3. Исследования устной речи у детей с нарушением интеллекта…...43
Выводы…………………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………...58
Список изученной литературы……………………………………………….61
По мере перехода детей из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.
Сложности в осознании читаемого текста, испытываемые детьми:
- затруднения в устной логической связи между поступками, событиями и т.п.;
- непонимание идейного смысла;
- непонимание подтекста;
- плохо устанавливают временные связи, особенно если описание дается в разновременном плане;
- нарушено образное восприятие;
- затруднено восприятие изобразительных средств языка;
- фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;
Имеющийся у таких школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.
Задачи работы над формированием осознанного чтения:
- расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;
- учить четко устанавливать смысловые связи;
- помогать в понимании идейного смысла произведения.
Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:
1 )разбор значений слов-синонимов.
2) разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
3) самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
4) подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
5) работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).
6) работа с фразеологизмами.
7) обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
8)упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
9)упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений [19].
Основные параметры для проверки и анализа техники чтения:
1. Правильность чтения:
- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);
- побуквенное чтение;
- замена слова другим, несходным по буквенному составу;
- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);
- вставка согласных звуков;
- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
- пропуск конечного гласного звука;
- перестановка звуков;
- замена гласных звуков;
- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);
- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
2. Осознанность чтения:
- непонимание значений отдельных слов;
- фрагментарное понимание текста;
- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;
- неумение установить смысловые связи между частями текста.
3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).
- чтение целыми словами;
- слоговое чтение;
- побуквенное чтение.
4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):
- применение при чтении знаков препинания;
- эмоциональность чтения. [15]
Выводы
В теоретической главе была изучена сущность уроков чтения в школе VIII вида. Выяснили, что главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Выделили и расшифровали формы дислексии. Также отметили, что чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии. Затем кратко проследили обучение чтению в разных классах.
Проблема несформированности навыков чтения особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у таких у учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.
Ученые: Гнездилов А. В., Воронкова В. В., Аксенова А.К. и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.
Уроки чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны быть построены таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками чтения. Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:
- учитывать предпочтение
- следует отбирать те задания,
которые ребёнок объективно
- учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
- реакция на ошибки
ребёнка должна быть формой
помощи ему (главное не
- нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;
- для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;
- для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей в школе VIII вида
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида
Для сравнительного анализа программ в общеобразовательной и коррекционной школах были взяты программа «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» [25] и программа под редакцией В.В. Воронковой для специальных образовательных учреждений VIII вида [7].
В отличии от обычной школы, в коррекционной имеется подготовительный класс. Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования.
Цель занятий в
На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у детей с нарушением интеллекта широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп [10].
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у таких дошкольников к моменту поступления в школу оказывается сформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания:
· различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.);
· кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.);
· чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них;
· игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р);
-выделение первого звука в слове;
· умение слышать нужный звук в слове.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения:
· вдох-выдох, на выдохе пропеть гласные звуки;
· поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков;
· надувание цветных шаров;
· специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
Работа над звукопроизношением:
· Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
· Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.
· Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).
· Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);
· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);
· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);
· повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);