Уроки чтения в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………....................................................................................7
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........12
Выводы…………………………………………………………………………..21


Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….23
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………..38
2.3. Исследования устной речи у детей с нарушением интеллекта…...43
Выводы…………………………………………………………………………..56

Заключение……………………………………………………………………...58

Список изученной литературы……………………………………………….61

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВОЙ КУРСАЧ.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

По мере перехода детей  из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.

Сложности в осознании  читаемого текста, испытываемые детьми:

- затруднения в устной логической связи между поступками, событиями и т.п.;

- непонимание идейного смысла;

- непонимание подтекста;

- плохо устанавливают временные связи, особенно если описание дается в разновременном плане;

- нарушено образное восприятие;

- затруднено восприятие изобразительных средств языка;

- фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;

Имеющийся у таких школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.

Задачи работы над формированием  осознанного чтения:

- расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;

- учить четко устанавливать смысловые связи;

- помогать в понимании идейного смысла произведения.

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:

1 )разбор значений слов-синонимов.

2) разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

3) самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

4) подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

5) работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).

6) работа с фразеологизмами.

7) обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

8)упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

9)упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений [19].

Основные параметры  для проверки и анализа техники чтения:

1. Правильность чтения:

- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);

- побуквенное чтение;

- замена слова другим, несходным по буквенному составу;

- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);

- вставка согласных звуков;

- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;

- пропуск конечного гласного звука;

- перестановка звуков;

- замена гласных звуков;

- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);

- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

2. Осознанность чтения:

- непонимание значений отдельных слов;

- фрагментарное понимание текста;

- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;

- неумение установить смысловые связи между частями текста.

 

3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).

- чтение целыми словами;

- слоговое чтение;

- побуквенное чтение.

4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):

- применение при чтении знаков препинания;

- эмоциональность чтения. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В теоретической главе была изучена  сущность уроков чтения в школе VIII вида. Выяснили, что главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Выделили и расшифровали формы дислексии. Также отметили, что чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии. Затем кратко проследили обучение чтению в разных классах.

 Проблема несформированности  навыков чтения особенно остро  проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у таких у учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Ученые: Гнездилов А. В., Воронкова В. В., Аксенова А.К. и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.

 

Уроки чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны быть построены  таким образом, чтобы расширить  рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками чтения. Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:

- учитывать предпочтение ребёнком  того или иного содержания  обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;

- следует отбирать те задания,  которые ребёнок объективно может  выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);

- учитель должен оценивать  только конкретную работу, а не  самого ученика;

- реакция на ошибки  ребёнка должна быть формой  помощи ему (главное не порицание,  а разъяснение ошибок);

- нужно научиться словом  поощрять ребёнка, малейший его успех;

- для повышения учебной  мотивации следует тщательно  отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;

- для повышения учебной  мотивации можно использовать  различные формы коллективной  деятельности учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей в школе VIII вида

2.1. Сравнительный  анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида

 

Для сравнительного анализа программ в общеобразовательной и коррекционной школах были взяты программа «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» [25] и программа под редакцией В.В. Воронковой для специальных образовательных учреждений VIII вида [7].

В отличии от обычной  школы, в коррекционной имеется  подготовительный класс. Подготовительный класс функционирует как пропедевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) и дети, состояние которых требует более длительного обследования.

Цель занятий в подготовительном классе — повышение уровня как  психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Овладение первоначальными навыками чтения, письма, счета является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания [1].

На условно называемых уроках чтения в подготовительном классе прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у детей с нарушением интеллекта широко распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп [10].

Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать со всеми детьми и индивидуально на логопедических занятиях с теми, у кого эти нарушения выражены в более грубой форме.

Без специальной работы над развитием слухового внимания у таких дошкольников к моменту поступления в школу оказывается сформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.

Вся работа должна проводиться  в виде игр и игровых упражнений.

Развитие слухового  внимания:

· различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.);

· кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.);

· чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них;

· игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р);

-выделение первого звука в слове;

· умение слышать нужный звук в слове.

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения:

·  вдох-выдох, на выдохе пропеть гласные звуки;

·   поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков;

·  надувание цветных шаров;

· специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).

 

 

Работа над звукопроизношением:

· Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.

·  Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.

· Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).

·  Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.

Для формирования правильного  звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).

Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

Закреплению правильного  произношения звуков в речи способствует:

· соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф-ф);

· повторение строчек из народных колыбельных песен (баю-баю-баю — куколку качаю);

· напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та-та — мы везем с собой кота);

·  повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);

Информация о работе Уроки чтения в школе VIII вида