Уроки чтения в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………....................................................................................7
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........12
Выводы…………………………………………………………………………..21


Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….23
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………..38
2.3. Исследования устной речи у детей с нарушением интеллекта…...43
Выводы…………………………………………………………………………..56

Заключение……………………………………………………………………...58

Список изученной литературы……………………………………………….61

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВОЙ КУРСАЧ.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

- учитывать предпочтение  ребёнком того или иного содержания  обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;

- следует отбирать  те задания, которые ребёнок  объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);

- учитель должен оценивать  только конкретную работу, а не  самого ученика;

- реакция на ошибки  ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);

- нужно научиться словом  поощрять ребёнка, малейший его успех;

- для повышения учебной  мотивации следует тщательно  отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;

- для повышения учебной  мотивации можно использовать  различные формы коллективной  деятельности учеников.

В результате исследования различных источников была подтверждена гипотеза исследования. Условиями эффективного овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью навыками чтения являются: планомерная и целенаправленная работа педагога по выявлению схожести несформированных сторон речи и объединение по этому признаку детей в отдельные микрогруппы , а также правильно намеченный план направлений коррекционной работы. Гипотеза работы была подтверждена благодаря изучению  условий эффективности овладения навыками чтения детьми в школе VIII вида.

Сравнивались две программы в общеобразовательной и коррекционной школах. Для сравнения были взяты программа «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» и программа под редакцией В. В. Воронковой для специальных образовательных учреждений VIII вида.

Затем было проведено  исследование навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализ  сопоставленных результатов обследования помог выделить по схожести несформированных сторон речи отдельные микрогруппы и наметить направления коррекционной работы.

Устранение дислексии, вызванной системным недоразвитие речи помимо коррекции фонетико-фонематическихпроцессов, должно решать следующие задачи:

- количественное и  качественное обогащение активного  словаря ребенка;

- развитие навыков  словоизменения;

- уточнение значений  синтаксических конструкций;

- развитие навыков построения связного высказывания.

Основные задачи коррекции  дислексии, обусловленной ФФН:

- формирование точной  дифференциации фонем  русского  языка;

- формирование полноценных  представлений о звуковом составе  слова;

-закрепление навыков  звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц;

- коррекция дефектов  произношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список изученной  литературы

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умст-венно отсталых учащихся на специальных уроках // «Дефектология». – 1987. - №6.

3. Ахутиева Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. -СПб.: Изд-во СПбГУ,2001.

4. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. – 1998. - №4.

5. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.

6. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов.— М.: Школа-Пресс, 1994.

7. Воронкова В. В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы ; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.

8. В.В.Воронкова И.В. Коломыткина. Букварь. Учебник для коррекци-онных образовательных учреждений VIII вида. М.: «ПРОСВЕЩЕ-НИЕ». 2007.

9. Выготский Л.С. Развитие устной речи// Собр. соч.: В 6 томах. Т.3. М.:Педагогика,1982.

10.Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.: Педагогика, 1990.

11. Забрамная С.Д. Вспомогательная школа.- М.: Педагогика, 1990.

12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Про-свещение, 1985.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного воз-раста с ОНР. М.: «ГНОМ и Д», 2003.

14. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Линка-пресс, 1994.

15. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М: 1995.

16. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение: Владос, 1995.

17. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Про-свещение, 1984.

18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.

19. Русецкая М.Н. Нарушения  чтения у младших школьников. Изд-во КАРО Санкт-Перербург 2007г.

20. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.

 21. Солдатова Н.А. Использование технологии семантических полей в развитии связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня. // «Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия», 2003, №5. Стр. 18-20.

 22. Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи. Учебник для специаль-ных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс.- М.: «АРКТИ» 2007г.

 23.  Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство «АРКТИ» 2003г. Москва.

 24. Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. Часть I (1-2 класс). - М.: РУС-СИКО 1994.

 25. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Ш67 В 2 Ч. 1/{М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др}. – 3-е изд.- М. : Просвещение, 2008.


Информация о работе Уроки чтения в школе VIII вида