Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:28, курсовая работа
Актуальность проблемы. Овладение навыком чтения важный этап в жизни каждого ребенка. Овладение навыком чтения детьми с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальную важность, так как эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Психологи замечали, что прежде дети учатся чтению и письму, а затем посредством чтения и письма.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проведения уроков чтения
в школе VIII вида…………....................................................................................7
1.1. Понятие об уроках чтения в школе VIII вида………………………...7
1.2. Особенности овладения навыком чтения школьниками
с нарушениями интеллекта …………………...…………………………..........12
Выводы…………………………………………………………………………..21
Глава II. Экспериментальные исследования навыков чтения у детей
в школе VIII вида……………………………………………………………….23
2.1. Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида……………………23
2.2. Исследование навыков чтения детей с нарушением
интеллекта………………………………………………………………………..38
2.3. Исследования устной речи у детей с нарушением интеллекта…...43
Выводы…………………………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………...58
Список изученной литературы……………………………………………….61
Обобщая результаты исследования навыка чтения среди учащихся одного класса, можно отметить неравномерность в становлении как технической, так и смысловой сторон чтения.
2.2. Исследование устной речи у детей с нарушением интеллекта
В исследовании устной речи у детей с нарушением интеллекта использовалась специальная методика. В ней использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (Нарушения речи и система в их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе) и Е. В. Мальцевой (Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А. Р.Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики была применена балльная система [9].
Методика включает шесть
серий проб, каждая серия включает
речевые пробы нарастающей
Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, кроме серии I, является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Для серий I(кроме звукопроизношения), II, III, IV, V – это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов, для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов и для серии IV – 5; 2,5; 1; 0 баллов. Задания серии V оцениваются тремя градациями: 1; 0,5 и 0 баллов.
Структура методики
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи (включает четыре группы заданий).
Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия. При интерпретации результатов следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком-либо слоге. Таким образом, первое задание носит комплексный характер.
Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения проводится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.
Третья группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений поп показу экспериментатора.
Известно, что стойким и плохо поддающимся коррекции признаком системной речевой патологии является нарушение звуко-слоговой структуры слова, т. е. количества и последовательности звуков и слогов в слове, ударности в строении отдельных слогов. На выявление соответствующих нарушений направлена четвертая группа заданий серии, включающая 10 слов с постепенным усложнение слоговой структуры. Максимально количество баллов за выполнение первой, третьей и четвертой групп заданий соответствует количеству входящих в них проб (15, 10 и 10 баллов), наивысший балл за звукопроизношение равен 15. Таким образом, максимальная оценка за всю серию – 50 баллов.
Серия II – Исследование навыков языкового анализа (состоит их десяти заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и навыками выделения их из потока речи.)
Максимальная оценка – 10 баллов.
Серия III – Исследование сформированности грамматического строя речи (состоит из 5 групп заданий, по 10 проб в каждой)
Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Способность к повторению можно расценить как показатель общего уровня лингвистической компетенции. Известно, что ребенок может воспроизвести предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел. Как и большинство проб, эти задания носят комплексный характер. На успешность их выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются замены слов по семантическому и фонетическому сходству, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы.
Во второй группе заданий учащимся предлагают оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с норами языка, так и с их нарушениями.
Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления.
Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах пятой группы предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальная оценка за выполнение каждой группы заданий соответствует числу проб, т.е равна 10 баллам, за выполнение всей серии – 50 баллов.
Серия IV – Исследование словаря и словообразовательных процессов (состоит из трех групп заданий).
Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названия взрослых животных.
Вторая группа состоит из 5 проб, проверяющих умение ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы слова.
Третья группа заданий включает 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных.
Максимальная оценка равна 10 баллам.
Серия VI – Исследование сформированности связной речи.
Детям предлагаются два задания: составление рассказа по набору сюжетных картинок и пересказ. Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 55 баллов, что в сумме за серию составляют 30 баллов. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 200. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных уровней успешности:
IV уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-50%
I уровень – 49,9% и ниже.
Для получения индивидуального рабочего профиля необходимо оценить успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 – для серий I, III и IV; на 10 – для серий II и V; на 30 – для серии VI).На основе полученных значений вычеркивается речевой профиль: на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий методики в процентах, а на оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи.
Речевые пробы и система их оценки
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня развития речи.
Проверка состояния фонематическкого восприятия.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
ба – па -
ма – на – ма -
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем втрой (па-ба).
Оценка:
1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый
член воспроизводится
0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов,их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: «Повтряй за мной движения» [22].
Дети выполняют упражнения.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствие всех характеристи прдъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкенезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения.
Исследование
Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
собака – маска – нос;
сено – василек – высь;
замок – коза и т.д.
Оценка:
3 балла – безукоризненное
произношение всех звуков
1,5 балла – один из нескольких хвуков группы изолированно и отраженно правильно произносится, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой
позиции искажается или
0 баллов искажениям или замена подвергаются все или несколько звуков группы.
Максимально число баллов за все задания – 15.
Иссследование сформированнности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: « Повторяй за мной слова»:
скакалка
танкист
космонавт
милиционер и т.д.
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленнное послоговое воспризведение;
0,25 балла – искажение звко-слоговой структуры слова;
0 баллов – невоспроизведение.
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Инструция: «Ответь на вопросы»:
- Сколько слогов в предложении?
День был теплый.
- Сколько слогов в слове?
Дом
- Определи место звука в слове:
Первый звук в слове «крыша»;
- Сколько звуков в словах:
Рак
Сумка
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи.
Оценка:
1 балл – правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла – правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла- правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов - неверный ответ с третьей попытки.
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее»:
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белый чайки.
В саду было много красных яблок. И т.д. с постепенным усложнением.
Предложение читается до первого воспроизвведения (1-2 раза).
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение предложения;
0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла – пропуск частей преедложения, искажения смысла и структуры предложения;
0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: «Найди в предложения ошибки и постарайся их исправить» [19].
Девочка гладит утюгом.
Дом нарисован мальчик.
Мальчик умывается лицо.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибок;
0,5 балла – выявление
и исправлние ошибки с
0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;
0 баллав – ошибка не выявлена.
3. Составление преедложений из слов в начальной форме.
Инструкция: «Пострайся составить из слов предложение»:
Мальчик, открывать, дверь;