Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Выводы по
I главе…………………………………………………...………
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1
Формирование эмоциональной
2.2
Использование игр и
2.3
Совершенствование навыков
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Проблема
становления межличностного общения
на основе человеческих отношений связана
с дефицитом воспитанности, доброты,
культуры, нравственных критериев в
воспитании ребенка в сегодняшних
условиях. Поэтому внимание к воспитательно-
Необходимость
раннего формирования положительного
опыта общения детей
Анализ педагогического опыта и собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что в детских садах уделяется недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков у детей. Пытаясь устранить конфликт между детьми, воспитатель прибегает к замечаниям, к проведению этических бесед, порицанию конфликтных ситуаций, в то время как умение детей общаться со сверстниками, необходимо формировать в совместной деятельности. На наш взгляд воспитатели недостаточно владеют различными методами и средствами развития общения, важнейшим из которых является игра.
Проблема формирования общения детей старшего дошкольного возраста всегда была прямо или косвенно в центре внимания таких педагогов как
Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина,Т. А. Репина и других.
В отечественной психологии положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л. С. Выготским и его последователями. Учеными неоднократно подчеркивалось, что источник развития лежит вне ребенка, а в продуктах материальной и духовной культуры, которые раскрываются ребенку в процессе общения и специально организованной совместной деятельности.
В исследованиях отечественных психологов Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной и других доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок осваивает человеческий опыт.
Л. С. Выготский указывал на тот факт, что «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся психическими функциями личности.
Анализ изучения генезиса общения, проводившийся разными исследователями:З. М. Богуславская, А. В. Запорожец,Е. Е. Кравцова,
М. И. Лисина, А. Г. Рузская, и другими, позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные формы.
Т. М. Сорокина
доказала «влияние общения может
способствовать исправлению дефектов,
возникших у детей при
Несмотря
на достаточную изученность
Выявленные нами противоречия в решении проблемы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи определили тему курсовой работы: «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста».
Проблема нашего исследования была сформулирована так: каковы условия развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность формирования навыков общения.
2.Изучить особенности формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
3. Выявить возможности игры как средства формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
4.
5.
Методологической основой нашего исследования являются фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о социально - деятельностной сущности личности и её развитии; об игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие теоретические методы научного исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
1.1
Сущность развития навыков
Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека и, вместе с тем оно, является одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. В психолого-педагогической литературе существует множество определений общения:
-общение
– взаимодействие людей,
-общение
– взаимодействие людей друг
с другом, состоящее в обмене
между ними информацией
Но за основу мы берем определение, предложенное Рузской А.Г: общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Говоря о роли общения в развитии личности ребенка, Р. С. Немов подчеркивает, что в процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, эстетические чувства и складывается характер. Также общение имеет огромное значение в формировании психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность.
Общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие функции:
-коммуникация (обмен информацией);
-интеракция (обмен действиями);
-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
Функции общения дают представления о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Интеракция помимо обмена информацией предполагает обмен определенными действиями между партнерами по общению. В процессе восприятия друг друга партнерами по общению фиксируются отношения людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание. Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в неё людей.
Для того чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, предложенные М. И. Лисиной.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд глаза в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека. Общение- это не просто безразличное
восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Так как общение – процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить внимание - наиболее характерный момент общения. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.
В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, мотив и средства. Содержанием общения является информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Предметом общения является другой человек, партнер по общению как субъект. Целью является то, ради чего у человека возникает данный вид деятельности.
М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения:
1.Деловые - выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности.
2. Познавательные
- возникают в процессе
3. Личностные
- характерны только для общения
как самостоятельного вида
Потребности
и мотивы общения удовлетворяются
с помощью определенных средств.
Средствами общения являются операции,
с помощью которых
М. И. Лисина выделила следующие категории средств общения:
-экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);
-предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками).
-речевые (вопросы, реплики и другое).
Общение начинает формироваться с первых месяцев и развивается на протяжении всей жизни. В психологии под термином «развитие» понимается качественное изменение всех специфических структур психики и наличием психических новообразований.
М. И. Лисина выделила в развитии общения следующие этапы:
I этап связан с установлением отношений ребенка со взрослым, причем взрослый выступает носителем нормативов.
На IIэтапе взрослый выступает уже равным по совместной деятельности.
III этап характеризуется тем, что между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.
Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста