Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что  большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.

В отечественной  дошкольной педагогике сложилась классификация  детских игр, базирующихся на степени  самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к  классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идеи получили развитие в работах Н.К. Крупской. Таким  образом, детские игры делятся на две группы: творческие игры и игры с правилами.

К творческим играм относятся игры, в которых  ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие  игры делятся на:

- режиссерские;   

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;  

- игры со  строительным материалом.

В творческих играх между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.

Особой  группой игр являются игры с правилами. Это группа игр специально создана  народной и научной педагогикой  для решения определенных задач  обучения и воспитания детей. Это  игры с готовым содержанием, с  фиксированными правилами, являющимися непременными компонентами игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.Как справедливо отметил А.А. Леонтьев: "овладеть правилами игры - значит, овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение".

 Игры  с правилами делятся на две  большие группы:

-дидактические  игры;

-подвижные  игры;

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и  образование слов, упражняют в  составлении связных высказываний, развивают связную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Значение подвижных игр на развитие навыков общения заключается  в создании условий для радостных  эмоциональных переживаний детей, в воспитании у них дружеских  взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, в  умении действовать  в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря.

В традиционной классификации коммуникативные  игры не выделяют как отдельный вид, их относят к играм с правилами. Но В.М.Минаева, В.В. Петрусинский, Н.В.Самоукина, Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова,  Л.Ф. Чернецкая и другие выделили коммуникативные игры как самостоятельный вид игр. Коммуникативные игры - это игры направленные развитие коммуникативных навыков, основ толерантной коммуникации. Основная обучающая задача коммуникативных игр - это развитие навыков общения в процессе игры. Суть любой коммуникативной игры – в сочетании неречевых и речевых действий, совершаемых в конкретной ситуации общения участниками, принимающими ту или иную игровую роль.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает, как можно вместе играть в дидактические  и подвижные игры, смотреть картинки, пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволяет сформулировать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В  организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.

В различных играх совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы:  восприятие, память, внимание, мышление и речь и развивается общение.

 

Вывод по первой главе

Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В общении выделяют содержание, цель, мотив и средства. Оно включает следующие группы навыков: использование речевых этикетных формул и невербальных средств общения, установление эмоционального контакта, выражение своего настроения, а также внимание к собеседнику.

На протяжении дошкольного возраста общение развивается  по двум направлениям: общение со взрослыми и общение со сверстниками и в его развитии происходит смена форм общения. Каждой определенной форме общения характерны определенные средства и мотивы

Наиболее ценными для развития навыков общения у детей дошкольного возраста являются коммуникативные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.

 

 

2.1 Формирование эмоциональной  отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Успешное  социально-эмоциональное  развитие старших дошкольников происходит при условии воспитания эмоциональной отзывчивости на чувства и настроение окружающих людей. В ФГТ обращено особое внимание на социально-эмоциональное развитие ребенка. Выпускник детского сада- это эмоционально отзывчивый ребенок.

Педагогам и родителям  знакомо, что нередко дошкольник проявляет равнодушие, в силу того что не может правильно понятьно понять состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию» выраженную в мимике, жестах, интонации голоса другого человека. Поэтому необходимо: специально привлекать внимание детей к признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учить ориентироваться на характерные особенности внешнего проявления человеком того или иного настроения(выражение лица: положение бровей, уголков рта, выражение глаз; типичные жесты, интонация речи)

Дети способны различать  такие эмоциональные состояния, как радость, печаль, удивление, усталость, страх, обиду, нежность, любовь, доброту, гнев.

В ходе нашего исследования мы составили программу  формирующего эксперемента, который был проведён в МБДОУ №196 в старшей группе

Цель первого этапа  нашего эксперемента формирование эмоциональной отзывчивости дошкольника ко сверстнику.

Первый этап включил в  себя цикл из 5 упражнений (прил.) направленных на формирование и выявление эмоциональной  отзывчивости дошкольника ко сверстнику.

Первое упражнение «какие разные рожицы!» выполнялось фронтально, со всей группой детей, это упражнение дало понять умеют ли дети понимать эмоции на лицах.  Данное упражнение показало, что большинство детей старшей группы  могут определить и описать эмоции, но есть дети которые с трудом справлялись с заданием, путали различные эмоции, не моги разложить лица по группам, не принимали участие в придумывании называний эмоциям.

Второе упражнение «узнай настроение» проводилось с подгруппой детей не справившихся с первым. Данное упражнение проводилось несколько  раз, с разными детьми до тех пор, пока дети не стали правильно назвать  эмоции. В данном упражнении картинки менялись, для того чтоб дети определяли по эмоциям, а не запоминали.

Следующее упражнение «как это  было?»  проводилось фронтально, со всей группой детей предварительно прочитав и вспомнив сказки. С этим упражнением справились все дети, они без труда назвали эмоцию персонажа и вспоминали чем она  вызвана,  упражнение проводилось  несколько раз в течении 3 недель, что давало детям узнать эмоцию, а не вспомнить.

После этого использовалось упражнение « найди своё настроение»  проводилось со всей группой детей, дети сложно справились с этим заданием, выбрав маску они не могли обосновать свой выбор, часто путали эмоции. для того чтоб дети справились с заданием, упрашнение пришлось немного поменять, ребёнок описывал свое настроение говоря, например, 2мне весело, я счастлив и ничего не боюсь»- остальные дети подберали ему настроение. Это упражнение проводилось часто, в течении 3 недель, что дало детям безошибочно определять и описывать свои эмоции, и эмоции сверстника.

Последнее упражнение направленное на формирование эмоциональной отзывчивости «найди, где ты» проводилось со всеми детьми фронтально. Дети тяжело справились с заданием, для чего упражнение было упрощено, разбив детей на пары они искали друг друга, и обоснововали свой выбор. Это упражнение проводилось ежедневно в течении трех недель, дети менялись партнерами. Дошкольникам было легко найти эмоцию своего товарища, но сложно найти свою, только к концу третей недели дети справились с заданием.

Моменты знакомства с эмоциональными состояниями человека включают в  различные виды деятельности, прогулка, игры, непоредственно-образовательную деятельность. Что помогает старшему дошкольнику осознавать эмоциональную сторону окружающего мира.

Развивая эмоциональную  отзывчивость детей, воспитатель обращает внимание детей не только на мимику, но и на жесты позы, интонацию  речи.

Деятельностный принцип развития эмоциональной отзывчивости означает, что ведущим способом ее формирования у дошкольников является организация активной детской деятельности, в которой проявляется эмпатия. Базовым видом деятельности для развивающей работы с детьми выступает игровая ситуация (прил.)

В повседневном общении с  детьми следует постоянно показывать примеры доброго, заботливого отношения  к людям, побуждать ребят замечать состояния сверстника и проявлять  сочувствие, готовность помочь.

Детям необходимо предлагать принимать участие в делах, связанных  с проявлением заботы, внимания и  сочувствия к людям.

Следует также, поддерживать положительное настроение детей, помогать им преодолевать негативные эмоциональные состояния, обращать внимание на необходимость сдерживание отрицательных чувств (злоба, раздражительность, высокомерие), недопускать причинения вреда людям и животным.

В ФГТ подчёркнуто, что  выпускник детского сада- это ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками он адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, и конструктивном способом взаимодействия (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Способен изменить стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации. Именно для того, чтоб ребёнок овладел всем этим, его нужно учить чувствовать не только свои эмоции, но и понимать состояние и настроение сверстника.

 

 

 

 

2.2 Использование игр  и упражнений на формирование  навыков общения детей старшего  дошкольного возраста.

Игра занимает центральное место  в жизни дошкольника, являясь  преобладающим видом его самостоятельной  деятельности.

Игра имеет ряд особенностей:

  • Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением;
  • В игре дети отражают свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним;
  • В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова, и эта взаимосвязь выступает стержнем игровой деятельности детей и служит средством отображения окружающей действительности, взаимоотношений, складывающихся вокруг определенных явлений и событий жизни;
  • Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Будучи увлекательным  занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития, но это  происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и  становление игры в значительной степени происходит именно при использовании  ее как средства воспитания. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых  проблем, а совместное их решение  в процессе игры помогает лучше усваивать  социальные нормы и роли, соответствующие  их полу и социальному статусу. Игра не только помогает овладевать навыками социального общения и усвоить  нормы поведения, но и имеет важное  значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта" и помогают взрослому создавать  в группе детей дружескую атмосферу  взаимопомощи, доверия, доброжелательного  и открытого общения детей  друг с другом и с взрослыми  людьми, облегчая тем самым процесс  совместного обучения.

Перечисленные ценности важны для усиления психологических  связей между детьми, развития их способность  устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей  страдают от одиночества и изоляции.

Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют  возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как  в ходе обычной жизни.

Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста