Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30
На IV этапе ребенок выступает в коллективной деятельности в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Развитие общения у детей осуществляется в двух направлениях:
- общение с взрослыми;
- общение со сверстниками;
На протяжении детства в общении со взрослыми появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития.
Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе её развития, взятая в целостной совокупности её свойств.
Форма общения
характеризуется следующими параметрами:
время её возникновения в онтогенезе,
её место в системе общей
основное
содержание потребности,
Рассмотрим последовательность развития форм общения с взрослым предложенную М. И. Лисиной.
Первая
в онтогенезе возникает ситуативно-
Ситуативно-деловая
форма общения в онтогенезе появляется
второй и существует от 6 месяцев
до трех лет. Для нее характерны потребность
в сотрудничестве, деловые мотивы
и предметно-действенные
деловые мотивы
общения выходят на первый план.
К экспрессивно-
Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.
Следующая
форма общения, которая складывается
примерно к 4-5 годам-внеситуативно-
К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Для неё характерны потребность во взаимопонимании и сопереживании, личностные мотивы и речевые средства общения.Ребенок стремится оценить те или иные качества и поступки, и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения, которое побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Для развития внеситуативно-личностного общения ребенку необходимо давать оценку и самооценку поступков, при беседе высказывать своё мнение, анализировать ситуации.
Для детей дошкольного возраста не менее важное значение имеет общение со сверстниками. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только формируется, то в дошкольном возрасте она уже становится одной из главных.
В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина).
Первая
из них эмоционально-
Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Для неё характерны деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника. Среди средств начинают преобладать речевые, но речь продолжает оставаться ситуативной. Средний дошкольный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника.
Третьей формой общения является внеситуативно-деловое общение, которое формируется к 6-7 годам. Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Для развития общения ребенка со сверстниками воспитателю необходимо: организовывать совместную деятельность, организовывать работу в парах, организовывать коммуникативные игры с детьми, в которых формируются умения проявлять гуманные чувства и отношения, распознавать и выражать свои эмоции, действовать согласованно, а также владеть определенной речевой лексикой.
Необходимость
раннего формирования положительного
опыта общения детей
Для этого у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, сформировать навыки общения. Навык- это автоматизированное умение.
С. С. Бычкова ссылаясь на исследования И. А. Зимней, выделяет две группы навыков:
1-я группа
- навыки использования речевых
этикетных формул; установления
контакта; выражения своего настроения;
принятия ведущей роли в
2-я группа - навыки внимательного отношения к собеседнику, понимания его эмоционального состояния.
Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева характеризуя общение детей, выделяют три группы коммуникативных способностей. Коммуникативные способности-это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
-желание
вступать в контакт с
-умение организовывать
общение, включающее умение
-знание норм
и правил, которым необходимо
следовать при общении с
Формирование
навыков общения у детей
Проведенный
нами анализ психолого-педагогической
литературы позволяет заключить, что
общение- это взаимодействие двух или
более людей, направленное на согласование
и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и
Общение
детей дошкольного возраста идет
в двух направлениях: общение со
взрослыми и общение с
1.2 Методы изучения общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.
В психологии
существуют определенные методы и методики
позволяющие выявить
Выявление и исследование
межличностных отношений
Вместе с тем в психологии
существуют определенные методы и методики,
позволяющие выявить
Методы, выявляющие объективную картину взаимоотношений
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
социометрия,
метод наблюдения,
метод проблемных ситуаций.
Остановимся на описании этих методов подробнее.
Социометрия
Уже в старшей группе детского
сада существуют достаточно прочные
избирательные отношения. Дети начинают
занимать разное положение среди
сверстников: одни более предпочитаемы
для большинства детей, а другие
– менее. Обычно предпочтения одних
детей перед другими связывают
с понятием «лидерство». Проблема лидерства
является одной из важнейших в
социальной психологии. При всем многообразии
трактовок этого понятия
Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста