Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

На IV этапе ребенок выступает в коллективной деятельности в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Развитие  общения у детей осуществляется в двух направлениях:

- общение  с взрослыми;

- общение  со сверстниками;

На протяжении детства в общении со взрослыми появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно судить о характере происходящего психического развития.

Формой  общения называется деятельность общения  на определенном этапе её развития, взятая в целостной совокупности её свойств.

Форма общения  характеризуется следующими параметрами: время её возникновения в онтогенезе, её место в системе общей жизнедеятельности,

 основное  содержание потребности, удовлетворяемой  детьми в данной форме общения,  ведущие мотивы, побуждающие ребенка  к общению, основные средства  общения.

Рассмотрим  последовательность развития форм общения  с взрослым предложенную М. И. Лисиной.

Первая  в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной от одного до шести месяцев  жизни ребенка. Общение побуждается  личностными мотивами, когда взрослый выступает как целостная и  самоценная личность. Средства носят  исключительно экспрессивно-мимический характер. Для такого общения характерны потребность во внимании и доброжелательности. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого. Но в три - четыре месяца уже при  виде знакомого человека, ребенок  радуется, начинает активно двигаться, привлекать внимание взрослого. Потребность  во внимании взрослого - основная потребность, которая остается на всю жизнь.

Ситуативно-деловая  форма общения в онтогенезе появляется второй и существует от 6 месяцев  до трех лет. Для нее характерны потребность  в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения. Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, несвоим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. "Деловые" качества взрослого и, следовательно,

деловые мотивы общения выходят на первый план. К экспрессивно-мимическимсредствам общения добавляются предметно-действенные - дети активнопользуются жестами, позами, выразительными движениями.Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции - речь. Для развития ситуативно-делового общения необходимо: организовывать совместные игры, задавать вопросы и отвечать на них, предлагать повторять за взрослым, сопровождать действия словами.

Содержание  следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Появление  внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.

Следующая форма общения, которая складывается примерно к 4-5 годам-внеситуативно-познавательная. Для такого общения характерны хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым, познавательные мотивы, потребность в уважении взрослого. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. Для развития ситуативно-познавательного общения необходимо проводить игры, беседы, экскурсии, читать книги.

К концу дошкольного детства  у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Для неё характерны потребность во взаимопонимании и сопереживании, личностные мотивы и речевые средства общения.Ребенок стремится оценить те или иные качества и поступки, и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Потребность во взаимопонимании взрослого - отличительная особенность личностной формы общения, которое побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Для развития внеситуативно-личностного общения ребенку необходимо давать оценку и самооценку поступков, при беседе высказывать своё мнение, анализировать ситуации.

Для детей  дошкольного возраста не менее важное значение имеет общение со сверстниками. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только формируется, то в дошкольном возрасте она уже становится одной из главных.

В общении  детей со сверстниками выделяют также  ряд последовательно сменяющих  друг друга форм общения (М. И. Лисина).

 Первая  из них эмоционально-практическая, возникает к 2 годам. Для нее  характерны экспрессивно-мимические  средства, речь является средством  общения только при наличии  зрительного контакта и выразительных  движений и зависит от обстановки  и действий партнера.В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.

Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Для неё характерны деловое сотрудничество, потребность в признании и уважении сверстника. Среди средств начинают преобладать речевые, но речь продолжает оставаться ситуативной. Средний дошкольный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной. Главным содержанием общения детей становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника.

Третьей формой общения является внеситуативно-деловое общение, которое формируется к 6-7 годам. Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Для развития общения ребенка со сверстниками воспитателю необходимо: организовывать совместную деятельность, организовывать работу в парах, организовывать коммуникативные игры с детьми, в которых формируются умения проявлять гуманные чувства и отношения, распознавать и выражать свои эмоции, действовать согласованно, а также владеть определенной речевой лексикой.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена  тем, что его отсутствие приводит к возникновению у них негативных форм поведения, конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения  со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, разговаривая, соблюдать этикет, слушать  партнера.

Для этого  у детей старшего дошкольного  возраста, необходимо, сформировать навыки общения. Навык- это автоматизированное умение.

С. С. Бычкова  ссылаясь на исследования И. А. Зимней, выделяет две группы навыков:

1-я группа - навыки   использования речевых  этикетных формул; установления  контакта; выражения своего настроения; принятия ведущей роли в разговоре,  не нарушая этикета.

2-я группа - навыки  внимательного отношения  к собеседнику, понимания его  эмоционального состояния. 

Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева характеризуя общение детей, выделяют три группы коммуникативных  способностей. Коммуникативные способности-это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

-желание  вступать в контакт с окружающими;

-умение организовывать  общение, включающее умение слушать  собеседника, умение эмоционально  сопереживать, умение решать конфликтные  ситуации;

-знание норм  и правил, которым необходимо  следовать при общении с окружающими.

Формирование  навыков общения у детей дошкольного  возраста протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями  их возраста.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что  общение- это взаимодействие двух или  более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижения общего результата. Развитие  навыков  общения может способствовать исправлению  дефектов воспитания.

Общение детей дошкольного возраста идет в двух направлениях: общение со взрослыми и общение с сверстниками.В иерархии потребностей детей в общении на первом месте стоит потребность в общении со взрослыми, которое имеет четыре формы общения ситуативно-личностная, ситаутивно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.  Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. Сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни детей. В общении детей со сверстниками М.И. Лисина выделила следующие формы общения: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая. Каждой форме общения характерны определенные средства и мотивы.

 

 

1.2 Методы изучения общения   детей дошкольного возраста в группе сверстников.

 

В психологии существуют определенные методы и методики позволяющие выявить особенности  уровня общения детей со сверстниками.

Выявление и исследование межличностных отношений связано  со значительными методическими  трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может  быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических  ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания  взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые  порой не соответствуют их реальному  отношению к окружающим. Кроме  того, вопросы, требующие вербального  ответа, отражают более или менее  осознанные представления и установки  ребенка. Однако между осознанными  представлениями и реальными  отношениями детей в большинстве  случаев существует разрыв. Отношение  своими корнями уходит в более  глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка.

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности  межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить  на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.

Методы, выявляющие объективную картину взаимоотношений

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:

социометрия,

метод наблюдения,

метод проблемных ситуаций.

Остановимся на описании этих методов подробнее.

Социометрия

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные  избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди  сверстников: одни более предпочитаемы  для большинства детей, а другие – менее. Обычно предпочтения одних  детей перед другими связывают  с понятием «лидерство». Проблема лидерства  является одной из важнейших в  социальной психологии. При всем многообразии трактовок этого понятия сущность лидерства в основном понимается как способность к социальной воздейственности, руководству, доминированию и подчинению себе других. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. Поэтому более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. В дошкольном возрасте наиболее часто используемыми являются такие социометрические методики, как «Капитан корабля», «Два домика», «Секрет».

Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста