Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавая «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества:

- воспитательно-познавательная  ценность содержания, полнота и  правильность отображаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность и творческий  характер игровых действий

- подчинение правилам  и способность руководствоваться  ими в игре с учетом интересов  отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование  игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений  и радостный настрой детей.

Как ранее отмечалось, в  процессе игры уточняются и углубляются  знания и представления детей  не только о вещах, предметах и  явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить  свои взаимоотношения, познают азы  общения с окружающей действительностью. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают умения эффективного межличностного взаимодействия с окружающими людьми, укрепляют человечески важные качества своей личности. Таким образом, именно игры для развития навыков общения (не умаляя при этом роли других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны решить задачи социально-нравственного воспитания детей наиболее эффективно.

Их образовательно-развивающая  направленность, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло наше внимание к этой разновидности методов развивающего обучения навыков общения. 
       Развитие игровой деятельности начинается, прежде всего, в семье [14].  
Когда ребенок становится старше, идет в детский сад, родители считают, что теперь он должен играть сам, со сверстниками и что старые игры ушли в прошлое, а теперь наступила эра компьютерных игр.   
Только при взаимодействии педагогического коллектива с семьей задача обучения родителей игре может быть решена полностью.  Наш коллектив тесно сотрудничает с родителями во всех направлениях, в том числе и в игровой деятельности. Проводятся различные консультации, семинары – практикумы, приглашаем  родителей играть вместе с детьми в группе.  
Мы должны играть вместе – воспитатели, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом. 

Для проведения формирующего эксперимента, который проводился с сентября 2011 года по апрель 2012 года. Был составлен  комплекс игр, в который вошли  игры двух видов (прил. 3):

             Первая группа игр направлена на формирование навыков использования речевых этикетных формул, установления контактов:

- Игры на  развитие умения входить в  контакт, вести диалог («Ласковое  имя», «Разговор по телефону»,  «О чем спросить при встрече»,  «Вопрос — ответ», «Прощай») развивают   умения вступать в контакт,  оказывать внимание сверстникам,  вступать в контакт, отвечать  на вопросы партнера; выходить  из контакта, используя доброжелательные  слова и интонации.

-  Игры  на развитие навыков невербального  общения («Как говорят части  тела»,  «Зоопарк»,  «Сделай подарок»,  «День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает», «Здороваемся без слов») имеют цель - развитие невербальных способов общения, выразительность поз, использовать жест.

 И группа  второго вида игр направленная на формирование навыков внимательного отношения к собеседнику, понимания его эмоционального состояния:

- Игры на  развитие внимания, интереса к  партнеру по общению: «Кто говорит?»,  «Угадай, кто это?», «Пожелание»,  «Комплименты», «Закончи предложение». Игры направлены на развитие  внимания к партнеру, слуховое  восприятие, наблюдательности; воспитание  интереса к партнеру по общению,  умения оказывать положительные  знаки внимания сверстникам;осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

- Игры на  развитие навыков взаимодействия  в группе («Робот», «Эхо»,  «Руки  — ноги»,  «Удержи предмет», «Змея») направлены на  сплочение группы, воспитание способности к согласованному  взаимодействию; быть открытыми  для работы с другими, подчиняться  общему ритму движений; удерживать  внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить  движения соседей; развивать навыки  группового взаимодействия.

- Игры на  телесный контакт  («Дрозды», «Возьмемся  за руки, друзья», «Рисунок на  спине», «Ручеек», «Руки танцуют») развивают  навыков общения, воспитание доброжелательного  отношения к сверстникам;   кожную чувствительность и способность  различать тактильный образ; помочь  детям войти в контакт, настроиться  на другого человека и ответить  на его готовность сотрудничать.

Предлагаемые  игры, помогают обучить детей умениям  межличностного общения, преодолеть страх  застенчивым и нерешительным  детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение  друг к другу.

     Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее  заложены большие возможности  для эффективного индивидуального  педагогического воздействия на  детей. И воспитатель, совместно  с семьей, должен постоянно использовать  их для всестороннего развития  каждого ребенка. 

 

2.3 Совершенствование  навыков общения детей старшего  дошкольного возраста в совместной  деятельности.

Совместная  деятельность становиться главным  фактором совершенствования общения, установления положительного взаимодействия. В совместной деятельности дети осваивают  разные навыки общения: договариваются о совместной деятельности; чередуют и согласовывают действия; обмениваются мнениями; помогают партнеру. В процессе совместной деятельности дошкольники  приобретают практику равноправного  общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания.

На  третьем этапе формирующего эксперемента мы закрепляли навыки общения дошкольников со сверстниками с помощью физкультурного досуга, и изготовления макета солнечной системы.

Физкультурный досуг (прил.) проводился со всей группой  в спортивном зале во вторую половину дня, в первую неделю, у детей была возможность самостоятельно решать кто будит выполнять задание, договариваться, уступать, идти на компрамиссы. В данном виде деятельности, где дети без участия взрослых принимают решения, было много ссор и споров, каждый хотел выполнять именно это задание, в итоге побеждал сильнейший, получалась так, что учавствовали несколько детей. Во избежания этого в дальнейшем в течении двух недель провадились различные упражнения на сотрудничество формиравание навыков общения, умения договариваться, уступать друг другу. (прил.) данные упражнения включали в себя и участие воспитателя, который мог помочь разрешить конфликтную ситуацию, найти компромисс. Детям было сложно уступить друг другу, каждый стремился сделать по своему, доказать свою точку зрения. Со временем дети стали лучше понимать друг друга, договариваться, искать какие то компромиссы, но не всегда, чаще всё же  пытались всё сделать по своему.

Для закрепления у детей навыков  общения в совместной деятельности проводилась проектная деятельность, изготовление макета солнечной системы. Воспитатель принимал активное участие, но не вмешивался в принятия решений детьми. Задача детей была разместить планеты вокруг солнца, последовательно. С этим заданием дети справились легко, те кто лучше знал делали, остальные смотрели и давли советы по размещению планет. Но после вопроса воспитателя 2почему именно так разместили планеты?» дети снова стали спорить, доказывать свою точку зрения, каждый говорил по своему.

В ФГТ есть такой раздел как коммуникация, который

 

Заключение

В данном исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить  сущность развития навыков общения.

2. Изучить  методы диагностики навыков общения у детей дошкольного возраста.

3. Выявить  возможности игры как средства  развития навыков общения у  детей дошкольного возраста.

Для реализации первой задачи был сделан анализ психолого-педагогической литературы входе, которого мы установили, общение – взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. ( Л.А. Венгер)

Критерии  общения:

Первый  критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд глаза в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека. Общение - это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения. Третьим критерием являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе.

Для достижения второй задачи были проведены 

экспериментальные методики на диагностику сформированности навыков общения, на базе подготовительной группы МДОУ №196.

 

Список  используемой литературы:

  1. Абронян, Л.А. Игра дошкольника[Текст]/ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 2005.- 286с.
  2. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы[Текст]А.Арушанова//Дошкольное воспитание, 1999, №2.- с 68
  3. Ашкеева, И.П. Воспитание игрой[Текст]: Книга для учителя.И.П.Ашкеева- М.: Просвещение,2005.-144с.
  4. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре[Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост.А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.-2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.-165с.
  5. Багалян, Л. Нарушение речи у дошкольников/Л.Багалян, А.Миронов [Текст] // Дошкольное воспитание.- 1976.- № 3.- 26 с.
  6. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников[Текст]: Методические рекомендации для воспитателей/С.С.Бычкова- М.-АРКТИ, 2002.-96с.
  7. Венгер, Л.А. Психология[Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ.Л.А.Венгер,В.СМухина.  - М.: Просвещение, 1988.-336с.
  8. Горшкова, Е. Учите детей общаться[Текст]/Е. Горшкова// Дошкольное воспитание, 2000,№2.- с. 17
  9. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей[Текст]/Л.Дубина// Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
  10. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей[Текст]/Л.Дубина //Дошкольное воспитание, 2005 №10-  с.26, №11-с.3
  11. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры[Текст]/А.В. Запорожец// Дошкольное воспитание. - 1995. - №10-с.8
  12. Запорожец, А. В Развитие общения у дошкольников[Текст]/А.В.Запорожец М.И. Лисина М.:Педагогика,1974.- 364с.

 

 

 

 

Приложение:

Приложение №1 «Два домика»

Цель: определить социометрический статус в группе каждого ребенка. Симпатии и антипатии детей ко сверстникам.

Ход: взрослый показывает ребенку  карточку с нарисованными домиками, и говорит  «посмотри, на эти домики. В красном- красивом домике много разных игрушек, книжек и вкусностей. А в черном игрушек нет, там вообще пусто. Представь себе, что красный и черный домик твои. И ты можешь там играть, в каком домике ты будишь играть? А кого из ребят с группы ты позовешь с собой? А кого из группы ты бы поселил в черном домике чтоб он был без игрушек» взрослый помечает в таблице ответы всех детей.

Приложение№2     Метод проблемных ситуаций

Цель: выявить уровень проявления интереса к сверстнику, способствовать оказывать помощь и поддержку.

Оборудывание: конструктор.

Ход:  в игре участвуют двоя детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать то из него можно построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем, а другой контроллером, пассивно наблюдающем за действиями строителя. Дошкольникам предлагается самостоятельно выбрать кто кем будит. А в ходе строительства взрослый 2-3 раза поощряет и порицает ребенка строителя. Результаты фиксируются в таблицу.

                                           Анализ результатов

1)Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстников

0-полное отсутствие интереса

1-беглые заинтересованные взгляды

2-переодические-пристальные наблюдения

3-пристальное наблюдение и активное  вмешательство

2)характер участия в действиях  сверстника:

          0-нет  оценок

          1-негативные  оценки

          2-демонстративные  оценки

   3-позитивные оценки

3)характер и степень выраженности  сопереживания:

          0-индифирентная

          1-неадекватная

          2-частично  адекватная  

         3-адекватная реакция

         4-характер и степень проявления выражения сопереживания

         0-отказ

        1-провокационная помощь

         2- прагматическая помощь

         3-безусловная  помощь

Каждому ребенку в ходе исследования присваивается один из уровней

Высокий 8-12 баллов

Средний: 5-7 баллов

Низкий: 0-4 балла

Приложение №3

Метод наблюдения

Цель: выявить уровень детских  отношений

Критерии наблюдения:

1-иннициативность

2-чувствительность к воздействию сверстника

3-преоблодающий эмоциональный фон

Протокол  наблюдения

ребенок

иннициативность

Б

А

лл

Чувствительность воздействия сверстника

Б

А

лл

Преоблодающий эмоциональный фон

Выво

д

Валера.

средняя

2

высокая

3

Нейтрально-деловой

в

Кирилл.

слабая

1

средняя

1

позитивный

н

Эвелина

средняя

2

средняя

2

позитивный

с

Муслим

слабая

1

средняя

2

Нейтрально- деловой

н

Семен.

средняя

2

слабая

1

позитивный

н

Максим.

высокая

3

средняя

2

Нейтрально- деловой

в

Таня.

средняя

2

высокая

3

Нейтрально- деловой

в

Катя.

высокая

3

средняя

2

позитивный

в

Никта С.

высокая

3

средняя

2

позитивный

в

Никита О.

слабая

1

средняя

2

Нейтрально- деловой

н

Игорь

средняя

2

высокая

3

позитивный

в

Маша.

высокая

3

слабая

1

Нейтрально-деловой

с

Алена.

слабая

1

средняя

2

позитивный

н

Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста