Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление и изучениеусловийразвития навыков общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
У детей формируется эмоциональная отзывчивость;
Используются игры и упражнения для формирования навыков общения;
Навыки общения совершенствуются в совместной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.
Сущность формирования навыков общения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….….…...6
Методы изучения уровня общения детей дошкольного возраста в группе сверстников.……………………………………….....………………….14
Возможности игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.…………….....……………………………..22
Выводы по I главе…………………………………………………...…………27
Глава 2. Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Использование игр и упражнение на формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
2.3 Совершенствование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности.
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение…………………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5–7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников  они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку  следующие вопросы:

1. С кем ты хотел  бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы  к себе на день рождения, а  кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел  бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных  и отрицательных выборов со стороны  своих сверстников.

Сумма отрицательных и  положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить  его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов  социометрического статуса:

• популярные («звезды») –  дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

• предпочитаемые – дети, получившие один-два положительных  выбора,

• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных  выборов (они остаются как бы незамеченными  своими сверстниками),

 

• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные  выборы.

Метод наблюдения

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие  показатели поведения детей:

1. Инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

2. Чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

3.Преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Для выявления  уровня сформированности навыков общения со сверстниками у детей было проведено исследование на базе МДОУ №196 г.Кемерово ( подготовительная группа). Нами были использованы следующие методики:

Социометрия «Два домика» (приложение1) которая помогла нам выявить социометрический статус каждого ребенка.

Таблица 1

Социометрический  статус детей подготовительной группы

 

Фамилия имя ребенка

 статус

1. Валера В.

Предпочит.

2.Кирилл В.

Отвергнут.

3.Эвелина Г.

Отвергнут.

4.Муслим Д.

Предпочит.

5.Семен Д.

Популярный.

6.Максим И.

Отвергнут.

7.Таня М.

Предпочит.

8.Катя Р.

Популярный.

9.Никита С.

Популярный.

10.Никита О.

Предпочит.

11.Игорь Х.

Отвергнут.

12.Маша Ч.

Популярный.

13.Алена Ш.

Предпочит.


 

Таким образом, дети были разделены на группы в соответствии с их социометрическим статусом:

Популярные–31% детей;

Предпочитаемые  -38.5%

        Отвергнутые- 30.5

Для изучения причин отстранения их от сверстников нами были использованы: «Метод проблемных ситуаций», где детям предлагается разбиться на пары и построить постройку, где один   ребенок строитель, второй наблюдатель.

И наблюдение за детьми. С помощью «проблемных ситуаций» мы выявили уровень проявления интереса к сверстнику, способность оказывать помощь и поддержку, умение договариваться.

 Производилась  оценка их поведения по следующим критериям:

1) Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстников

2) характер оценки действий сверстника:

3) характер и степень выраженности сопереживания

Таблица 2

 

Уровень взаимодействия детей со сверстниками

 

Ребенок

Крит.1

Крит.2

Крит.3

уровень

1.Валера В.

2

1

2

средний

2.Кирилл В.

1

1

1

низкий

3.Эвелина Г.

2

2

3

высокий

4.Муслим Д.

2

1

2

средний

5.Семен Д.

2

1

3

средний

6. Максим И.

1

3

3

высокий

7.Таня М.

2

3

3

высокий

8.Катя Р.

3

3

3

высокий

9.Никита С.

2

1

3

средний

10.Никита О.

1

3

3

высокий

11.Игорь Х.

3

1

2

средний

12. Маша Ч.

3

2

3

высокий

13. Алена Ш.

3

3

3

высокий


 

 

Далее  было проведено наблюдение по следующим параметрам:

таблица3

протокол  наблюдения

Ребенок

Инициативность

Б

А

лл

Чувствит-ть воздействия сверстника

Б

А

лл

Преобладающ. эмоциональн. фон

Выво

д

Валера.

средняя

2

высокая

3

Нейтрально-деловой

в

Кирилл.

слабая

1

средняя

1

позитивный

н

Эвелина

средняя

2

средняя

2

позитивный

с

Муслим

слабая

1

средняя

2

Нейтрально- деловой

н

Семен.

средняя

2

слабая

1

позитивный

н

Максим.

высокая

3

средняя

2

Нейтрально- деловой

в

Таня.

средняя

2

высокая

3

Нейтрально- деловой

в

Катя.

высокая

3

средняя

2

позитивный

в

Никта С.

высокая

3

средняя

2

позитивный

в

Никита О.

слабая

1

средняя

2

Нейтрально- деловой

н

Игорь

средняя

2

высокая

3

позитивный

в

Маша.

высокая

3

слабая

1

Нейтрально-деловой

с

Алена.

слабая

1

средняя

2

позитивный

н




 

По данному  исследованию можно сделать вывод:

В исследуемой группе доброжелательные отношения, но не все дети легко идут на контакт.

В группе  преобладают дети со средним уровнем  сформированности навыков общения. Но у некоторых детей низкий уровень сформированности навыков общения, если судить из нашего исследования то это связанно с неинициативностью детей и не умению слушать сверстника.

 

1.3 Возможности игры как  средства развития навыков общения  у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением речи.

 

 

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –  игра, в процессе которой развиваются  духовые и физические силы ребенка. Игра это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В процессе игры между детьми происходит свободное  общение, которое занимает настолько  большое место, что сама игра становится, зачастую, не более чем поводом  удовлетворения потребности в общении.

Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая  деятельность, тесно переплетаясь с  трудом и учением. Многие серьезные  дела у ребенка приобретают форму  игры. В нее вовлекаются все  стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение  и другие психические процессы. Игра - это свободная и самостоятельная  деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной  насыщенностью.

Игровое общение обладает некоторыми специфическими и даже уникальными  чертами. Прежде всего, ему свойственны  особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных  контактов. Ребенок, включившись в игру, быстро обретает, столь необходимые для полноценного общения, раскованность, свободу, непосредственность. Игровые контакты снимают застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность и другие качества, нередко мешающие завязыванию новых знакомств, закреплению дружеских отношений. Как специфический вид общения, игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. Во многие игры органично вплетается бытовая беседа, позволяющая обменятся интересными новостями, обсудить значительные события.

Игровая компания в постоянном составе  – это микроколлектив детей объединенных общей целью и деятельностью. Вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы могут стать весьма влиятельными и авторитетными. Игровое общение имеет большое значение в воспитании ребенка, так как при его помощи дети осваивают азы правил поведения, накапливают опыт практических знаний.

Для старшего дошкольного возраста характерно воспитание игрой: дети общаются, развиваются, перенимают в процессе игры определенные навыки и воспринимают её как нельзя более серьезно. Это  их способ подражать взрослым в поведении  и поступках, способствующих их развитию и взрослению. Разыгрывание драматических  ситуаций из жизни ребенка или  родителей учит его, как справляться  с сильными эмоциями. К примеру, боящийся врача ребенок начинает играть в  «доктора» и сам делает уколы  кукле.

Кроме того, в процессе игры ребенок  учится ладить с другими детьми и  взрослыми с их такими разными  характерами, получать удовольствие от достижения компромиссов, разрешать  всевозможные конфликты.

Игра с  точки зрения Л. С. Выготского, является преобладающей деятельностью в дошкольном возрасте. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя противоположно тому, как он ведет себя в игре. Но игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего роста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя.

Овладение, навыками общения, включая довербальные навыки - умение соблюдать очередность и умение подражать, - происходит, главным образом, в процессе совместных игр. Способность концентрировать внимание развивается по мере того, как ребенок узнает, что могут делать люди, что можно делать с предметами, какой может быть роль его партнеров по играм. Также игра создает идеальные условия для привития детям новых навыков разговорной речи. Игра позволяет дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения.

В исследованиях  отечественных ученых игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка. Игра рождает желание общаться, во время игры может возникнуть потребность попросить ту или иную вещь, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечатлениями от происходящего.

Творческих играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

Информация о работе Условия формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста