Валеологические ресурсы села Верховажье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.Описание села Верховажье.
2.ДЕМОГРАФИЯ СЕЛА ВЕРХОВАЖЬЕ
3.ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4.ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая раб..docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Валеологические ресурсы села Верховажье»

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила:

Студентка 3 курса ЕГФ  ОЗО

                                                          Шадрина Е. В.

                                                   Проверил:

                                                                                     К.б.н., доцент Соколов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда, 2013 г.

Оглавление

 

Введите название главы (уровень 1)1

Введите название главы (уровень 2)2

Введите название главы (уровень 3)3

Введите название главы (уровень 1)4

Введите название главы (уровень 2)5

Введите название главы (уровень 3)6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В последние  годы поступает все более тревожная  информация о неблагоприятных  сторонах влияния образовательного  процесса в учебных заведениях  на состояние здоровья учащихся. Это касается как организации,  так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений  учителя с учениками и между  самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов. Несомненно одно, что в центре всех отмеченных проблем стоит фигура учителя. Вот почему в последние образовательные стандарты педагогического образования включен целый ряд положений, которые должны помочь будущему учителю подготовиться к

 

 

ересмотр ценностных ориентаций социального развития человека характерен для современного этапа реформенных преобразований в России. На первый план выдвигается одна из важнейших ценностей человека - его личное здоровье и жизнь. Во все времена проблема здоровья человека в числе первоочередных и жизненно важных потребностей привлекает внимание многих ученых и специалистов. Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Степень защищенности подрастающего поколения - главный индикатор развития цивилизованного общества, социальной направленности государственной политики. А состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем здоровья нации, одной из характеристик социально-экономического, нравственного, научного и культурного развития общества.

 

Президентом международного фонда «Охрана здоровья матери и ребенка» академиком А.А. Барановым  высказана мысль о том, что  школа из фактора, охраняющего здоровье, превратилась в разрушающий. По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье.

 

Данные института  возрастной физиологии РАО свидетельствуют  о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные  в лабораториях этого института, показывают, что 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию  здоровья; 45% страдают нарушением зрения; число детей с нарушением осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в 3 раза.

 

Причины сложившегося неблагополучия в здоровье детей  и подростков самые разные. Одна из них состоит в недооценке значения валеологического воспитания в деле формирования здоровья физического и духовного, воспитания личности на всех уровнях: государственном, областном, районном. Как подчеркивается в «Концепции физического воспитания и здоровья детей и подростков», образовательные учреждения главным образом ориентированы на изучение окружающего мира и по сути дела не воспитывают гармонично развитую личность с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и телесному здоровью. В них практически отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и подростков, просветительская работа с родителями.

 

Такое положение  обнажает противоречия между: объективной  необходимостью развития валеологического воспитания и субъективной недооценкой его роли в жизни человека и общества; процессом саморазвития личности и системой традиционного воспитания; потребностями общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующим консерватизмом в содержании методов обучения и воспитания; потребностью в профессионально грамотных специалистах, знающих проблемы валеологического воспитания и умеющих разрешать их средствами физической культуры и спорта, и отсутствием научно-практических рекомендаций, определяющих возможность удовлетворить эти запросы практиков. Разрешению указанных противоречий в значительной мере может помочь введение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений комплексной системы валеологического воспитания личности учащихся.

 

Много детей, молодежи и взрослых расточительно  относятся к своему здоровью. К  сожалению, в педагогике и практике образовательных учреждений все  еще бытует воспитание у детей  и подростков потребительского отношения  к жизни. Многое в их поведении  объясняется установкой на вседозволенность, на беспечное отношение к самому себе. Причинами этого являются незнание ими особенностей своего развития, несформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни, отсутствие систематического семейного и школьного воспитания в этом направлении.

 

Изучая генезис  развития педагогической валеологии, Л.Г. Татарникова подчеркивает, что во всех типах и видах учебных заведений реализуется та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности. По данным А.А. Баранова, в современных образовательных учреждениях функционируют около 300 авторских программ, но ни одна из них не прошла гигиеническую сертификацию.

 

В современной  государственной политике России решения  по проблеме здоровья являются актуальными  и приоритетными, что отражено в  таких документах, как «Конвенция о правах ребенка», «Основы законодательства об охране Здоровья граждан», Закон  Российской Федерации «Об образовании», Президентская программа «Дети  России», «Семейный Кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

 

В настоящее  время социальный заказ, отраженный в данных правительственных документах, получает реализацию в современной  образовательной стратегии, целях  и содержании образования.

 

На стыке  философии, теории и методики физического  воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная  область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону. Вне поля зрения педагогической валеологии, к сожалению, остается физическое воспитание и образование «практически здоровых детей», физкультурно-оздоровительная работа с ними (В.Д. Сонькин, В.В.Зайцева, Г.М. Маслова).

 

Между тем  одной из важнейших задач педагогической валеологии должно быть построение адекватных двигательных режимов, способствующих укреплению здоровья учащихся, устранению отклонений в их физическом, эмоциональном и социальном развитии, привитие навыков здорового образа жизни и сознательное отношение к своему телу и здоровью.

 

целостный валеологический школьник личность

 

ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Главное интегративное  свойство валеологического воспитания личности учащихся - их способность к выполнению социально обусловленных функций. Современное российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. Однако это возможно только при условии функционирования валеологического воспитания личности учащихся как целостного явления: целостная гармония личности может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

 

Целостность - систематическое качество валеологического процесса, «Вообще 9/10 нашего счастья  основано на здоровье. При нем все  становится источником наслаждения, тогда  как без него решительно никакие  внешние блага не могут доставить  удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при  болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей  человека занимает наиболее важное место.

 

 

 

 

 

 

 

1.Описание  села Верховажье.

Верховажье  впервые упоминается в исторических документах как погост в 1613 году. Верховажье стало называться посадом в 1678 году. С 1810 года в Верховажье существовала школа, в которой обучались дети богатых родителей. Первая школа открылась в 1810 году, первым учителем и директором был Александр Федорович Дилакторский.

 

В 1903 году в  посаде Верховажье была открыта первая больница.

 

В 1982 году в  Верховажье построен новый Дом культуры, в нем работают различные кружки, часто выступает народный хор, демонстрируются  кинофильмы. 5 ноября 1988 года состоялось открытие Верховажского исторического музея.Сельское поселение Верховажское находится в северной части Верховажского района. Районный центр- село Верховажье ,составляющее основу поселения ,расположен на берегах р.Вага и делится на две части. Основная промышленная живая и административная зона расположена в левобрежной части села. Связь с областным центром осуществляется через автодорогу республиканского значения Москва –Вологда –Архангельск .До города Вологда- 223 км. Ближайшая железнодорожная станция в городе Вельск Архангельской области находится на расстоянии 40 км.

Верховажский посад принадлежит к числу древнейших поселений. Первое упоминание  встречается в книге «Большого чертежа» Верховажье было  названо посадом в 1678 году, особенно он стал расти после того, как Важская земля была разделена на четверти  и Верховажье стало центром одной из них.

 

 Первое  население на Ваге -  немногочисленные  чудские финно-угорские племена,  занимающиеся охотой и рыболовством, не знавшие земледелия, не имевшие  своей письменности.

 На рубеже  первого и второго тысячелетия  начинается заселение Важских земель славянами-новгородцами.

 

Со второй половины  17 века Верховажский посад становится торговым и ремесленным поселением.

 

    Вторая  половина  18-го и  первая  половина 19-го вв. характеризуется  наибольшим расцветом  Верховажского посада: растет количество дворов, увеличивается численность населения, начинают развиваться промышленное производство, торговля. В это же время активизируется деятельность  Верховажского купечества. Верховажские купцы торговали не только на местных рынках, но и за пределами края -  в Архангельске, Москве, Ярославле, Костроме, Вологде, их торговые маршруты достигали Сибири и Китая, а товары – хлеб, мясо, меха, овчины, лен, пакля, пек, смола, деготь,  скипидар- постоянно пользовались повышенным спросом.

 

 В  феврале  1810 года в Верховажском посаде открылось приходское училище, действовали гостиный двор, телеграфная станция с выходом на Вельск, земское училище

 

 В 1903 году  начала действовать первая в  крае больница на 10 коек,

 

 В начале  20 в. была открыта в Верховажье  первая публичная библиотека.

 

 В 1935 г  в с. Верховажье был построен  гончарный завод, созданы  сапожная, швейная, часовая  мастерские.

 

 В 1936 г.  осваивается пуговично - гребенное, кирпичное производство, варка колёсной мази  и изготовление саней.

 

 Событием  исключительной важности для  Верховажского крестьянства явилось создание в январе 1936 года первой в районе Верховажской МТС.

 

29 октября  1966 года в с. Верховажье на  берегу р. Ваги открыт памятник  Н.Е. Петухову, Герою Советского  Союза, повторившему подвиг А.  Матросова в годы Великой Отечественной  войны. 

 

9 мая 1995 года  в с. Верховажье открыт памятник-обелиск  воинам землякам, погибшим в Великой  Отечественной войне (1941-1945 г.).

 

1998 год - 200-летие  Успенского собора.

 

2 августа  2001 года  - возрождение Алексеевской  ярмарки в с. Верховажье.

 

2001 год установлен  памятный знак в с. Верховажье  на пути старого Московского  тракта, по которому зимой 1730 года  проходил будущий великий ученый  М.В. Ломоносов. 

 

2004 год -открытие  районного Дома художника им. В.А. Михалева в с. Верховажье.

 

 Ноябрь 2004 года -  в поселении появилась  сотовая связь. 

 

2005 год -V Алексеевская ярмарка проходила  со статусом VIII межрегиональная  ярмарка «Российские губернаторы  в глубинке» в с. Верховажье.

 

2009 год - газификация  села Верховажье. Население: 5547 человек (2012)

 

 

1. Географическое  положение и ландшафтные особенности  Верховажского района  Верховажский район расположен на севере Вологодской области. На западе он граничит с Вожегодским районом, на юге - с Тотемским, на востоке - с Тарногским, на севере - с Архангельской областью. Верховажский район простирается с севера на юг примерно на 69 километров, а с запада на восток на 87 километров. Площадь района равна 4,46 тысячам квадратных километров.

 

 Район  находится в пределах среднетаежной  подпровинции Двинско-Сухонской ландшафтной области.

 

 Урочищами-доминантами  являются волнистые и плоские  моренные равнины с еловыми и мелколиственными зеленомошными лесами на суглинистых и супесчаных подзолистых почвах. Субдоминантами являются урочища моренных холмов с еловыми и мелколиственными лесами на суглинистых и супесчаных подзолистых и дерново-подзолистых почвах.

Информация о работе Валеологические ресурсы села Верховажье