МДОУ №
1,2,3,6, 12,Заречный укомплектованы
медицинскими кадрами. При наличии
штатной единицы, нет медицинского
работника в МДОУ № 9 . Детские
сады не имеют лицензии на
медицинскую деятельность, материальная
база медицинских кабинетов не
соответствует требованиям СанПиН,
одна оздоровительная группа не может
обеспечить потребности населения в оздоровительных
услугах, отсутствуют условия для реабилитации
дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья. В 2011/2012 учебном году снизился
уровень заболеваемости детей. Этому способствовало
и проведение районного конкурса «Самая
здоровая группа». В ходе конкурса была
систематизирована работа по сохранению
и укреплению здоровья воспитанников,
выявлены наиболее эффективные формы
и методы оздоровительной деятельности.
Самой здоровой группой признана разновозрастная
группа МБДОУ №12, воспитатели Саврасова
Е.В, Нефедова Н.В. - МБДОУ «Детский сад
№ 1 «Радость» «Социальное партнерство
семьи и детского сада как ресурс социокультурного
развития личности ребенка»,
- МБДОУ «Детский
сад № 12» «Расширение возможностей
физического развития и оздоровления
детей дошкольного возраста через
взаимодействие детского сада
с окружающим социумом»,
- МБДОУ «Детский
сад № 3» «Оптимизация развития
познавательно-речевой активности
детей в условиях разновозрастной
группы»,
- МБДОУ «Детский
сад № 6 «Лесная сказка» «Развитие
элементов музейной культуры
у детей старшего дошкольного
возраста в процессе создания
мини-музеев экологического и
краеведческого содержания» Дошкольное
образование
Приоритетом
в развитии муниципальной системы
образования Верховажского района
продолжает оставаться обеспечение государственных
гарантий доступности дошкольного образования
и, следовательно, равных стартовых возможностей
детей при поступлении в школу.
В муниципальной
системе образования основную
общеобразовательную программу
дошкольного образования реализуют
22 учреждения , 46 групп с общей
численностью детей на 1 июня 2012 года
900. человек, в числе которых:
– 11 муниципальных
дошкольных образовательных учреждений,
33 группы с численностью воспитанников
746 человек;
– 5 муниципальных
образовательных учреждений для
детей дошкольного и младшего
школьного возраста, 7 групп с
численностью воспитанников 89 человек;
– 6 муниципальных
общеобразовательных учреждений, имеющих
в своей структуре дошкольные
группы и начальные школы-детские
сады, 6 групп с численностью воспитанников
дошкольного возраста 65 человек;
Кроме
того функционировали 2 консультативных
пункта и 1 группа кратковременного
пребывания для детей, не охваченных
услугами ДОУ, которые посещали
20 человек.
В настоящее
время основными и успешно
функционирующими организационными
формами дошкольного образования
в районе являются детские
сады трех разных видов:
- -детский
сад общеразвивающего вида;
- -детский
сад комбинированного вида;
-детский
сад.
Режим
пребывания детей разнообразный,
он определяется потребностями
родителей и социума в каждом
сельском поселении:
- 7 учреждений
полного дня.
- 15 учреждений
сокращенного дня.
За прошедший
учебный год сеть учреждений,
реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования,
структурных изменений не претерпела.
В Верховажском
районе в последние годы увеличилось количество
детей, получающих услуги дошкольного
образования, с 76% в 2009 году до 81% в 2011 году
(от общей их численности в возрасте от
1 до 7 лет).
Численность
воспитанников дошкольного возраста
с 2009 года увеличилась на 80 человек,
что связано с имеющейся тенденцией
роста рождаемости в районе - в
2010 году родилось 167 детей, в 2011
- 193.
Вместе
с тем, позитивное изменение
демографической ситуации не
позволяет системе дошкольного
образования, сложившейся в районе,
особенно в селе Верховажье, справляться
с задачей обеспечения всех
нуждающихся детей местами в
детских садах. Так, на 1 мая
2012 года очередь детей в возрасте
от 1 года до 7 лет на устройство
в детские сады района составила
212 человек, из них дети 2 года
и старше 81 человек. Распределено
в муниципальные учреждения 154 ребенка.
На 1 июня местами в дошкольных
образовательных учреждениях обеспечены
дети от 2 до 7 лет.
Доля детей,
стоящих на учете для определения
в МБДОУ в общей численности
детей 1 – 7 лет – 9%. Доля
детей в возрасте от 1 до 7 лет,
получающих дошкольную образовательную
услугу составила 81%, из них
с 1 до 3 – 57%, с 3 до 5 – 87%, с
5 до 7 - 98%.
Всего
в 2011году не охвачено дошкольным
образованием 379 детей, из них
дети до 1 года – 193 человека.
Развитие
вариативных форм дошкольного
образования, а также гибкой
системы режимов пребывания детей
в дошкольных образовательных
учреждениях является одним из
направлений деятельности Управления
образования по обеспечению доступности
дошкольного образования.
План действий
по развитию вариативных образовательных
услуг в сфере дошкольного
образования района предполагает
следующие мероприятия:
-Для родителей,
дети которых не посещают детский
сад по причине его удаленности
от места жительства, в районной
газете «Верховажский вестник» предлагаются
публикации методических материалов по
вопросам воспитания и образования дошкольников.
-Для малообеспеченных
родителей, родителей детей с
проблемами здоровья проводятся
индивидуальные консультации, дети
приглашаются для посещения отдельных
режимных моментов в детском
саду (занятия, прогулки, праздники),
предлагается логопедическая диагностика,
услуги библиотеки детского сада
и другое (МБДОУ № 3,4,9,10,12,Подсосенская
нш-д/с).
-Для родителей,
которые ожидают очереди в
детский сад, организуется работа
консультативных пунктов и группы
кратковременного пребывания. Так,
в МБДОУ № 1, МДОУ № 2 функционировали
консультативные пункты для детей,
не посещающих дошкольное учреждение,
в МБДОУ № 6 – группа кратковременного
пребывания.
В целях
обеспечения доступности услуг
дошкольных образовательных учреждений
для всех слоев населения регулируется
размер и не допускается превышение
установленных законодательством
требований по родительской плате
за содержание детей. Решением
Представительного собрания Верховажского
муниципального района от 18.03.2010 года №
22 утверждено Положение о родительской
плате за содержание детей в муниципальных
образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования. Поддерживается
социально приемлемый уровень родительской
платы – в среднем 1004 рубля в месяц. Сохраняются
льготы по родительской плате, которыми
пользуются 149 детей (16,5%):
- 141 семья,
имеющих трех и более детей,
оплачивают 50% от начисленных сумм;
- 8 семей,
имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья, полностью
освобождены от родительской
платы.
В соответствии
с действующим законодательством,
все образовательные учреждения
имеют лицензии.
На протяжение
ряда лет в районе функционирует
система оздоровительной работы.
Продолжают работу компенсирующая
группа в МБДОУ № 1, оздоровительная
в МБДОУ № 2, логопункты в МБДОУ
№ 2,3,6. В МБДОУ № 12 реализуется приоритетное
направление – физическое развитие и
оздоровление детей. В учреждениях внедряются
здоровьесберегающие программы, технологии
и методики, направленные на оптимизацию
физкультурно-оздоровительной деятельности:
М.Лазарева «Здравствуй», В.Кудрявцева
«Развивающая педагогика оздоровления»,
И. Ефименко «Театр физического развития
и оздоровления детей» и другие. В образовательных
учреждениях разработаны программы и
планы оздоровления детей, муниципальные
образовательные учреждения принимали
участие в реализации «Программы охраны
и укрепления здоровья населения Верховажского
муниципального района на 2009-2011 годы».
В 2011/2012
учебном году снизился уровень
заболеваемости детей.
Расширяется
спектр применяемых вариативных
программ и педагогических технологий.
Муниципальные образовательные
учреждения района продолжали
уделять большое внимание реализации
программ дополнительных образовательных
услуг в соответствии с запросами
родителей и воспитанников, которые
включают подгрупповые занятия
с детьми в кружках, секциях,
студиях по обучению танцам, рисованию,
элементам грамоты и другое. Все
они бесплатные. Всего в муниципальных
образовательных учреждениях охвачено
дополнительными образовательными
услугами 405 детей (46%). Они занимаются
в 45 кружках (65%- эстетической направленности,
34%- познавательно-речевой, 1% -оздоровительной).
В образовательных
учреждениях района реализуются
комплексные программы:
- «Радуга» -
4 МОУ, 15 групп;
- «Детство»
- 10 МОУ, 23 группы;
- под ред.
М.А.Васильевой 8 МОУ, 8 групп.
Уровень усвоения
программ(%)
Уровень\год
2010
2011
2012
высокий
18
13
27
средний
73
82
60
низкий
9
5
13
Одним
из критериев достижения качества
дошкольного образования является
наличие у каждого ребенка
возможностей для обучения в
начальной школе. Результаты изучения
уровня школьной зрелости на
протяжении последних лет стабильны,
снижается количество детей с
низким уровнем, за последний
год возросло количество воспитанников,
имеющих высокий уровень.
Готовность
к школьному обучению(%)Уровень\год
2010
2011
2012
высокий
31
20
34
средний
60
73
58
низкий
9
7
8
Введение
Федеральных государственных требований
к структуре и условиям основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования ориентирует
педагогов на инновационные подходы
к организации образовательного
процесса. Была проведена большая
работа по подготовке основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования в дошкольных
учреждениях. Все дошкольные учреждения
включились в инновационную деятельность.
В прошедшем учебном году коллектив
МБДОУ №1 принял участие в
конкурсе государственных и муниципальных
образовательных учреждений Вологодской
области, внедряющие инновационные
образовательные программы, Юрина
Н.В., Армеева О.В., воспитатели МБДОУ
№1 - в конкурсе лучших педагогических
работников дошкольных образовательных
учреждений Вологодской области.
Армеева О.В. стала победителем
конкурса. Инновационный опыт педагогов
района получил признание в ходе второго
Всероссийского конкурса «Детские сады
– детям», проводимого по инициативе политической
партии «Единая Россия». Участниками конкурса
стали 4 педагога МБДОУ №1, Армеева О.В.стала
финалистом.
В течение
года на базе МБДОУ №1,2,3,6 продолжили
работу районные экспериментальные
площадки.
В муниципальных
образовательных учреждениях района
продолжалась комплексная работа
по проектно - исследовательской
деятельности в образовательном
процессе и управлении.
Финансовое
обеспечение.
С 1 января
2012 года в соответствии с Федеральным
законом № 83 был осуществлен
переход на новые финансово-экономические
механизмы деятельности образовательных
учреждений. С 1 сентября 2011 года
образовательные учреждения стали
бюджетными. Их финансовое обеспечение
определяется объемом муниципальных
услуг, оказываемых учреждением
в рамках выполнения муниципального
задания. Для формирования муниципального
задания приняты соответствующие
муниципальные нормативно – правовые
акты. Законом Вологодской области
установлены нормативы на предоставление
общедоступного образования. С
учетом того, что сеть наших
образовательных учреждений неэффективна,
данные нормативы не обеспечивают
финансирования их необходимых
расходов, что приводит к кредиторской
задолженности.
Формирование
современной школьной инфраструктуры,
создание современных условий образования
– главное направление модернизации
муниципального образования.
Несмотря
на финансовые трудности, материально-
техническая база образовательных
учреждений постоянно совершенствуется.
Все учреждения образования подготовлены
к началу учебного года. Качественно
проведены текущие ремонты зданий,
прилегающих территорий.
В этом
несомненная заслуга руководителей
учреждений.
Проведены
капитальные ремонты, образовательные
учреждения пополнены новым учебно-лабораторным,
спортивным, медицинским оборудованием.
В рамках
целевой программы модернизации
региональной системы общего
образования району были выделены
средства в размере 11 млн. 431,3 тыс.
рублей. За счет этих средств
- проведен
капитальный ремонт (замена окон
и ремонт внешней канализации)
Верховажской средней школы;
- будет приобретено
14 комплектов учебно – лабораторного
оборудования для реализации ФГОС, которые
поступят во все ОУ (кроме тех школ, где
такое оборудование имеется);
- приобретено
1952 экземпляра школьных учебников
по ФГОС;
- поступит
спортивное и медицинское оборудовании
в центральную базовую школу.
По федеральной
целевой программе «Доступная
среда» проведен капитальный
ремонт Верховажской средней школы
для организации инклюзивного образования
на сумму 1млн. 471,2 тыс. рублей. В рамках
данной программы будет приобретено специальное
оборудование на сумму 1 млн. 152,1 тыс. рублей.