Валеологические ресурсы села Верховажье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.Описание села Верховажье.
2.ДЕМОГРАФИЯ СЕЛА ВЕРХОВАЖЬЕ
3.ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4.ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая раб..docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

 МДОУ №  1,2,3,6, 12,Заречный укомплектованы  медицинскими кадрами. При наличии  штатной единицы, нет медицинского  работника в МДОУ № 9 . Детские  сады не имеют лицензии на  медицинскую деятельность, материальная  база медицинских кабинетов не  соответствует требованиям СанПиН, одна оздоровительная группа не может обеспечить потребности населения в оздоровительных услугах, отсутствуют условия для реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В 2011/2012 учебном году снизился уровень заболеваемости детей. Этому способствовало и проведение районного конкурса «Самая здоровая группа». В ходе конкурса была систематизирована работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, выявлены наиболее эффективные формы и методы оздоровительной деятельности. Самой здоровой группой признана разновозрастная группа МБДОУ №12, воспитатели Саврасова Е.В, Нефедова Н.В. - МБДОУ «Детский сад № 1 «Радость» «Социальное партнерство семьи и детского сада как ресурс социокультурного развития личности ребенка»,

- МБДОУ «Детский  сад № 12» «Расширение возможностей  физического развития и оздоровления  детей дошкольного возраста через  взаимодействие детского сада  с окружающим социумом»,

- МБДОУ «Детский  сад № 3» «Оптимизация развития  познавательно-речевой активности  детей в условиях разновозрастной  группы»,

- МБДОУ «Детский  сад № 6 «Лесная сказка» «Развитие  элементов музейной культуры  у детей старшего дошкольного  возраста в процессе создания  мини-музеев экологического и  краеведческого содержания» Дошкольное образование

 

 Приоритетом  в развитии муниципальной системы  образования Верховажского района продолжает оставаться обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и, следовательно, равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

 В муниципальной  системе образования основную  общеобразовательную программу  дошкольного образования реализуют  22 учреждения , 46 групп с общей  численностью детей на 1 июня 2012 года 900. человек, в числе которых: 

 – 11 муниципальных  дошкольных образовательных учреждений, 33 группы с численностью воспитанников  746 человек; 

 – 5 муниципальных  образовательных учреждений для  детей дошкольного и младшего  школьного возраста, 7 групп с  численностью воспитанников 89 человек; 

 – 6 муниципальных  общеобразовательных учреждений, имеющих  в своей структуре дошкольные  группы и начальные школы-детские  сады, 6 групп с численностью воспитанников  дошкольного возраста 65 человек; 

 

 

 Кроме  того функционировали 2 консультативных  пункта и 1 группа кратковременного  пребывания для детей, не охваченных  услугами ДОУ, которые посещали 20 человек. 

 

 В настоящее  время основными и успешно  функционирующими организационными  формами дошкольного образования  в районе являются детские  сады трех разных видов: 

- -детский  сад общеразвивающего вида;

- -детский  сад комбинированного вида;

-детский  сад. 

 Режим  пребывания детей разнообразный,  он определяется потребностями  родителей и социума в каждом  сельском поселении: 

- 7 учреждений  полного дня. 

- 15 учреждений  сокращенного дня. 

 За прошедший  учебный год сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования,  структурных изменений не претерпела.

 В Верховажском районе в последние годы увеличилось количество детей, получающих услуги дошкольного образования, с 76% в 2009 году до 81% в 2011 году (от общей их численности в возрасте от 1 до 7 лет).

 Численность  воспитанников дошкольного возраста  с 2009 года увеличилась на 80 человек,  что связано с имеющейся тенденцией  роста рождаемости в районе - в  2010 году родилось 167 детей, в 2011 - 193.

 Вместе  с тем, позитивное изменение  демографической ситуации не  позволяет системе дошкольного  образования, сложившейся в районе, особенно в селе Верховажье, справляться  с задачей обеспечения всех  нуждающихся детей местами в  детских садах. Так, на 1 мая  2012 года очередь детей в возрасте  от 1 года до 7 лет на устройство  в детские сады района составила  212 человек, из них дети 2 года  и старше 81 человек. Распределено  в муниципальные учреждения 154 ребенка.  На 1 июня местами в дошкольных  образовательных учреждениях обеспечены  дети от 2 до 7 лет. 

 Доля детей,  стоящих на учете для определения  в МБДОУ в общей численности  детей 1 – 7 лет – 9%. Доля  детей в возрасте от 1 до 7 лет,  получающих дошкольную образовательную  услугу составила 81%, из них  с 1 до 3 – 57%, с 3 до 5 – 87%, с  5 до 7 - 98%.

 Всего  в 2011году не охвачено дошкольным  образованием 379 детей, из них  дети до 1 года – 193 человека.

 Развитие  вариативных форм дошкольного  образования, а также гибкой  системы режимов пребывания детей  в дошкольных образовательных  учреждениях является одним из  направлений деятельности Управления  образования по обеспечению доступности  дошкольного образования. 

 План действий  по развитию вариативных образовательных  услуг в сфере дошкольного  образования района предполагает  следующие мероприятия: 

-Для родителей,  дети которых не посещают детский  сад по причине его удаленности  от места жительства, в районной  газете «Верховажский вестник» предлагаются публикации методических материалов по вопросам воспитания и образования дошкольников.

-Для малообеспеченных  родителей, родителей детей с  проблемами здоровья проводятся  индивидуальные консультации, дети  приглашаются для посещения отдельных  режимных моментов в детском  саду (занятия, прогулки, праздники), предлагается логопедическая диагностика,  услуги библиотеки детского сада  и другое (МБДОУ № 3,4,9,10,12,Подсосенская  нш-д/с).

-Для родителей,  которые ожидают очереди в  детский сад, организуется работа  консультативных пунктов и группы  кратковременного пребывания. Так,  в МБДОУ № 1, МДОУ № 2 функционировали  консультативные пункты для детей,  не посещающих дошкольное учреждение, в МБДОУ № 6 – группа кратковременного  пребывания.

 В целях  обеспечения доступности услуг  дошкольных образовательных учреждений  для всех слоев населения регулируется  размер и не допускается превышение  установленных законодательством  требований по родительской плате  за содержание детей. Решением  Представительного собрания Верховажского муниципального района от 18.03.2010 года № 22 утверждено Положение о родительской плате за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Поддерживается социально приемлемый уровень родительской платы – в среднем 1004 рубля в месяц. Сохраняются льготы по родительской плате, которыми пользуются 149 детей (16,5%):

- 141 семья,  имеющих трех и более детей,  оплачивают 50% от начисленных сумм;

- 8 семей,  имеющих детей с ограниченными  возможностями здоровья, полностью  освобождены от родительской  платы. 

 

 В соответствии  с действующим законодательством,  все образовательные учреждения  имеют лицензии.

 На протяжение  ряда лет в районе функционирует  система оздоровительной работы. Продолжают работу компенсирующая  группа в МБДОУ № 1, оздоровительная  в МБДОУ № 2, логопункты в МБДОУ № 2,3,6. В МБДОУ № 12 реализуется приоритетное направление – физическое развитие и оздоровление детей. В учреждениях внедряются здоровьесберегающие программы, технологии и методики, направленные на оптимизацию физкультурно-оздоровительной деятельности: М.Лазарева «Здравствуй», В.Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления», И. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей» и другие. В образовательных учреждениях разработаны программы и планы оздоровления детей, муниципальные образовательные учреждения принимали участие в реализации «Программы охраны и укрепления здоровья населения Верховажского муниципального района на 2009-2011 годы».

 В 2011/2012 учебном году снизился уровень  заболеваемости детей. 

 Расширяется  спектр применяемых вариативных  программ и педагогических технологий. Муниципальные образовательные  учреждения района продолжали  уделять большое внимание реализации  программ дополнительных образовательных  услуг в соответствии с запросами  родителей и воспитанников, которые  включают подгрупповые занятия  с детьми в кружках, секциях,  студиях по обучению танцам, рисованию,  элементам грамоты и другое. Все  они бесплатные. Всего в муниципальных  образовательных учреждениях охвачено  дополнительными образовательными  услугами 405 детей (46%). Они занимаются  в 45 кружках (65%- эстетической направленности, 34%- познавательно-речевой, 1% -оздоровительной).

 

 В образовательных  учреждениях района реализуются  комплексные программы: 

- «Радуга» - 4 МОУ, 15 групп; 

- «Детство»  - 10 МОУ, 23 группы;

- под ред.  М.А.Васильевой 8 МОУ, 8 групп. 

 

Уровень усвоения программ(%)

Уровень\год

2010

2011

2012

 

высокий

18

13

27

 

средний

73

82

60

 

низкий

9

5

13

 

 

 

 

 

 Одним  из критериев достижения качества  дошкольного образования является  наличие у каждого ребенка  возможностей для обучения в  начальной школе. Результаты изучения  уровня школьной зрелости на  протяжении последних лет стабильны,  снижается количество детей с  низким уровнем, за последний  год возросло количество воспитанников,  имеющих высокий уровень. 

 

Готовность  к школьному обучению(%)Уровень\год

2010

2011

2012

 

высокий

31

20

34

 

средний

60

73

58

 

низкий

9

7

8

 

 

 

 

 

 Введение  Федеральных государственных требований  к структуре и условиям основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования ориентирует  педагогов на инновационные подходы  к организации образовательного  процесса. Была проведена большая  работа по подготовке основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования в дошкольных  учреждениях. Все дошкольные учреждения  включились в инновационную деятельность. В прошедшем учебном году коллектив  МБДОУ №1 принял участие в  конкурсе государственных и муниципальных  образовательных учреждений Вологодской  области, внедряющие инновационные  образовательные программы, Юрина  Н.В., Армеева О.В., воспитатели МБДОУ  №1 - в конкурсе лучших педагогических  работников дошкольных образовательных  учреждений Вологодской области.  Армеева О.В. стала победителем  конкурса. Инновационный опыт педагогов района получил признание в ходе второго Всероссийского конкурса «Детские сады – детям», проводимого по инициативе политической партии «Единая Россия». Участниками конкурса стали 4 педагога МБДОУ №1, Армеева О.В.стала финалистом.

 В течение  года на базе МБДОУ №1,2,3,6 продолжили  работу районные экспериментальные  площадки.

 В муниципальных  образовательных учреждениях района  продолжалась комплексная работа  по проектно - исследовательской  деятельности в образовательном  процессе и управлении.

 

Финансовое  обеспечение.

 С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным  законом № 83 был осуществлен  переход на новые финансово-экономические  механизмы деятельности образовательных  учреждений. С 1 сентября 2011 года  образовательные учреждения стали  бюджетными. Их финансовое обеспечение  определяется объемом муниципальных  услуг, оказываемых учреждением  в рамках выполнения муниципального  задания. Для формирования муниципального  задания приняты соответствующие  муниципальные нормативно – правовые  акты. Законом Вологодской области  установлены нормативы на предоставление  общедоступного образования. С  учетом того, что сеть наших  образовательных учреждений неэффективна, данные нормативы не обеспечивают  финансирования их необходимых  расходов, что приводит к кредиторской  задолженности. 

 

Формирование  современной школьной инфраструктуры, создание современных условий образования  – главное направление модернизации муниципального образования.

 Несмотря  на финансовые трудности, материально-  техническая база образовательных  учреждений постоянно совершенствуется. Все учреждения образования подготовлены  к началу учебного года. Качественно  проведены текущие ремонты зданий, прилегающих территорий.

 В этом  несомненная заслуга руководителей  учреждений.

 Проведены  капитальные ремонты, образовательные  учреждения пополнены новым учебно-лабораторным, спортивным, медицинским оборудованием. 

 В рамках  целевой программы модернизации  региональной системы общего  образования району были выделены  средства в размере 11 млн. 431,3 тыс.  рублей. За счет этих средств 

- проведен  капитальный ремонт (замена окон  и ремонт внешней канализации)  Верховажской средней школы;

- будет приобретено  14 комплектов учебно – лабораторного оборудования для реализации ФГОС, которые поступят во все ОУ (кроме тех школ, где такое оборудование имеется);

- приобретено  1952 экземпляра школьных учебников  по ФГОС;

- поступит  спортивное и медицинское оборудовании  в центральную базовую школу. 

 По федеральной  целевой программе «Доступная  среда» проведен капитальный  ремонт Верховажской средней школы для организации инклюзивного образования на сумму 1млн. 471,2 тыс. рублей. В рамках данной программы будет приобретено специальное оборудование на сумму 1 млн. 152,1 тыс. рублей.

Информация о работе Валеологические ресурсы села Верховажье