Валеологические ресурсы села Верховажье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.Описание села Верховажье.
2.ДЕМОГРАФИЯ СЕЛА ВЕРХОВАЖЬЕ
3.ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4.ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая раб..docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

 

 Все коллективы  принимают участие в районных, областных, межрегиональных фестивалях, конкурсах, программах.

 

 Основные  направления в работе:

- развитие  и совершенствование самодеятельного  художественного творчества,

- возрождение  традиционной народной культуры,

- организация  досуга населения,

- работа  с различными возрастными категориями  населения,

- привлечение  новых участников в кружки, клубы,  любительские объединения,

- повышение  профессионального уровня работников  культуры.

 

 В Доме  культуры работает 16 специалистов  культурно-досуговой деятельности. Это сложившийся коллектив с большим творческим потенциаломрайонный Дом художника имени В.А. Михалёва

 

В России немало сел, в которых есть Дома культуры, библиотеки, музеи. Гораздо реже, где  имеются Школа искусств, Дом детского творчества и центр традиционных ремесел. Но найдите село, в котором, кроме всего перечисленного, имеется  Дом художника и Фонд развития культуры имени своего земляка –  известного скульптора. Думаю, что кроме  Верховажья мы такого села не найдем. И  в этом большая заслуга нашей  Администрации во главе с Юрием  Вячеславовичем Ординым, поддержавшего и эту идею создания Дома художника и оказавшего всемерное содействие! Неоценимая заслуга в этом и Верховажского районного муниципального исторического музея и семьи скульптора В.А. Михалёва, передавшего в дар много произведений скульптуры, графики и архивных материалов, послуживших основой постоянной экспозиции Верховажского Дома художника им. В.А. Михалёва.

 К сожалению,  мы очень поздно (только в 1996 г.) узнали о своем прославленном  земляке. Он сам напомнил о  себе в год своего 70-летия, прислав  письмо в наш музей. Он писал:  «Дорогие земляки! В год своего 70-летия я решил напомнить о  себе. Предлагаю вырезку из газеты  «Московский художник», где коротко  представлена моя творческая  деятельность. Много раз планировал  быть в местах, где родился,  но сама жизнь и обстоятельства  мешали исполнить мою мечту.  Возможно, этим заинтересуется и  Ваша местная газета, тогда покажите  в редакцию эту вырезку».

 Мы естественно  заинтересовались. Вырезка из газеты  была опубликована в нашей  газете. А после этого письма  у меня с Михалёвым были  две короткие встречи в Москве, на одной из которых мы обменялись  книгами: он мне подарил свой  альбом о пребывании в Китае,  а я ему – свой сборник  «Летчики-испытатели о своей профессии». Последняя «встреча», к сожалению,  состоялась на его похоронах  в мае 1998 года. Он похоронен  на известном московском Троекуровском кладбище.

 Незадолго  до своей смерти Михалёв закончил  книгу своих воспоминаний «Сполохи».  В ней он рассказал о встречах  с известными людьми, чьи скульптурные  образы создавал. Его вдова, Кира  Борисовна Михалёва, готовилась  к её изданию. Вот тогда и  пришла идея выпустить сборник  воспоминаний Михалёва на его  родине. При Верховажском музее создать общественный «Фонд развития культуры имени В.А. Михалёва». Администрация Верховажья эту инициативу поддержала, и 26 января 2000 года Глава районного самоуправления Ю.В. Ордин подписал соответствующее Постановление. При поддержке нашего губернатора В. Е. Позгалева, Департаментов культуры Вологодской и Архангельской области сборник воспоминаний В. А. Михалева «Сполохи» был издан в Вологде в 2000 г.

24 июня 2000 года  в деревне Сомицино (б. Рябково) прошло торжественное открытие мемориальной доски на доме, где родился В.А. Михалёв. Усилиями «Фонда...», земляков и семьи скульптора в Верховажье была найдена и приведена в порядок могила матери художника Марии Петровны Михалёвой (урожд. Макаровской).

 В 2001 году  нам удалось выпустить книгу  «Тихий свет» – сборник стихов  К.Б. Михалёвой. Она оказалась  замечательной поэтессой. У неё  есть немало стихов, посвященных  Верховажью, землякам мужа.

 В 2003 году  вышел буклет «Дорогой Ломоносова. Заслуженный художник России  скульптор Михалёв Валентин Андреевич», автором статьи к которому была дочь Михалёва, искусствовед Лидия Валентиновна Солоцинская. В статье было рассказано о творчестве и нелегком жизненном пути скульптора.

4 августа  2004 года произошло еще одно  знаменательное для культуры  Верховажья событие. Глава районного  самоуправления Ю.В. Ор-дин своим Постановлением присвоил дому № 15 по улице Петухова статус «Верховажского районного Дома художника имени Валентина Андреевича Михалёва». А 28 августа 2004 года, в присутствии губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева, вдовы художника К.Б. Михалёвой и других гостей, Дом художника был торжественно открыт.

 «Событие  года!» – так оценили это  жители района и наша местная  газета «Верховажский вестник».

 Собрание  скульптур В.А. Михалёва пополняется.  Сейчас по количеству скульптурных произведений, созданных В.А. Михалёвым – 14 экспонатов (из бронзы, кованой меди, дерева, шамота, гипса, фарфора), Верховажский Дом художника уступает только собранию г. Архангельска, где самое большое количество его работ и наиболее значительный памятник, им созданный, – Северянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., установленный на берегу Северной Двины. Помимо сохранения и популяризации творческого наследия заслуженного художника России В.А. Михалёва, Дом художника его имени ведет большую выставочную деятельность. За год своего существования в Доме художника было организовано более 10 различных художественных выставок.

5 августа  2005 года, в дни Алексеевской ярмарки,  на Доме художника была установлена  мемориальная доска с изображением  В.А. Михалёва.

 Настоящее  издание – очередная совместная  работа «Фонда...», музея и семьи  скульптора Михалёва. Здесь статья, написанная К.Б. Михалёвой о  скульптурных произведениях мужа, которые были подарены ею в  Верховажский Дом художника.

 Закончить  предисловие хочу последними  прижизненными словами Валентина  Андреевича Михалёва из его  книги «Сполохи». Заключая послесловие он пишет: «...я глубоко убежден, что в грядущем тысячелетии... в искусстве сохранится Красота, достоинство и уважение к Человеку, что художник не перестанет восхищаться природой нашей маленькой планеты Земля, видеть в ней неиссякаемый источник вдохновения, благословенный Богом...».

 

Председатель  «Фонда развития культуры имени В.А. Михалёва» В. Цуварев

 

О собрании скульптуры в Верховажском Доме художника имени В.А. Михалёва

 В 2004 г.  в Верховажье был открыт Дом  художника им. В.А. Михалёва. На 2-ом  этаже этого уютного старинного  здания расположен зал, посвященный  жизни и творчеству заслуженного  художника России, скульптора Валентина  Андреевича Михалёва (1926-1998).

 Открытие  Дома художника явилось большим  событием в культурной жизни  Верховажского края. Трудно переоценить значение этого события и в творческой судьбе самого скульптора.

 На протяжении  всей своей жизни В.А. Михалёв  всегда с особой нежностью  вспоминал о своей «малой родине»  – Верховажье. Уже живя в Москве, он с интересом переписывался  с Верховажским историческим музеем, охотно отвечал на вопросы, которые в своих письмах задавал скульптору сотрудник музея В.П. Пивоваров. Активно общался с увлеченным краеведом Верховажского края – заслуженным летчиком-испытателем В.И. Цуваревым. Валентин Михалёв был необычайно растроган полученными из музея топографическим планом родной деревеньки, с помеченным крестиком домом своих родителей и помутневшей от времени фотографии, на которой среди деревенской ребятни он увидел себя – трехлетнего карапуза, братишку Николая и запомнившуюся ему воспитательницу тетю Шуру... Кто мог знать тогда, что пройдет время и этот деревенский мальчуган станет заслуженным художником, известным на всю страну скульптором?!

 Вспоминая  Верховажье, где родился, где сохранился  дом родителей, где прошло раннее  детство, где могила матери, Валентин  Михалёв намеревался передать  в дар Верховажскому музею некоторые из своих скульптурных произведений. К сожалению, сам он при жизни не успел осуществить эти свои намерения, выполнить его волю смогли мы с дочерью.

 Считаем  своим долгом помочь музею  создать достойную и полноценную  экспозицию, включающую в себя  и произведения известного российского  скульптора, чье имя носит Дом  художника, и его графические  работы, и архивные материалы  и пр.

 Уже сейчас  переданные нами в дар произведения  скульптора В.А. Михалёва начинают  составлять стройную экспозицию, отражающую наиболее выразительные  вехи его творчества. Конечно,  дело создания зала-музея В.А.  Михалёва еще «в начале пути».  Полагаем, что мы сможем оказать  посильную помощь в этом благородном деле сотрудникам Верховажского музея под руководством А.В. Завьяловой, директора и вдохновителя всех музейных начинаний.

 В данной  статье я хочу рассказать то, что знаю и помню о скульптурных  работах своего мужа, об истории  создания некоторых из них,  о выставочной судьбе тех произведений, которые представлены в Доме  художника им. В.А. Михалёва в  Верховажье.

 Дерево  – один из любимых скульптурных  материалов Михалёва. В данном  случае выбор дерева был неслучаен,  так скульптору было легче  передать образ крестьянина, северянина, человека от земли. Простое  лицо бородатого старика, взгляд  спокойный и умный. Композиционно  скульптура решена лаконичными  крупными формами без лишней  детализации, что придает образу  «деда» особую основательность  и солидность. Скульптор долгое  время вынашивал решение образа  своего предка, -портрет выполнен с глубоким уважением к портретируемому. Портретное сходство дано условно, так как скульптор помнил деда лишь по рассказам родителей, да по редким помутневшим фотографиям.

 Грубоватые, словно вырубленные самой природой  черты лица крестьянского паренька, одного из тысяч тех. кого  «...водила молодость в сабельный  поход», какими и были, в большинстве  своём, эти мужественные, суровые,  овеянные «ветром революции» 1917 года люди. Таким представил нам  скульптор своего «Будённовца».

 Авторский  вариант этого образа был воплощен  Михалёвым также и в кованой  меди, в скульптурном материале,  подчеркивающем эпичность характера,  словно «выкованного» в жерле  революционной борьбы, на огненных  вёрстах гражданской войны.

 Это уже  Крайний Север, – молоденький  ненецкий паренёк-матрос прибыл, видимо, на короткую побывку в  родные края, обнимает за плечи  своего маленького братишку. Немногими  деталями мастер даёт представление  о персонажах: скуластые ненецкие  лица, бескозырка старшего брата,  малица младшего. Дружбу и привязанность  соскучившихся в разлуке братьев  передают спокойно лежащие на  плечах малыша руки старшего  брата, как выражение надёжной  опоры, защиты и заботы.

 Эта работа  принадлежит к серии фигуративных композиций, которые скульптор объединил общим названием «Под небом тундры». Работы на ненецкую тему были им выполнены в разных материалах: в дереве, в камне и в металле. Произведения этого цикла отличает удивительно тёплое отношение скульптора к этому маленькому ненецкому народу. В них автор смог передать и трогательные, добрые семейные отношения, любовь к детям: «Ненецкая семья», «Подснежник», «Мать и дитя», «Первая сказка», «Отдых» и др., отразить некоторые традиционные занятия жителей тундры – оленеводов, охотников, рыбаков, их национальные спортивные игры: «Перетягивание тынзея (каната)», «Турома (борьба)» и др. Работы В.А. Михалёва из серии «Под небом тундры» были представлены на больших всесоюзных и республиканских выставках, пользовались успехом, получили высокую оценку у широкой художественной общественности и критиков, о них писали центральные художественные журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративное искусство» и др.

 Герой  портрета – бригадир монтажников  судоремонтного завода «Красная  кузница» в Архангельске, Герой  социалистического труда А. Сидоровский.

 «...Заслуженный  художник России В.А. Михалёв  создал галерею скульптурных  портретов своих современников  – моряков, авиаторов, ученых, полярников, людей, представляющих  разные поколения и служащих  одному благородному делу освоения  Крайнего Севера...» (из статьи  «Летописец Севера» действительного  члена Географического общества  СССР, журналиста С. Морозова, «Известия», 14.07.1982)

 Скульптор  не идеализирует и не приукрашивает  своих героев, воплощая в них  и правду самой жизни, и определенную  меру народных представлений  о достоинстве человека, его нравственной  красоте, духовном богатстве. Михалёв запечатлел своих современников, увлеченно работающих созидателей, тружеников, в быту таких простых и обыденных. Таким и изображен северянин, архангелогородец, рабочий человек Анатолий Сидоровский.

 В 1980-е  гг. в Москве судьба свела скульптора  с В. Рязановым. Почувствовав  в нем северянина, а тот тоже  с Вологодчины, особую «рабочую  косточку», В.А. Михалёв попросил  его позировать для портрета. В портрете автор передал характер  простого, добродушного рабочего-трудяги, с легкой лукавинкой в прищуренных глазах. Он – один их тех, на ком стоит и держится матушка-Россия.

 Существует  еще один вариант этого портрета, выполненный скульптором в бронзе.

 Скульптурная  композиция, выполнена Михалёвым  в качестве дипломной работы  по окончании обучения в Ленинградском  художественном училище, во время  прохождения практики на знаменитом  Ломоносовском фарфоровом заводе. Работа была выпущена малым  авторским тиражом. Диплом получил  наивысшую оценку, о Михалёве  сразу же заговорили как об  очень одаренном, подающем большие  надежды молодом скульпторе. Один  из экземпляров этой скульптурной  группы был приобретен Государственным  Литературным музеем в Москве.

Информация о работе Валеологические ресурсы села Верховажье