Валеологические ресурсы села Верховажье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.Описание села Верховажье.
2.ДЕМОГРАФИЯ СЕЛА ВЕРХОВАЖЬЕ
3.ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4.ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая раб..docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

 Двухфигурная композиция пластична, хорошо скомпонована, она прекрасно смотрится, так сказать, «по кругу», с любой стороны, в движении. Мастеру удалось передать светлую ауру отношений маленького Пушкина и няни, самого близкого друга его детских лет, показать их взаимную привязанность. Мальчик слушает, видимо, одну из сказок няни, которая «прядет свою пряжу», лицо её с любовью обращено навстречу взгляду маленького Пушкина.

 Немного  об истории создания этой композиции.

 В 1949 г.  вся страна торжественно отмечала 150-летие со дня рождения А.С.  Пушкина. В Ленинграде, где учился  Михалёв, и в Пушкине (Царское  село) всё было пронизано памятью  великого поэта, несмотря на  многие, еще незалеченные свидетельства  вражеских бомбежек недавней  войны. Всюду красочные афиши,  транспаранты, портреты поэта, стенды  с его стихами, в театрах,  концертных залах, клубах и  кинотеатрах – везде пушкинская  тематика. И мы со студентом  Михалёвым тоже были заражены  и зачарованы этой «пушкинианой»:  ходили на пушкинские спектакли  в Мариинский театр, побывали на балете «Бахчисарайский фонтан», на пушкинских вечерах в Ленинградской филармонии. Вот тогда и родилась у Валентина тема его диплома, начались бесконечные поиски композиционного решения, сначала в карандашных набросках, рисунках, затем – в пластилине. Мне было поручено изображать позу «няни» – в длинной юбке, в накинутом на плечи платке, в чепце прошлых времен. Маленький кудрявый мальчик-сосед Игорёк Кушлин позировал для образа мальчика Пушкина.

 Скульптура  «Пушкин и няня» - нежное, романтичное  и лирическое произведение, как  дух того молодого далекого  времени её создания...

...А ровно  через 50 лет, в 1999 г., когда вся  обновленная Россия отмечала 200-летний  юбилей со дня рождения нашего  великого поэта, композиция В.А.  Михалёва «Пушкин и няня» была  представлена на юбилейной всероссийской  художественной выставке в залах  Академии художеств в Москве, – это было уже после кончины  скульптора...

 В.А. Михалёв  – мастер остро индивидуального  композиционного построения каждого  портрета. Именно через композиционное  решение скульптор добивался  большой конкретизации, глубокого  психологического проникновения  в образ портретируемого. Эти  принципы вложены и в решение  данного портрета – одного  из выдающихся произведений скульптора. Существуют авторские варианты  портрета писателя, выполненные  скульптором в мраморе (находится  в собрании Московского Литературного  музея) и в бронзе. Портреты  имели большой успех на многих  всесоюзных и республиканских  художественных выставках. В коллекции  Верховажского музея – гипсовый портрет писателя Н.Д. Телешова, отлитый скульптором в 1956 г. сразу после окончания лепки в пластилине.

 В современной музейной практике авторские гипсовые произведения заняли свое достойное место в экспозиционных залах, наряду с произведениями, выполненными в так называемых «вечных» скульптурных материалах: камне, металле, дереве и др. Ведь именно в гипсе, несмотря на хрупкость этого материала, как нигде потом (после перевода в «вечные» материалы), сохраняется авторская манера лепки, мельчайшие её особенности, просматривается авторская трактовка образа, композиционный замысел. Показательно, что в последние годы в крупнейших московских музеях, например: в Государственной Третьяковской галерее, Музее-мастерской С.Т. Коненкова, Музее-мастерской А.С. Голубкиной и др., гипсовые работы выдающихся скульпторов перенесены из запасников и хранилищ в основные экспозиции и являются ценнейшими экспонатами их собраний.

 «Портрет  писателя Н.Д. Телешова» – образец глубокого психологического портрета старого русского интеллигента, умного, тонкого, благородного человека. В.А. Михалёв лепил Н.Д. Телешова с натуры в 1956 г., незадолго до смерти писателя. Молодой скульптор очень радовался общению с этим выдающимся человеком, знаменитым писателем, общавшимся со многими корифеями русской литературы и искусства: с Буниным и Горьким, с Леонидом Андреевым и Короленко, с Шаляпиным и Станиславским и т.д., и т.п. Портрет очень гармонично скомпонован – писатель изображен погруженным в глубокую задумчивость, как бы углубленным вовнутрь себя, свое прошлое, тонкие аристократические пальцы опираются на рукоятку трости. Скульптору удалось создать образ человека, прожившего интереснейшую жизнь, много познавшего и повидавшего на веку и. видимо, подводящего итоги прошедшему... Уже в 1957 г. этот портрет с успехом экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в Москве.

 Много лет спустя В.А. Михалёв поместил в сборнике своих статей «Сполохи» интересные воспоминания о своей работе над портретом Н.Д. Телешова, о незабываемых встречах и разговорах с этим удивительным человеком из другой эпохи, – шутка ли?! – который, например, присутствовал на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве и слышал тогда выступление самого Ф.М. Достоевского... Свои воспоминания о Телешове он назвал «Белый камушек». Так, сам Телешов условно «белым камушком» отмечал все счастливые события и встречи в своей жизни. Михалёв позаимствовал этот символ и в свое бытие. Несомненно, «белым камушком» он отметил и незабываемую встречу с писателем Н.Д. Телешовым.

 Композиционное  решение портрета отличается  большой оригинальностью и компактностью:  особую выразительность придаёт  введенные в композицию руки. Удачно найдены пропорции, наклон  склонившейся головы. Созданный  образ передает внутреннюю одухотворенность, неброское изящество... Портрет этот  также побывал на нескольких  выставках в Москве.

 Михалёв,  на протяжении нашей долгой  совместной жизни, выполнил несколько  моих портретов. Наиболее известные  из них: «Кира» (1960-е гг., дерево) и портрет, хранящийся ныне  в Архангельском художественном  музее (1962, мрамор). Бронзовый портрет  из Верховажского музея стал последним.

 В творческом  наследии В.А. Михалёва немало  прекрасных женских образов. Михалёв  создал несколько портретов своей  дочери в разные периоды её  жизни и, конечно, в разных  скульптурных материалах: граните,  дереве, бронзе. Особой теплотой  отмечен этот портрет Лидии  из кованой меди. Скульптор ценил  пластические возможности кованой  меди, которая может мягко передавать  очертания форм и бережно сохранять  авторскую лепку. Портрет изображает  миловидную девушку с открытым  спокойным взглядом. Мягкая пластика  кованой меди, богатая цветовая  палитра её поверхности передает  женственность и обаятельность  воплощаемого образа.

 Автопортрет  скульптора В.А. Михалёва обоснованно  включен нами в экспозицию  Дома художника его имени.

 Так получилось, что Михалёв - признанный портретист, не делал своих портретов, не  считая рельефов с собственным  изображением студенческой поры. И лишь в последнее десятилетие  своей жизни он решил выполнить  свой автопортрет. Существуют  два автопортрета 1991г. и 1992 г.  Оба портрета близки композиционно,  оба были переведены в бронзу. Однако их отличает эмоциональная  трактовка и только на одном  автопортрете он изображен с  небольшой бородкой, которую действительно  носил некоторое время.

 В Верховажском музее находится авторский гипсовый оригинал именно этого портрета 1992 г. («с бородкой»). Портрет выполнен в подчеркнуто традиционной классической манере, он отличается плотной, законченной лепкой, выверенной компоновкой, психологической выразительностью. Михалёв изобразил себя в том возрасте и состоянии, когда уже многое пережил, свершил, когда как бы шла внутренняя оценка своего творческого и человеческого «кредо».

 В начале 1990-х гг. автопортрет экспонировался на выставке в Центральном Доме художника в Москве, получил высокую оценку художественной критики.

 Так вышло,  что впоследствии другой автопортрет  в бронзе (1991г.) был установлен  на надгробии В.А. Михалёва  на Троекуровском кладбище в Москве. Скульптор «памятник себе воздвиг» ...рукотворный.

 Эта работа  относится к большому «китайскому»  циклу, которому скульптор отдал  почти 40 лет своего творчества.

 Еще в  конце 1950-х гг., впервые попав  в длительную творческую командировку  в Китай, Михалёв был очарован  и покорен этой страной до  конца своих дней. Искусство Китая,  древнее и современное, прекрасный, трудолюбивый, талантливый народ,  самобытная история, глубокая  философия – все было чрезвычайно  интересно скульптору.

 Вдохновленный  новыми впечатлениями, он создал  целую галерею китайских образов  – простых людей, мужчин и  женщин, детей и стариков, выдающихся  деятелей искусства, политиков,  служителей культа, актеров китайской  оперы и т.д., и т.п. Многие  работы Михалёва на китайскую  тему экспонировались на крупнейших  всесоюзных и зарубежных художественных  выставках, на выставке на соискание  Государственных премий в 1992 г.  в Москве. Были организованы несколько  персональных выставок скульптора  по этой теме в Москве и  Пекине. Некоторые произведения  находятся в собрании таких  музеев, как: Государственная Третьяковская  галерея в Москве («Уличный музыкант  из Хан Чжоу»), Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге («Хранитель Кантонского храма») и др.

 В.А. Михалёв  тяжело переживал длительное  отчуждение наших стран в силу  разности политической ориентации. Долгие годы был членом Правления  Российско-китайского Общества дружбы. Когда же в 1980-е гг. он вновь  попал в уже обновленный Китай,  он не переставал изумляться  произошедшим в стране и в  людях переменам. Это нашло  отражение в созданной им в  1980-90-е гг. портретной серии деятелей  искусства современного Китая.

 Известный  критик, искусствовед В. Ольшевский писал: «Общее и частное – кто разделит их, кто разграничит в достигнутом равновесии познания эмоционального и исследовательского? Вся пластическая повесть Михалёва – это и художественное исследование, и «открытие» Китая – его современной и исторической духовной жизни, о которой мы так мало знаем...».

 В свою  первую поездку в Китай в  1957-58 гг. В.А. Михалёв очень много  рисовал, всегда с натуры, кстати, в Верховажском музее находятся несколько его китайских рисунков, выполненных пером и тушью по бумаге. Он рисовал прямо на улицах, часто в окружении любопытных ребятишек. Михалёв так писал об этом: «...Среди них я встретил в Сучжоу школьника, которого захотел нарисовать и вылепить. Он по-юношески красив. Резкий поворот головы, взъерошенные волосы, острый взгляд выражают независимый характер».

 Таким  и представил скульптор этот  образ китайского подростка, характерного  для 1950-х гг. Михалёв высоко  ценил эту свою работу, считал  портрет очень удачным, пластически  красивым. Он неоднократно возвращался  к этому образу. Первоначально  портрет был отлит в бронзе (приобретен Министерством культуры  СССР), впоследствии был использован  в двойной композиции «Юность  Китая», также из бронзы (приобретена  Министерством культуры РСФСР).

 Небольшой  барельеф из шамота принадлежит  к серии барельефов «Из глубины  веков», созданной по впечатлениям  от древнекитайской храмовой, пещерной  и степной скульптуры. Михалёв  был покорен древними изваяниями  Китая, которые встречал повсюду  во время своего путешествия  в Китай. Эти фигуры фантастических  животных, древних воинов и охранителей  храмов в причудливых одеяниях  и позах, связанные с китайской  культовой мифологией, глубоко запечатлелись  скульптору своей необычной пластикой,  пропорциями, монументальностью.  Уже через много лет в Москве  художник воплотил эти образы, витавшие в его памяти.

 Летом  в конце 1960-х гг. Михалёв вместе  со своим другом, замечательным  архангельским живописцем Иваном  Котовым, посетил г. Каргополь на реке Онеге, откуда тот был родом. Котов обещал познакомить Валентина с самобытной мастерицей, известной кукольницей Ульяной Бабкиной, так как был уверен, что Михалёв непременно захочет вылепить её портрет. На попутной повозке они добрались до деревушки Гринево и подъехали к избе Бабкиной. В сенях их встретила восьмидесятилетняя бабуля. Обликом она напомнила Валентину его любимую бабушку: те же натруженные руки, корявые пальцы, деформированные от многолетнего труда на земле, а у Бабкиной ещё и от постоянной работы с глиной. Бабкина прожила тяжелую жизнь крестьянки, но это не лишило её доброты, оптимизма. Доброта освещала все морщинки её лица, полные доброжелательства глаза. Она охотно показала своим гостям, профессиональным художникам, свои трогательные поделки-«куколки» из глины. «...В сотворенные куколки она вносила задоринку, юмор, и этим как бы украшала обыденщину!.. Восхищали эти глиняные поделки, где в глине и в росписи торжествуют непосредственность, наивность, рукотворность настоящего народного понятия прекрасного», – так напишет впоследствии о «куколках» Бабкиной Михалёв в статье «Шедевры из глины», которая вошла в его известный сборник «Сполохи».

 После  поездки на Каргополыцину Валентин сделал эскиз портрета кукольницы, но почему-то оставил дальнейшую работу над скульптурой, – наверное, для этого требовалось время, как бы «расстояние» от первоначального впечатления. верховажской Школе искусств преподавателем художественного отделения трудится замечательная женщина, творческая и талантливая личность - Наталья Владимировна Самылова.

Уже 13 лет  спешит она в школу, чтобы заняться любимым делом и прививать  любовь к искусству своим ученикам. Наталья постоянно совершенствуется в профессии, осваивает новые  методики и техники, придумывает  что-то новое, ведь не зря её ученики  занимают призовые места в районных и областных конкурсах. В 2012 году в учреждении открылось новое  отделение «Школа рисования для  взрослых», которое один раз в  неделю по выходным посещают от 25 до 30 человек.

Наталья Владимировна никогда не отказывает в помощи, дает методические рекомендации в художественном оформлении начальной и средней  школ, детских садов, камерного театра. А иногда и сама рисует декорации. евцов побывал в деревне Рогачиха и осмотрел гостевой дом-музей крестьянина Василия Михаева. Владимир Жигалов- владелец комплекса, несколько лет назад приобрел несколько ветхих домов, которые местные власти предлагали разобрать на дрова. Он отреставрировал этот памятник русского зодчества, создал своеобразный этнографический музей, чтобы его могли посещать земляки, а также гости района и области. Село Чушевицы для Верховажья – достаточно крупный населенный пункт, второй по численности жителей после районного центра. Чушевицкая библиотека – одна из крупнейших в районе. Это не просто изба-читальня, а своеобразный культурный центр, где есть и самодеятельный театр, и лекционный зал, и место для сельских посиделок и детских сказочных чаепитий. Почти всю жизнь отдали работе в этой библиотеке Галина Федоровна Кузнецова и Галина Николаевна Бутусова. Необходимость формирования туристского маршрута «Прогулки по Осташеву» вызвана следующими факторами:

Информация о работе Валеологические ресурсы села Верховажье