Валеологические ресурсы села Верховажье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

На стыке философии, теории и методики физического воспитания, психолого-педагогических, медико-биологических и других наук возникает новая интегрированная область научных знаний о здоровье человека - валеология. Одним из важнейших направлений этой науки является «педагогическая валеология». Казалось бы, что в данной области человекознания речь должна идти о системе укрепления физического здоровья школьников. Однако, как показал опыт Всероссийской конференции «Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии» (СПб,1995), центром внимания педагогической валеологии стало создание службы психологического обеспечения учебного процесса, а в содержании валеологии наметилось смещение в медицинскую сторону

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛОСТНЫЙ ХАРАКТЕР И ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
1.Описание села Верховажье.
2.ДЕМОГРАФИЯ СЕЛА ВЕРХОВАЖЬЕ
3.ВОЗМОЖНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
4.ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

курсовая раб..docx

— 160.42 Кб (Скачать файл)

 

- определением  туризма в качество одной из  приоритетных отраслей экономики  Верховажского района;

 

- наличием  культурных и природных ресурсов  на территории Сибирского сельского  поселения, которые стали основой  создания продукта в сфере  экологического и культурного  туризма. 

 

 

На территории Сибирского сельского поселения  Верховажского муниципального района расположен памятник природы «Парк Дудорова», которому постановлением Губернатора Вологодской области за №1198 от 29.12.2001 г. присвоен статус особо охраняемой территории. Именно памятник природы «Парк Дудорова» стал главным объектом экскурсионного показа в рамках туристского маршрута «Прогулки по Осташеву». Туристский маршрут «Прогулки по Осташеву» разработан совместно с ДК, школой, администрацией поселения, ветеранской организацией, женсоветом, жителями поселения.

 

Экологическим и культурным ресурсом маршрута является памятник природы - «Парк Дудорова». Парк создан жителем с. Осташева Илларионом Ивановичем Дудоровым, которого по праву можно назвать «местным Мичуриным». С 1986 года на территории 3,5 га земли он высадил свыше двух тысяч деревьев и кустарников, более чем 70 видов. За самоотверженный труд по созданию уникального природного заповедника Общественное объединение женщин «За мир и гармонию» наградило Иллариона Ивановича в 1998 году почётным знаком «Золотое сердце». 2011 год был юбилейным для парка, ему исполнилось 10 лет со дня основания. - Посещение часовни Покрова Пресвятой Богородицы (1683 г.), могил Христа ради юродивого Акиндина и Ольги, посещение краеведческой комнаты-музея при сельском клубе. Краеведческая комната-музей насчитывает свыше 120 этнографических экспонатов, в т.ч. коллекция утюгов, прялок, берестяных изделий, иных предметов народного быта. Украшением музея является коллекция из 15 картин художника – самоучки Афанасия Философовича Шестакова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕКТЫТДуховное и физическое здоровье – две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

 

Духовное здоровье отражает здоровье нашего разума, а физическое – здоровье тела.

 

Духовное здоровье –  это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние  на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение  возникающих задач, защиту своих  интересов, жизни и здоровья в  реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз  событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

очных сведений о времени  постройки первых храмов в Верховажье не сохранилось. Хотя на основании свитка «память земских судеек», писанного «на стану у Пречистыя верху Ваги 7103 году ноября 7 дня» можно заключить, что уже в 1595 году в Верховажье был деревянный храм, построенный во имя Пресвятой Богородицы. Известно так же, что был указ Высокопреосвященного Варсонофия архиепископа Архангелогородского и Холмогорского от 22 сентября 1753 года под номером 829, которым повелено Успенской церкви в Верховажском посаде «отныне быть и именоваться соборною».

 

Успенский собор по желанию  прихожан было решено сделать каменным – для большей прочности и  безопасности. 2 июня 1754 года архиепископ  Варсонофий благословил верховажан на постройку собора. И уже в сентябре 1755 года был заложен каменный собор в честь Успения Божьей Матери. Постройка и украшение собора продолжались десять лет. Освящение храма прошло 24 сентября 1765 года, по грамоте Иосифа, епископа Архангелогородского и Холмогорского. Успенский храм в два света (этажа) был холодным. Для совершения богослужения в зимнее время были пристроены к нему с западной стороны два теплых придела: (1773-1775 гг.) с правой стороны, в честь Владимирского образа Божьей Матери, а с левой – в честь Святителя Николая, Чудотворца. В одной связи с ними была построена и колокольня. Успенский собор приобрел величественный внешний вид и красивейшее внутреннее убранство. С внешней стороны собор привлекает своей неповторимой архитектурой.

 

Собор являлся не только архитектурным памятником, но и нравственным, просветительским центром. Духовенство  фиксировало историю и бережно  хранило ее, стараясь держать население  в мире и согласии. К 150-летию собора, с 1900 по 1905 годы была проведена значительная реставрация.

 

В тридцатые годы начались репрессии духовенства, разрушение церквей и гонения на церковь. Главным проявлением этого является разрушение самого большого украшения  Верховажской земли – Успенского собора. В 1937 году начался погром собора. Вскоре собор был обезглавлен, всю церковную утварь разграбили, а в мае 1937 года приступили к разрушению…

 

Долгие годы собор использовали под клуб, кинотеатр и другие нужды. Здесь размещался спортзал СПТУ-53. Когда  храм был переделан под клуб, то он неоднократно горел. Последний пожар  случился в 1974 году. Он уничтожил росписи  в двухэтажной части храма  и уникальную роспись в куполе, а своды разрушил.

 

Возрождение собора началось в 1990 году, после обращения групп  прихожан, и по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. В храме вновь стали проводиться  службы. Первая служба прошла в 1991 году в неблагоустроенном помещении. Сейчас храм уже радует глаз, хотя требует  еще огромных восстановительных  работ. Над храмом возвышается небольшая  колокольня, звучит благовест. В храме  есть церковная лавка с большим  выбором икон и церковных книг, приходская библиотека. Действуют Воскресная школа для детей, Училище благочестия  для юношей и девиц.

 

Деятельность прихода  распространилась по всем направлениям современной жизни села Верховажье, и проявляется в сотрудничестве с системой образования, социальной сферой, культурой, медициной, местной администрацией. В конце 2006 года по инициативе прихода и Администрации состоялось учредительное собрание комитета по реставрации Успенского храма с. Верховажье, в состав которого вошли представители прихода, Администрации, бизнеса, предприятий и организаций района. Цель и задача комитета – всемерное способствование в воссоздании храма в его прежнем величии. Совместные усилия не замедлили сказаться. Но впереди еще множество работы, требующей больших вложений, как финансовых, так и трудовых. Поэтому прихожане с надеждой на милость Божию и отзывчивость добрых людей продолжают труды, в которых могут принять участие все желающие. Мы с благодарностью и молитвой примем любую помощь.

 

Скромный интерьер храма  восполняют чтимые святыни, среди которых  иконы Великомученика Пантелеимона – точная копия Афонского образа, писаная на Афоне в 1900 году; прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, прп. Корнилия Александровского с частицей мощей, свт. Луки Симферопольского с частицей мощей, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Серафима Саровского, чудесно обновившийся образ Господа Иисуса Христа. Зачем человек – идет в церковь? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, ведь у каждого есть на то свои, личные и сокровенные причины. Но когда даже самый закоренелый атеист, еще пару лет назад вопивший направо и налево, что высших сил нет, что религия – бред, а душа всего лишь вымысел, вдруг забывает все свои убеждения и лозунги и смиренно стоит у образов, потупив взгляд, становится абсолютно ясно, что человек не может жить без веры. И одной только уверенности в собственных силах не всегда бывает достаточно для того, чтобы обрести внутреннее спокойствие. Именно духовная вера питает человека. Все мы знаем горький опыт, полученный от советской власти: чтобы впихнуть в головы людей коммунистические идеи, было объявлено гонение на православие. И что в итоге получилось? – на коммунизм плотно подсели десятки и сотни тысяч человек, кто-то по собственной, а кто-то и по навязанной воле. А вместе с разгулом коммунистических свобод появились на свет Даздрапермы и Челнальдины. Но самое страшное случилось гораздо позже – после распада СССР, когда рухнули идеи коммунизма, вбивавшиеся в головы людей семь десятилетий, и душа человека, отвращенная от веры, снова оказалось пустой. Кто-то ударился в пьянку, а кто-то в секты, вновь став ярым приверженцем, но уже религиозных лжеучений. Сейчас активно ведется восстановление разрушенных и строительство новых храмов, но отстроить материальное легко, а вот как возродить храмы в душах людей, мало кому известно.

 

 Так зачем же идет  человек в церковь? Так уж  сложилась человеческая натура, что все мы привыкли что-то  просить и кого-то обвинять. Когда  нам становится плохо или просто  что-то надо мы начинаем роптать:  «За что мне это», «За что со мной так», «Сделай так, как мне хочется». Мы все время чего-то просим и ждем, забывая при этом элементарно благодарить, когда все в нашей жизни складывается, как по нотам, воспринимая это, как закономерность. Нередко человек приходит в церковь, когда окончательно прижимает к стенке и дальше просто некуда идти. И находит там ответ на свои вопросы. А еще в храмы едут, чтобы обрести умиротворение в собственной душе, идут на исповедь, чтобы рассказать то, что тяготит душу, но нельзя поведать никому. Собор Успения Пресвятой Богородицы - сердце Верховажья, наша святыня.

 

    Его начали  строить в 1755 году. Более 40 лет  продолжалось строительство. В  1798 году Успенский собор освятили.

 

    И не было  храма, равного по красоте нашему  собору, на всем севере России. Предание рассказывает, что сама  царица Екатерина И, прослышав  о великолепии собора, прислала  в дар Евангелие в позолоченном  окладе с драгоценными камнями.

 

    Сам храм был  пятиглавый, а колокольня своим  шпилем поднималась на высоту 68 метров.

 

14 колоколов для храма  были отлиты мастером Даниловым  в деревне Кошево. Самый большой колокол весил 180 пудов. Кроме колоколов на колокольне были установлены куранты.

 

    Замечательным  было и внутреннее убранство  храма. Местные купцы жертвовали  деньги, дарили дорогие иконы,  церковную утварь.

 

    В 1902 году было  сделано паровое отопление. А  в 1905 году московские мастера  обновили настенные росписи, отреставрировали  иконостас, написали новые иконы.  И храм засиял краше прежнего!

 

    К сожалению,  в безбожные годы наш собор  был закрыт и разграблен, колокольня  и купола уничтожены.

 

    Но и полуразрушенном  виде он поражал своим величием  и мощью.

 

    Возрождение духовной  жизни в Верховажье началось  в 90-е годы XX века с приездом  к нам семьи иерея Георгия  Осипова.

 

    Сегодня собор  частично восстановлен, вот уже  более 15 лет в нем вновь идут  богослужения.

 

    Приход храма  активно развивается. На службах  поёт профессиональный хор, при  храме работают Воскресная школа  и Училище благочестия.

 

    Сегодня храм  является не только православным, но и духовно-просветительским  центром нашего села. Об этом  говорит активное сотрудничество  прихода с образованием, культурой  и социальной службой нашего  района. 2013 год является юбилейным для  храма Успения Божией Матери с. Верховажье. В этом году нашему храму исполняется 215 лет. В 1798 году было завершено строительство Успенского собора в Верховажском Посаде. Межведомственный координационно-методический совет утвердил проект программы духовно-нравственного просвещения населения Верховажского муниципального района на 2013—2015 годы. История Верховажских церквей уходит в глубокую древность. В Верховажском посаде строили церкви деревянные, но с определённой регулярностью их уничтожали пожары. Поэтому и возникла мысль у верховажан о их недолговечности и о необходимости построить храм каменный в честь Успения Божией Матери.

 

Свою историю Храм Успения  Божией Матери с. Верховажья начинает с 1755 года.  В этом году по благословению  архиепископа Архенгологородского и Холмогорского Варсонофия  совершается закладка каменного храма.    Постройка его продолжалась в течение 10 лет, и в 1765 году 24 сентября летний храм в честь Успения Божией Матери был освящён. 

 

Но так как для многолюдного Верховажского прихода эта церковь была не очень вместительна, то в 1773 году было испрошено жителями Верховажского посада благословение на строительство тёплой церкви с двумя пределами и с каменной колокольней.  15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония,  епископа Архенгологородского и Холмогорского, следующего содержания: «К каменной холодной церкви Успения Пресвятыя Богородицы с западной стороны пристроить трапезу с папертью, над папертью же колокольню каменную, а для отправления в зимния времена Божественного священнослужения в трапезе учинить два предела: первый на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, а второй на левой стороне во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. А сверх тех в колоколенной стопе придел же во имя Трёх святителей. Но как близ показанной Успенской церкви с западную сторону имеется деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца весьма ветхая и к постройке вышеписанной трапезы имеется препятствием, сломав употребить её куда правила повелевают». В сентябре 1773 года храм был заложен. Постройка продолжалась до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение предела в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 февраля 1781 года по грамоте того же архипастыря было совершено освящение придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

 

1798 год является годом  окончания строительства храма Успения Божия Матери. В этот  год тщанием Верховажского купца Максима Михайлова Бурцева были приделаны фронтоны, четыре восмерика и главы к холодной церкви.  В колокольне вместо предела в честь Трёх святителей был устроен предел во имя святого пророка Илии, освящение которого было совершено 16 сентября 1813 года.  Внутреннее убранство храма постоянно совершенствовалось и  благоукрашалось. Протоиерей Алексей Беляев, бывший настоятель Успенского собора, в своей статье, посвящённой 150-летию с начала строительства каменного храма о внутреннем убранстве писал следующее: «Высокохудожественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты – всё это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». И внешний вид собора поражал своим величием и своей красотой.

 

Информация о работе Валеологические ресурсы села Верховажье