Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 18:42, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть возможности использования теории величин в начальном курсе математики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
изучить основы теории величин;
провести содержательный анализ учебников математики для начальных классов на тему «величины»;
разработать комплекс заданий для изучения величин младшими школьниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы теории величин………………………………………………...5
1.1. История возникновения теории величин. Измерение величин, история развитие метрологии…………………………………...........................................5
1.2. Виды величин, изучаемые в начальном курсе математике……………....13
Вывод……………………………………………………………………………..24
Глава 2. Изучение величин в начальном курсе математики………………….26
2.1. Содержательный анализ учебников математики в начальных классах
на тему «величины»……………………………………………………………..26
2.2. Комплекс заданий для младших школьников по теории «величины»…..33
Вывод……………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………..…………………………………
Разобщенность Руси привела к тому, что была разрушена устоявшаяся метрологическая система измерения длины и веса.
3. Метрология
образования и укрепления
Двинская
грамота Ивана Грозного о новых печатных
мерах (осьминах) от 21 декабря 1550 г. являлась
исторически важным документом, внедряющим
систему мер и весов. Она опиралась на
органы земского самоуправления и на порядок
передачи верных значений единиц измерения
от образцовых мер к рабочим. Повсеместно
в государстве вводились московские образцы.
В качестве весовых мер использовались
пуд, гривна, фунт и литра, в качестве угловых
- градус и румб. Градус представлял собой
l/360 часть окружности, а румб-1/32 часть круга.
Он использовался в основном для определения
направления относительно сторон горизонта.
В этот период была сделана настойчивая попытка ввести в Московском государстве единство мер и весов.
4. Метрологическая
деятельность Российской
В этот период развитие системы русских мер получило ряд особенностей, к которым следует отнести увеличение количества малых мер, повышающих точность измерений, сближение русских мер длины с английскими, введение некоторых дополнительных английских мер.
Петр I организовал
ввоз из-за границы в Россию измерительных
приборов, столь необходимых для армии
и флота. B 1725 г. по его идее была создана
Российская академия наук, которая разработала
ряд руководств по использованию системы
единиц в различных измерениях.
На многих оружейных заводах организовывались
контрольно-измерительные лаборатории.
Для обеспечения их работы российская
система единиц длины была дополнена еще
двумя английскими - футом и дюймом. Введение
их было вызвано также необходимостью
осуществлять заказы на строительство
кораблей за границей.
В это же время в качестве единицы площади стал использоваться квадратный метр (м²).
В 1700 г. Петр I издал указ, согласно которому сутки делились на две равные части (по 12 ч каждая). Начало суток было перенесено на строго определенное время - полночь. Деление суток производилось с помощью часов: 12 ч дня отмечалось выстрелом из пушки, установленной на бастионе Петропавловской крепости2.
5. Зарождение метрической системы (1800-1900 гг.). Революционное правительство Франции в 1799 г. ввело метрическую систему мер, которую предлагалось использовать всеми государствами.
Этот период
характерен централизацией метрологической
деятельности и началом широкого участия
русских ученых в работе международных
метрологических организаций. Указом
"О системе Российских мер и весов"
(1835 г.) были утверждены эталоны длины и
массы. Эталон длины представлял собой
платиновую сажень, равную 7 английским
футам, и платиновый фунт, совпадающий
по весу с бронзовым золоченым фунтом
1747 г. В 1842 т. на территории Петропавловской
крепости и специально построенном здании
было открыто Депо образцовых мер и весов.
В этом метрологическом учреждении не
только хранились эталоны и их копии, но
и изготовлялись образцовые меры для местных
органов.
В 1849 г. вышел капитальный труд "Общая
метрология", разработанный Ф. И. Петрушевским
и удостоенный Императорской академией
демидовской премии.
В 1869 г. петербургские академики Б. С. Якоби, Г. И. Вильд и О. В. Струве направили в Парижскую академию наук доклад с предложением изготовить новые международные прототипы метра, килограмма и распределить их копии между заинтересованными государствами. Это предложение было принято. В мае 1875 г. была подписана Метрическая конвенция. В соответствии с этим документом Россия получила платиноиридиевые эталоны единицы массы № 12 и 26 и эталоны единицы длины N 11 и 28, которые были доставлены в новое здание Депо образцовых мер и весов.
В 1892 г. управляющим Депо был назначен Д. И. Менделеев, который много сделал для развития отечественной метрологии. Д. И. Менделеев (1834-1907 гг.) является основоположником научного подхода в развитии метрологии. Время с 1892 по 1918 г. называют менделеевским этапом развития метрологии. Это этап научного становления метрологии и активного внедрения ее в народное хозяйство. В 1893 г. Д. И. Менделеев преобразует Депо образцовых мер и весов в Главную палату мер и весов - одно из первых в мире научно-исследовательских учреждений метрологического профиля. Ученый утверждал, что "наука начинается... с тех пор, как начинают измерять; точная наука немыслима без меры". Однако ему не удалось в полной мере внедрить метрическую систему в народное хозяйство. С 1899 г. она применялась в стране факультативно наряду со старой русской и британской (дюймовой) системами.
6. Повсеместное внедрение метрической системы во все области народного хозяйства России (с 1900 г. и по настоящее время). 14 сентября 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет "О введении международной метрической системы мер и весов", который положил начало нормативному этапу развития отечественной метрологии3.
Современная метрология
(1) законодательную метрологию;
(2) фундаментальную (научную) метрологию;
(3) практическую (прикладную) метрологию. Результаты измерений выражают в узаконенных величинах. Одна из главных задач метрологии — обеспечение единства измерений. Она может быть решена при соблюдении двух основополагающих условий:
(1) выражение результатов измерений в единых узаконенных единицах;
(2) установление допускаемых погрешностей результатов измерений — пределов, за которые они не должны выходить при заданной вероятности.
Основная
задача метрологии — обеспечение единства измерений
путем установления единиц физических
величин, государственных эталонов и эталонных
(образцовых) средств измерений, обеспечение
единства измерений и единообразия
1.2. Виды величин, изучаемые в начальных классах
Величина - это особое свойство реальных объектов или явлений, особенность которых заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которые выражают одно и тоже свойство объектов, называются величинами одного рода или однородными величинами.
Различают два понятия: «прерывная величина» и «непрерывная величина».
Прерывная величина — величина, в которой составляющие ее элементы строго фиксированы, могут быть отделены друг от друга. Такая величина определяется в основном посредством счета (с помощью чисел или без них).
Непрерывная величина определяется на основе измерения. В этой величине составляющие ее элементы трудно или невозможно отделить друг от друга и пересчитать (сыпучие, жидкие вещества, протяженность, объем).
Такие величины как длина, площадь, масса обладают рядом свойств:
1) Любые две
величины одного рода сравнимы:
они либо равны, либо одна меньше
(больше) другой. То есть, для величин
одного рода имеют место
2) Величины
одного рода можно складывать,
в результате сложения
3) Величину умножают
на действительное число, получая в результате
величину того же рода. Тогда для любой
величины а и любого неотрицательного
числа x существует единственная величина
b=ха, величину b называют произведением
4) Величины данного рода вычитают, определяя разность величин через сумму. Разностью величин а и b называется такая величина с, что а=b+c. Например, если а - длина отрезка АС, b - длина отрезка AB, то длина отрезка ВС есть разность длин отрезков и АС и АВ.
5) Величины
одного рода делят, определяя
частное через произведение
6) Отношение
«меньше» для однородных
Величины, как свойство объектов, обладают еще одной особенностью - их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу. В результате измерения получают число, которое называют численным значением при выбранной единице.
Процесс сравнения зависит от рода рассматриваемых величин: для длин он один, для площадей другой, для масс - третий и т.д., в результате измерения величина получается определенное численное значение при выбранной единице.
Если дана величина а и выбрана единица величины e, то в результате измерения величины а находят такое действительное число x, что а=x*e. Это число x называют численным значением величины а при единице е. Это можно записать так: х=m (a).
Согласно определению, любую величину можно представить в виде произведения некоторого числа и единицы этой величины. Например, 7 кг = 7*1 кг, 12 см =12*1 см, 15 ч=15*1 ч. Используя это, а также определение умножения величины на число, можно обосновать процесс перехода от одной единицы величины к другой. Пусть, например, требуется выразить 5/12 ч в минутах. Так как, 5/12ч = 5/12 60 мин = (5/12 *60)мин = 25 мин.
Величины, которые определяются одним численным значением, называются скалярными величинами. Такими, к примеру, являются длина, площадь, объем, масса и др. Кроме скалярных величин, в математике рассматривают еще векторные величины. Векторными величинами являются сила, ускорение, напряженность электрического поля и др. Для определения векторной величины необходимо указать не только ее численное значение, но и направление изменения.
В начальной школе рассматриваются только скалярные величины, причем такие, численные значения которых положительны, то есть положительные скалярные величины4.
Измерение величин позволяет свести сравнение их к сравнению численных значений величин, т.е., операции над величинами к соответствующим операциям над числами.
1. Если величины а и b измерены при помощи единицы величины e, то отношения между величинами a и b будут такими же, как и отношения между их численными значениями, и наоборот.
a=b m (a) = m (b),
a>b m (a)> m (b),
a<b m (a) < m (b).
Например, если массы двух тел таковы, что а=5 кг, b=3 кг, то можно утверждать, что масса а больше массы b поскольку 5>3.
2. Если величины а и b измерены при помощи единицы величины e, то, чтобы найти численное значение суммы a+b, достаточно сложить численные значения величин а и b. а+b= cm(a+b) = m(a) + m(b). Например, если а = 15 кг, b=12 кг, то а+b=15 кг + 12 кг = (15+12) кг = 27 кг.
3. Если величины а и b таковы, что b=xа, где x - положительное действительное число, и величина а, измерена при помощи единицы величины e, то чтобы найти численное значение величины b при единице e, достаточно число x умножить на число m (а):b=xa, m(b)=xm(a).
Например, если масса а в 3 раза больше массы b, т.е. b=3 а и а = 2 кг, то b=3а=3*(2 кг) = (3*2) кг = 6 кг.
Например, математическое содержание предложения «Купили 3 килограмма яблок» можно описать следующим образом: в предложении рассматривается такой объект, как яблоки, и его свойство - масса; для измерения массы использовали единицу массы - килограмм; в результате измерения получили число 3 - численное значение массы яблок при единице массы - килограмм.
Длиной отрезка называется положительная величина, определенная для каждого отрезка так, что: