Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 18:42, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть возможности использования теории величин в начальном курсе математики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
изучить основы теории величин;
провести содержательный анализ учебников математики для начальных классов на тему «величины»;
разработать комплекс заданий для изучения величин младшими школьниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы теории величин………………………………………………...5
1.1. История возникновения теории величин. Измерение величин, история развитие метрологии…………………………………...........................................5
1.2. Виды величин, изучаемые в начальном курсе математике……………....13
Вывод……………………………………………………………………………..24
Глава 2. Изучение величин в начальном курсе математики………………….26
2.1. Содержательный анализ учебников математики в начальных классах
на тему «величины»……………………………………………………………..26
2.2. Комплекс заданий для младших школьников по теории «величины»…..33
Вывод……………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………..…………………………………
Несомненно, изучение различного рода величин является неотъемлемой частью формирования знаний ученика начальных классов.
Во-первых, в этом периоде ученики знакомятся с понятиями непрерывные и прерывные величины, их свойствами.
Во-вторых, измерение величин позволяет сравнивать величины. Процесс сравнения зависит от рода рассматриваемых величин: для длин он один, для площадей другой, для масс - третий и т.д., в результате измерения величина получается определенное численное значение при выбранной единице.
В-третьих, в начальной школе рассматриваются скалярные величины, причем такие, численные значения которых положительны, то есть положительные скалярные величины.
Глава 2. Изучение величин в начальном курсе математики
2.1.
Содержательный анализ
В программах развивающего обучения предусмотрено рассмотрение основных величин, их свойств и отношений между ними с тем, чтобы показать, что числа, их свойства и действия, производимые над ними, выступают в качестве частных случаев уже известных общих закономерностей величин. Структура данного курса математики определяется рассмотрением последовательности понятий: величина → число.
Н. Б. Истомина, автор одной из программ, выделила 8 этапов изучения величин:
Понятие величины в учебниках начального курса математики не определяется, то есть дается без определения. Понятие величины раскрывается на конкретных примерах и основывается на практическом опыте ребенка. Величины в начальном курсе математики рассматривают как свойство предметов или явлений, проявляющееся в результате сравнения. Особенно явно это проявляется в альтернативных программах В.В.Давыдова, Л.Г. Петерсон. Рассмотрим, как трактуется понятие величина в учебниках Л. Г. Петерсон.
Изучение величин в первом классе начинается с изучения отрезка и его частей (урок №1, часть 2). На этом этапе дети учатся правильно измерять отрезки, чертить отрезки заданной длины, то есть приобретают измерительные умения. На следующем этапе изучается тема «Длина» (урок № 1, часть 3). Здесь дети измеряют отрезки с помощью различных мерок, детям предлагаются некоторые сведения из истории единиц измерения длины, вводится первая единица измерения длины - сантиметр. Далее предлагается узнать длину данных отрезков с помощью линейки и выразить полученный результат в сантиметрах. На следующем этапе дети приступают к сравнению отрезков (урок №2, часть 3)8.
Следующая величина, изучаемая в первом классе – масса (урок №4, часть 3). На этом этапе дети выражают массу предметов с помощью различных мерок, затем знакомятся с единицей измерения массы - килограммом.
Затем изучается объем (урок №6, часть 3). Дети знакомятся с единицей измерения объема - литром. Литр - мера емкости, равная 1000 куб. сантиметров и вмещающая 1 кг воды. Далее изучаются свойства величин (урок № 8, часть 3). Здесь систематизируются знания детей о свойстве величин: «больше», «меньше», «равно». Так же предлагается задание на различение понятий: объем и масса (урок № 8, задание 9 «Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?»).
На следующем этапе учащиеся изучают новую единицу измерения длины - дециметр (урок № 29, часть 3). Здесь дети узнают соотношение между двумя изученными единицами длины: сантиметром и дециметром.
Далее дети изучают метр (урок №15, часть 4), соотношение изученных единиц длины: сантиметр, дециметр, метр. Учатся выражать численные значения величин в различных единицах измерения, например, вырази в дециметрах: 6м 800см, 9м 400см (урок № 15, часть 4, задание 6). Учатся выражать численные значения длины, выраженные в единицах одного наименования, значениями, выраженными в единицах двух наименований, и наоборот. Например, «Вырази в дециметрах»: 7м 2дм, 5м 9дм, 4м 3дм, 1м 6дм (урок №16, часть 4, задание 1). Или, вырази в метрах и дециметрах: 38дм, 66дм, 79дм, 57дм (урок №16, часть 4, задание 2).
Изучение величин во втором классе начинается с изучения площади фигур (урок №19, часть 1). Наблюдения над площадью фигур проводилось на более раннем этапе - в первом классе. Например, «Найди равные фигуры» (урок №19, часть 2), «В какой из фигур клеток больше? Почему?» (урок № 26, часть 4). На данном этапе дети измеряют площадь фигуры различными мерками, сравнивают численные значения площадей фигур, измеренных разными мерками. На следующем уроке (урок №20) дети знакомятся с единицами измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и с соотношениями между ними. Знакомство с единицами измерения площади происходит аналогично знакомству с единицами измерения длины. Затем изучается площадь прямоугольника (урок № 25, часть 1). Здесь дети узнают формулу нахождения площади прямоугольника.
На следующем этапе изучаются новые единицы измерения длины - миллиметр и километр (соответственно, урок №30, часть 2). Здесь дети выясняют, для чего используют такую мелкую (крупную) мерку. Выполняют упражнения на соотношение единиц длины, переводят мелкие единицы в более крупные и наоборот. Далее дети изучают новые единицы измерения объема; кубический сантиметр и кубический дециметр, узнают их соотношения. Выясняют, что измерять объем можно у некоторых геометрических фигур, также узнают, что один кубический дециметр равен одному литру.
Изучение величин в третьем классе начинается с изучения времени (урок №1, часть 1). Здесь изучаются меры времени, даются исторические сведения о возникновении единиц изменения времени, а также изучается календарь. Здесь же предлагаются задания на соотношение единиц измерения времени: год, месяц, день. На втором уроке (урок №2) учащиеся приступают к изучению недели. На следующем уроке (урок №3) изучается таблица мер времени, изучаются такие единицы измерения времени как, час, минута, секунда и их соотношения между собой. На четвертом уроке по данной теме (урок №4) изучаются часы. Здесь дети знакомятся с часовыми стрелками и их назначением, учатся определять время по часам. Пятый урок посвящен сравнению, сложению и вычитанию единиц времени. Здесь обобщаются и систематизируются знания детей: соотношений между единицами времени. Дети учатся выполнять арифметические действия с численным значением времени.
Так же как и площадь прямоугольника, дети изучают объем прямоугольного параллелепипеда (урок №14, часть 1). На этом уроке дети узнают, что такое параллелепипед, его измерений (длина, ширина, высота) и формулу вычисления его объема при помощи его измерений. На следующем этапе дети учатся находить площадь фигуры с помощью палетки. Сначала учащиеся учатся выделять целые клетки и записывать результат двойным неравенством (урок №17, часть 2) здесь термин палетка не вводятся. Далее изучается примерное вычисление площади (урок №19, часть 2). Здесь вводится термин палетка и алгоритм вычисления площади при помощи палетки9.
На следующем этапе дети изучают площадь прямоугольного треугольника (урок №30, часть 2). Здесь учащиеся узнают, что такое прямоугольный треугольник; катеты, гипотенуза, формулу вычисления площади прямоугольного треугольника. В дальнейшем дети узнают новые единицы измерения площади: акр и гектар (урок №36, часть 3). На этой теме заканчивается изучение величин в начальной школе.
В рассмотренной программе уделяется большое внимание формированию у учащихся понятия величин и их измерения. Просматривается связь данной темы с жизнью, например, практическая деятельность при изучении темы «Метр» (урок №15, часть 4, класс 1):
а) «измерь метром длину и ширину класса, классной доски, ширину двери, окна»;
б) «отмерь два шнура длиной 2м и 3м. Какой шнур длиннее и на сколько?»;
в) «измерь метром длину и ширину своей комнаты»).
Также просматривается связь данной темы с другими разделами курса математики, например, при изучении темы «Двойные неравенства» для введения понятия двойные неравенства используются знания детей такой величины, как масса (урок №4, часть 2, класс 3).
Таким образом, данная программа обеспечивает связь математики с жизнью, то есть введение любой величины опирается на жизненный опыт детей. Предложенная программа направлена не только на нормирование математических знаний, умений и навыков, но и на общее развитие детей. Примером этого являются исторические справки о величинах, единицах их измерения, справки из истории возникновения величин и необходимости их измерения.
В настоящее время в начальной школе представлены системы образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными, такими как Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Б. Истомина.
М.И. Моро во 2 классе предлагает следующие задания:
1) Определите массу каждого животного в килограммах, напиши выражения и их значения:
Покажи расположение животных в порядке возрастания массы.
2) Масса поросенка – 8 кг. Уравновесь весы, используя только две гири из этого набора: 1 кг, 2 кг, 5 кг, 10 кг.
3) Прочтите условие задачи: В ведре 7 л. воды, в бетоне – 3 л. В пустую ванну вылили воду из ведра и бидона. Какой вопрос подходит к условию задачи.
4) Бочка вмещает 2 л. воды, а бидон – 5 л. Как с их помощью залить в бак 3 л, 4 л, 9 л, 10 л, 12 л?
5) Расположи по порядку, используя стрелки: Неделя Год Сутки Месяц.
6) Света ездила на экскурсию. Выехала из дома в 6 ч утра и вернулась домой в 9 ч вечера. Сколько времени она отсутствовала дома?
7) В кукольном
театре утренние спектакли
8) Заполни
пропуски так, чтобы получились
верные равенства или
Таким образом, одна из задач в начальной школе при изучении величин - это формирование практических навыков.
Если сравнить учебники по методике Л.Г. Петерсон и по программе традиционного обучения М.И. Моро, можно сделать следующие выводы.
Сходство заключается в том, что величины изучаются по обеим программам. Отличия, в свою очередь, состоят в следующем:
1) по традиционной
программе большее внимание
2) по программе развивающего обучения Л.Г. Петерсон изучение площади фигуры начинается во втором классе; в традиционной программе во втором классе изучаются единицы времени: час и минута;
3) в учебниках
по программе развивающего
2.2.
Комплекс заданий для младших
школьников по теории «
Рассмотрим упражнения, которые можно использовать при изучении темы «Величина и ее измерение» в начальных классах. В процессе выполнения подобных заданий происходит развитие учащихся. Оно во многом зависит от той деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит.
Длина:
1. Учащимся предлагается измерить отрезок тремя разными мерками. Для этого каждому ученику выдаются листочки, на которых начерчены три одинаковых отрезка (собственно А, В, С) и мерки (1 см, 2 см, 3 см). Пусть длина предложенных отрезков будет 6 см. Ученики, измеряют отрезок А меркой 1 см, отрезок. В – 2 см, отрезок С - 3 см. Получив, что отрезок А=6 мерок, отрезок В=3 мерки, отрезок С=2 мерки, учитель задает вопрос: почему, измеряя три одинаковых отрезка, получаем разное численное значение. Ученики выясняют, что это произошло потому, что они при измерении использовали разные мерки. В процессе этой работы учащиеся приходят к выводу, что для изменения нужно использовать одинаковую мерку. На этом уроке можно ввести единицу измерения длины – сантиметр. Вопросы, которые целесообразно задавать: