Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 18:42, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть возможности использования теории величин в начальном курсе математики.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
изучить основы теории величин;
провести содержательный анализ учебников математики для начальных классов на тему «величины»;
разработать комплекс заданий для изучения величин младшими школьниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы теории величин………………………………………………...5
1.1. История возникновения теории величин. Измерение величин, история развитие метрологии…………………………………...........................................5
1.2. Виды величин, изучаемые в начальном курсе математике……………....13
Вывод……………………………………………………………………………..24
Глава 2. Изучение величин в начальном курсе математики………………….26
2.1. Содержательный анализ учебников математики в начальных классах
на тему «величины»……………………………………………………………..26
2.2. Комплекс заданий для младших школьников по теории «величины»…..33
Вывод……………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………..…………………………………
Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания - одно из важных условий построения развивающего обучения. Постановка проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе является хорошей основой для формирования и развития логических приемов мышления12.
Вывод
Таким образом, программы развивающего обучения предусматривают знакомство детей с основными величинами, а также их свойствами и отношениями между ними. Причём процесс обучения предполагает рассмотрение их как частных случаев уже известных общих закономерностей величин. Данный курс строится на следующей последовательности: величина→ число.
Изучение величин в первом классе начинается с изучения отрезка и его частей, массы, длины. Во втором классе курс обучения предусматривает изучение площади различных фигур, единиц измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, знакомству с единицами измерения площади. На следующем этапе изучаются новые единицы измерения длины - миллиметр и километр Изучение величин в третьем классе начинается с изучения времени. В данном курсе изучаются меры времени, даются исторические сведения о возникновении единиц изменения времени, а также изучается календарь. Также программа третьего класса знакомит детей с таблицей мер времени, с часовыми стрелками и их назначением. Также в третьем классе происходит расширение знаний фигурах. Дети изучают объем прямоугольного параллелепипеда, прямоугольного треугольника. В дальнейшем дети узнают новые единицы измерения площади: акр и гектар.
В рассмотренной программе уделяется большое внимание формированию у учащихся понятия величин и их измерения. Просматривается связь данной темы с жизнью, а это имеет большое значении в формировании фундаментальных понятий величин.
Подводя итог, следует отметить, что в начальных классах используются следующие категории упражнений при изучении темы «Величина и её измерение»: длина, площадь, масса, время и объем. В процессе обучения, решения вышеизложенных задач, дети приобретают новые навыки, необходимые для формирования базовых знаний, а также для расширения кругозора учащегося.
В процессе выполнения подобных заданий происходит развитие учащихся, которое во многом зависит от деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения.
Подводя итог, можно отметить, что основной задачей в начальной школе при изучении величин является формирование практических навыков у школьников.
Заключение
Таким образом, величина - это особое свойство реальных объектов или явлений, особенность которых заключается в том, что это свойство можно измерить, то есть назвать количество величины, которое по-разному выражает одно и тоже свойство объектов.
В начальной школе изучаются длина, площадь, масса, они обладают рядом свойств:
1) Любые две величины одного рода сравнимы: они либо равны, либо одна меньше (больше) другой.
2) Величины одного рода можно складывать, в результате сложения получится величина того же рода.
3) Величину умножают на действительное число, получая в результате величину того же рода.
4) Величины данного рода вычитают, определяя разность величин через сумму. Разностью величин а и b называется такая величина с, что а=b+c.
5) Величины
одного рода делят, определяя
частное через произведение
6) Отношение
«меньше» для однородных
Библиографический список
16. Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких Моя математика (1 класс, 3ч.).- М.: Баласс, 2008.
1 История математики. / Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: Наука, 2007. С. 55-58.
2 История математики. / Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: Наука, 2007. С. 60-62.
3 История математики. / Под ред. А.П. Юшкевича. – М.: Наука, 2007. С. 77-80.
4 Бабайцева В.В. Обучение математике. – М.: Перспектива, 2011. С. 60-63.
5 Математика в начальных классах: теория и практика обучения. / Под ред. М. С. Соловейчик. – М., 2008. С. 92-95.
6 Никитина Е.И. Математика. – М.: ИНФРА, 2010. С. 102-104.
7 Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: ЛОГОС, 2009. С. 9.
8 Петерсон Л.Г. Математика (учебники для 1-3 классов начальной школы). - М.: Юрайт, 2011. С. 33-35.
9 Петерсон Л.Г. Математика (учебники для 1-3 классов начальной школы). - М.: Юрайт, 2011. С. 41-43.
10 Моро М.И. Математика (учебники для 1-4 классов начальной школы). - М.: Просвещение, 2010. С. 44-48.
11 Петерсон Л.Г. Математика (учебники для 1-3 классов начальной школы). - М.: Юрайт, 2011. С. 50-54.
12 Моро М.И. Математика (учебники для 1-4 классов начальной школы). - М.: Просвещение, 2010. С. 62-65.