Влияние дидактических игр на развитие речи детей в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
В самых различных системах обучения, игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Содержание работы

Введение 3стр.
Значение и виды дидактических игр. 4стр.
Понятие дидактической игры и ее основные составляющие. 7стр.
Виды речевых дидактических игр и их влияние на развитие речи ребенка. 9стр.
Влияние и использование игр в процессе развитие звуковой культуры речи. 11стр.
Использование игр в процессе формирование словаря и формирования грамматического и лексического строй речи 12стр.
Игры, способствующие формированию связной речи. 13стр.
Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста 14стр.
Руководство дидактическими играми. 16стр.
Организация и проведение дидактических игр. 17стр.
Заключение 18стр.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсовик последний.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

обучения.

Воспитательно-обучающее  значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении  интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто  используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр:

подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[5,с.19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие дидактической  игры и ее основные составляющие.

Дидактическая игра - это  разновидность обучающих игр. Она, как правило, содержит конкретную цель и предполагает конечный результат.

Дидактическая игра является игровым методом обучения, формой обучения, самостоятельной игровой  деятельностью и средством всестороннего  воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как  игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. Ведущая роль принадлежит воспитателю, используются разнообразные игровые приемы, игровая ситуация, элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактическая игра как  форма обучения детей содержит два  начала: учебное (познавательное) и  игровое (занимательное ). Воспитатель  одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как  самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к  игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Одним из составных элементов  дидактической игры являются правила игры. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль. Правила организуют познавательную деятельность детей: рассмотреть, подумать, сравнить. Правила игры всегда направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитательное воздействие.

Соблюдение правил в  ходе игры вызывает необходимость в  проявлении усилий овладения способами общения в игре и вне игры, и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопление добрых эмоций.

В дидактической игре действующими лицами являются и педагог  и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие  возможности для проявления инициативы, обогащения замысла возникновения со стороны детей вопросов, предложений.

Особенностью дидактической  игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической  задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, игровых заданий.

Заканчивая игру, воспитатель должен поддержать интерес к дальнейшей игре создать радостную перспективу ожидания.[3,с.42]

Таким образом, дидактические  игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков, стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

Помня слова А. С. Макаренко  о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому воспитателю  необходимо научится умело использовать игру. Главное для каждого воспитателя, чтобы игра приносила пользу на занятии и вне его: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к обучению связной речи, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы дети за время игры получили максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые воспитателем, делают процесс более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Виды речевых  дидактических игр и их влияние  на развитие речи ребенка.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и  выразительно является одним необходимых  условий полноценного развития личности ребенка.

Выявлено, что между  речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под  влиянием развития речи. Поэтому каждый педагог должен понимать, как полезно организовывать с детьми специальные дидактические игры, в которых ребенок получал возможность поиграть со словом, поэкспериментировать с ним.

Существуют:

1.Словесные игры,

2.Игры с практическим  материалом (картинками, игрушками)

3.Настольно - печатные  игры

В словесной дидактической  игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей.

Словесные игры для детей  младшего и среднего дошкольного  возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление  словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в  пространстве.

В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.[29,с.33]

Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно - исследовательским рефлексом, названным И.П. Павловым «рефлексом что такое?», т.е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети задают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Откуда? Как?» и др. Это врожденная сторона самостоятельности мышления. Развитие второй стороны этого качества мышления, а именно самому найти ответ на вопрос.

Классификация речевых  дидактических игр:

  1. Развитие словаря
  2. Формирования грамматического строя речи
  3. Воспитание звуковой культуры речи. Развития связанной речи.

Игры можно подразделить по следующим направлениям работы:

Игры на активизацию  словаря и развитие связной речи: «Выполни команду», «Угадай игрушку», «Что за предмет», «Скажи какой», «Закончи предложение», «Разложи картинки» и др.[Приложение]

Игры на усвоение категорий  рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов: «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Почтальон принес открытки», «Прятки», «Что изменилось?», «Подбираем рифмы» , «Где я был», «Узнай по звуку» и др. [Приложение]

Игры на словообразование: «Угадай - ка», «Страшный зверь», «Поручения», «Магазин посуды», «Что для чего», «Чаепитие», «Мишка - музыкант», «Киоск открыток». [Приложение]

Игры на развитие понимания  смысловой стороны слова: «Почему так называют?», «Что мы делали....», «Найди ручку», «Расскажи про ручку», «Какая, какой, какое?», «Почему так называют», «Подбери другие слова», «Кто больше вспомнит?», «Разные слова», «Найди противоположное по смыслу слово», «Это правда или нет?», «Назови одним словом», «Путаница» и т. д. [Приложение]

Игры, игровые задания, упражнения на ознакомление с художественной литературой: «На выставке», «Играем  со сказкой», «Нарисуем картину словами», «Придумай сказку», «Загадка», «На  что похоже?» и т. д. [Приложение]

Игры, игровые задания, упражнения на формирование образной речи: «Подбери сравнения», «Кто внимательнее», «Я начну а вы продолжите», «Угадай, о ком я скажу», «Объясни и покажи», «Скажи по - другому», «О чем говорит  пословица», «Литературная викторина». [Приложение]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Влияние и  использование игр в процессе  развитие звуковой культуры речи.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетический, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т. п.).

Дошкольник действует  с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово  с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, передавать словесно все увиденное и пережитое.

Овладение ребенком речью  связано с его повышенным интересом  к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в предшкольном возрасте.

В специальных речевых  дидактических играх ребенка  учат вслушиваться в звуки, из которых  состоят слова, различать их, вычленять  из слова, анализировать звуковой и  состав, «слышать» ударение. Происходит ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умения «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги, которое помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

Через игру происходит освоение умения ориентироваться в звуковой стороне слова, что готовит ребенка  к усвоению грамоты, письменной речи. Ведь, «от того, как ребенку будет  открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка- грамматики и связанной с ней орфографии»,- подчеркивал Д. Б. Эльконин.[32,с.61]

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с младших групп. При выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх малышей приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).

Применяются разнообразные  приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    1. образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
  1. краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  2. утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой                детьми части слова);
  3. образное называние звука или звукосочетания;
  4. хоровые и индивидуальные повторения;
  5. обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  6. индивидуальная мотивировка задания;
  7. совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  8. оценка ответа или действия и исправления;
  9. образная физкультурная пауза;
  10. показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.[19,с.41]

Информация о работе Влияние дидактических игр на развитие речи детей в детском саду