Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
В самых различных системах обучения, игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Введение 3стр.
Значение и виды дидактических игр. 4стр.
Понятие дидактической игры и ее основные составляющие. 7стр.
Виды речевых дидактических игр и их влияние на развитие речи ребенка. 9стр.
Влияние и использование игр в процессе развитие звуковой культуры речи. 11стр.
Использование игр в процессе формирование словаря и формирования грамматического и лексического строй речи 12стр.
Игры, способствующие формированию связной речи. 13стр.
Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста 14стр.
Руководство дидактическими играми. 16стр.
Организация и проведение дидактических игр. 17стр.
Заключение 18стр.
Литература.
10. Организация и проведение дидактических игр.
Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
- Актуальность дидактического
материала собственно
- Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.
- Соревновательность
создает у учащегося или
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми,
выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
- каждая игра должна содержать элемент новизны.
- нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
- игра — не урок.
Игровой прием, включающий
- это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
- эмоциональное состояние
учителя должно
- игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта. [14,с. 10]
11.Заключение
Дошкольное детство - уникальный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы будущего развития человека. Все участники учебно - воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении должны чётко представлять себе все стороны и условия, способствующие этому воспитанию, так как именно воспитание является главным в учебно - воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Нет наверно, ни одного педагога, который не задумывался над тем, почему многие школьники плохо учатся, имеют низкую успеваемость. Одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является не сформированность у детей знаний в дошкольном возрасте. Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда осуществляется под чётким руководством педагога (то есть при создании определённых педагогических условий) и в интересной для ребёнка деятельности.
Одной из важнейших составных сторон воспитания личности является умственное воспитание.
Проблема умственного воспитания исследовалась многими отечественными (Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, JI.A. Венгер и др) и зарубежными (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.) учёными которые и определили дошкольное детство как период оптимальный для умственного воспитания детей.
Современные исследователи, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, JI.A. Венгер и др., отмечают, что умственное воспитание занимает ведущее место в дошкольном образовательном учреждении. Основной функцией умственного воспитания детей первых лет жизни является формирование познавательной деятельности, то есть такой деятельности в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками, но самое главное он познаёт окружающий мир в ведущей деятельности - игре, а именно в дидактических играх. [9,с. 21]
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на
процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в
игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. [6,с. 39]
12.Литература.
1.Аветисян Л. Природа
и умственное воспитание
2.Аветисян Л. Природа
и умственное воспитание
3.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Знание, 1999. - 255 с.
4.Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.: Знание, 1999. – 255с.
5.Артёмова JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М: Просвещение, 1992. - 95 с.
6.Богуславская З.М., Смирнова
Е.О. Развивающие игры для
7.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
8.Болотина Л.Р., Комарова
Т.С., Баранов С.П. Дошкольная
9.Венгер Л.А., Пилюгин
Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание
10.Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. / Под редакцией Н.М. Аскариной. - М., 1960.
11.Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - Санкт-Петербург, 1995.
12.Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. - М., 1997.-95 с.
13.Закон РФ об образовании (1992) - М., 1992.
14. «Изучение игровой
деятельности детей
15.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / Учеб. пособ. для студ. сред. пед. уч. зав. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
16.Крупская Н.К.
17. Логинова В.И. Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
18.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. вузов - М.: Просвещение, 2001,
19.Новаторцева Развитие речи детей. - Ярославль, 1997 - 240 с.
20. Оконь В. “Введение
в общую дидактику” Пер. С.
21. Программа «Развитие» - М., 1994.
22.Программа обучения и воспитания в детском саду. \ Под ред. М.А. Васильева. -М.: Просвещение, 1987.
23.Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. - М., 1995.
24.Радуга: Программа воспитания и обучение детей от 3 до 7 лет / Т. А. Доронова, В. А. Гербова и др. - М., 1997.
25.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Уч. пособие. - М.: Владос, 1996.
26.Российская педагогическая энциклопедия - М., 1993.
27.Селиверстов Е.И. Речевые игры с детьми - М., 1994.
28.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1989.
29.Смоленцева А.А. Сюжетно-
30.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1953. – т.1.
31.Чего на свете не бывает? \ Под ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаевой. - М., 1991.
32.Эльконин Д.Б. психология игры. – М.: Педагогика, 1979.
ПРИЛОЖЕНИЕ
“Угадай игрушку”
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает
ребенку 3--4 игрушки, он называет их. Надо
сразу научить правильно
“Скажи какой”
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. -- “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. -- “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”).
“Про кого я говорю”
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.
“Исправь ошибку”
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
“Разложи картинки”
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных , формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Воспитатель показывает
ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо
сразу научить правильно
Предложить ребенку описать одну из игрушек.
“Прятки”
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
Информация о работе Влияние дидактических игр на развитие речи детей в детском саду