Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
В самых различных системах обучения, игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Введение 3стр.
Значение и виды дидактических игр. 4стр.
Понятие дидактической игры и ее основные составляющие. 7стр.
Виды речевых дидактических игр и их влияние на развитие речи ребенка. 9стр.
Влияние и использование игр в процессе развитие звуковой культуры речи. 11стр.
Использование игр в процессе формирование словаря и формирования грамматического и лексического строй речи 12стр.
Игры, способствующие формированию связной речи. 13стр.
Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста 14стр.
Руководство дидактическими играми. 16стр.
Организация и проведение дидактических игр. 17стр.
Заключение 18стр.
Литература.
“Козлята и зайчик”
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала важно вспомнить сказку “Козлятки и волк”. Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: “Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... (“Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик”). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)”.
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ “Как у Гали улетели шары”, или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется “Как Мишка учился на лыжах кататься”. Основная линия сюжета намечается взрослым: “Гале подарили... (воздушные шары). Они были... (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла... (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул... (сильный ветер). Галя не удержала... (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал... (ее друг). Он спросил: “Ты что плачешь?”. Галя ответила: “Беда случилась, шары улетели”. Мальчик успокоил Галю и сказал: “Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу”.
Для поддержания интереса
к играм-инсценировкам можно
«На выставке»
Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.
Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
«Загадка»
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.
У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
Вариант игры
Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
«Кто внимательнее»
Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.
Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.
Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
«Объясни, покажи»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задает вопросы типа: что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
«Скажи по-другому»
Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
— Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
«О чем говорит пословица»
После беседы о значении какой-нибудь пословицы взрослый предлагает детям придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек—волк»; «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»; «Кто зря сердит, у того голова болит»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не наносит» и др.
Информация о работе Влияние дидактических игр на развитие речи детей в детском саду