Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

Положительное влияние примера  и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны  и последовательны. Только дружные  и согласованные действия дают необходимый  педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким  делам, радостям и печалям. Дети уважают  тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо  оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских  отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом.

Педагогический такт - это  хорошо развитое чувство меры в обращении  с детьми.

Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к  чувствам и сознанию детей, выбрать  эффективные воспитательные меры воздействия  на их личность, учитывая возрастные и  индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и  строгости, знание действительных мотивов  поступков детей, верное соотношение  требовательности с уважением к  достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно  связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении  к людям. Вначале он проявляется  как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой  вести себя тактично.

   В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто  возникают там, где общая жизнь  семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки  старого быта, сохранившиеся в  некоторых семьях: неправильное отношение  к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в  семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

    Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

      Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в  этих семьях строятся на любви и  уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные  семьи. 

 Для них характерна  идейная убежденность, ответственное  отношение к производственным  обязанностям, но отсутствуют уважение  между членами семьи, духовная  близость.

3 тип. Неблагополучные  семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи, в которых нет  одного из родителей. Такая семья  может быть благополучной, если для  нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия  нарушаются.

Условия правильного семейного  воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ  вещей, приобретательство, организация  жизни и деятельности детей в  семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного  чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного  воспитания является внимание родителей  только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей  в работах по самообслуживанию.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного  воспитания, счастливого детства  является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко  реагируют на любовь и ласку, остро  переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности  за формирование детской личности.

Важным условием воспитания детей в семье является авторитет  родителей. Здесь авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей  основанное на уважении и любви к  родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к  родителям и уважение к ним, признание  их авторитета далеко не всегда совпадают.

Без авторитета нельзя воспитать  ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье  закреплялись навыки и привычки правильного  поведения, которые формируются  у ребенка в школе. Единые согласованные  требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог  и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — для  окружающих, другой — для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного  возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и  не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что  осуждают других. Разрушает авторитет  родителей и уверенность, что  дети не имеют права критиковать  их поступки, их указания не обсуждаются  и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. В действительности авторитет  отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое  поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения  школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается  роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние  семьи не только не снижается, но и  возрастает.

Особого внимания семьи требуют  эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного  отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей  нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему  помощь в налаживании отношений  с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере-живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность  делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства  ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно  разберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время  нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных  со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать  ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним  из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих  требований, по мере взросления ребенка  будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в  обращении с ним вызывают встречное  расположение, стремление выполнять  требования старших.

Бывает, что при выборе методов поощрения и наказания  родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают  в причины того или иного поступка. Нередко они наказывают детей  в пылу раздражения, необъективно, без  учета тех обстоятельств, в которых  был совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотношений  между родителями и детьми.

Педагоги выделяют три  основных стиля взаимоотношений  родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к  детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и  детей, учет прав, потребностей и интересов  каждого из участников взаимоотношений.

Потребность в общении  — первая социальная потребность  ребенка. Общение взрослых и детей  всегда происходит на эмоциональной  основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым  к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами  семьи, тем богаче его личность.

К сожалению, современный  напряженный темп жизни, изменение  условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все  более формальным не только между  знакомыми и соседями, но и между  родными внутри семьи. Беседы со школьниками  подтверждают, что их потребность  во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и  достаточно продолжительного общения  с детьми — необходимое условие  их воспитания в любом возрасте.

Однако с течением времени  изменяется содержание общения —  то, что ищет в нем ребенок. Младший  школьник не только стремится удовлетворить  в общении свои эмоциональные  и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей  личности, самоутвердиться, осознать себя.

Стремление родителей  поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка  полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает  у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки  зрения их гуманности: сам остро  чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет  переживать другой.

Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые  оценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность  ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит  результативность руководства детским  поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные  воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности  в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень  притязаний школьников в учебе.

Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника