Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

• использование эмоциональных средств: игра (в дошкольном, младшем школьном возрасте), отдых на природе, экскурсии, посещение музеев и театров, ситуации успеха, красота оформления, например, книги (ребенку интереснее смотреть книгу с красочными картинками, чем вообще без рисунков);

• эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности, оно осуществляется через оформление помещения, интерьера (в любой школе каждый кабинет оформлен по-своему: плакаты, модели, карты и т.п., что вызывает более серьезное отношение к данному предмету), учебника (любой книги) и даже рабочей тетради (в тетради должны быть поля и желательно красного цвета – это вызывает у ребенка стремление к красоте и аккуратности);

• побуждение ребенка высказывать свое отношение к предмету изучения (осуществляется через конкурсы, соревнования, ситуации успеха, обсуждения совместного дела и т.п.);

• выражение положительного отношения (главное здесь – это взаимодействие родителей с детьми (см. 1.3. психологический климат), очень важно поощрение родителей: поход, книга, цирк, праздник, включение в деятельность, которая интересна ребенку и т.п.).

Следует иметь в виду, что создание положительного отношения  к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется  в основном в школе; имеет громадное  значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся  работа родителей по воспитанию предпосылок  интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с  учителем.

Как воспитать сознательность, ответственное отношение к делу:

Решающую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание  ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.

Общественная направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание  – в сильной степени зависит  от родителей.

Их собственная сознательность, ответственность по отношению к  своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство  ответственности.

Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами (знания, подкрепленные практикой, жизненным  опытом, собственной заинтересованностью  намного прочнее), показ достижений стимулирует познавательную активность, желание достичь такого же уровня, стремление к самосовершенствованию. Чрезвычайно важным является побуждение высказать свое отношение к предмету, к теме, изучаемой проблеме, ответу. Тем самым обогащается эмоциональный опыт ребенка, вызывает осознание его и подкрепляет познавательный интерес.

Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения  к труду, к учению, к любому порученному  делу. Также главным элементом  является занимательность, но она не должна приводить к развлекательности. Занимательность обычно связана  с элементами неожиданности, настораживающей человека. Как правило, в занимательном привлекает элемент новизны, которая вызывает, прежде всего, реакцию удивления, а удивление можно рассматривать как первичный акт познания. Помимо этого, познавательный интерес, как всякое психическое образование, содержит в себе элементы предшествующих ступеней своего развития, следовательно, любопытство, как примитивная стадия ориентировки, вызванное занимательностью, может при известных условиях, перерасти в более высокую ступень избирательного отношения к предметам внешнего мира.

Преобладающей в познавательном процессе является интеллектуальная активность, связанная с преодолением трудностей, с волевым усилиями, направленными  на решение сложных познавательных задач.

Таким образом, занимательные  средства способствуют повышению эмоционального тонуса познавательной деятельности детей  и могут служить исходным моментом в развитии познавательных интересов.

В большинстве случаев  лучше всего действовать в  двух направлениях:

1. создать радостные отношения переживания, связанные с данным видом деятельности;

2. показать ее огромное общественное значение, ее перспективы.

Организация деятельности:

• создать положительное отношение, что вызовет желание  им заниматься. Необходимо, чтобы перед ребенком стояла какая-либо задача, которую он будет решать самостоятельно. Отсюда появляется самостоятельная деятельность;

• содействовать детям, помогать в каких-либо опытах, экспериментах;

• вовлекать детей в решение практических и познавательных задач, совместная деятельность.

Рассмотрев понятие познавательного  интереса, его сущность, способы  формирования, можно сделать вывод: познавательный интерес – это  особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором  выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств  окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой  также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата.

 

2.2.  Роль  родителей  в  формировании  познавательного   интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе

Для развития познавательного  интереса детей  необходимо:

• внести разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

• научить ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

• Развитие познавательного  интереса у младшего школьника сначала  происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем  ребенок сам начинает проявлять  интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью  педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

 

Исследование проблемы познавательного  интереса и его развития в семье  показывает, что изучение этих проблем  является актуальным и сегодня. Как  было уже отмечено, современное образование  должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого  личностного мотива, стимула к  получению образования. Поэтому  главными задачами являются: научить  школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы  и семьи.

В ходе работы мы определили, что познавательный интерес –  это особое отношение человека к  тому, что его окружает, в котором  выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств  окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой  также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата. Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Наличие познавательного  интереса у школьника делает процесс  самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка  субъектом собственной жизни  и счастья. Семейное воспитание имеет  свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов  ребенка. Специфика воспитания познавательного  интереса в семье заключается  в том, что по природе своей  семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно когда вся гамма  чувств, возникающих в семье, благотворно  влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей  – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Во-вторых, семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой есть представители  разных поколений. Следовательно, вместе существуют различные ценностные ориентации, жизненные позиции, точки зрения, убеждения, потребности, интересы. У  ребенка есть возможность сопоставлять, сравнивать, выбирать то, что его  больше привлекает, участвовать в  совместной деятельности, получать поддержку  в реализации своих интересов  и помогать другим членам семьи реализовать  их интересы.

Еще одной особенностью семейного  воспитания является то, что оно  органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок  включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую  и т.д.

Чтобы развить познавательные интересы детей родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка. Что привлекает ребенка  в разных областях жизни, в области  литературы, искусства, техники, науки, спорта и т.п. Какие интересы являются наиболее устойчивыми, длительными  и обширными. Родителям так же необходимо обратить внимание на то, чем  ребенок занимается в свободное  время, какие кружки и детские  объединения посещает, помочь ему  подобрать те виды занятий, которые  эффективно развивают его интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Педагогическое  руководство  процессом  формирования  познавательного  интереса  младшего школьника в семье.

 

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного  контакта с семьей и полного взаимопонимания  между родителями и педагогами. И  родители должны осознавать, что они  воспитывают своих детей собственным  примером. Каждая минута общения с  ребенком обогащает его, формирует  его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные  виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного  внимания к детским радостям и  огорчениям, доказываем, насколько  правы те, кто строит свое общение  с ребенком как с равным, признавая  за ним право на собственную точку  зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей. Их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное. Чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов  для родителей по развитию познавательного  интереса младшего дошкольника.

Чего нельзя делать:

•   не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они  вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как  любознательность.

•   Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.-ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

•   Сиюминутные запреты  без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

•   Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

•   Импульсивное поведение  ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также не умение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые. Считаем нарушением правил, требований. Так ли это? Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость

Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника