Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа
Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).
Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..
• использование эмоциональных средств: игра (в дошкольном, младшем школьном возрасте), отдых на природе, экскурсии, посещение музеев и театров, ситуации успеха, красота оформления, например, книги (ребенку интереснее смотреть книгу с красочными картинками, чем вообще без рисунков);
• эмоциональное подкрепление процесса познавательной деятельности, оно осуществляется через оформление помещения, интерьера (в любой школе каждый кабинет оформлен по-своему: плакаты, модели, карты и т.п., что вызывает более серьезное отношение к данному предмету), учебника (любой книги) и даже рабочей тетради (в тетради должны быть поля и желательно красного цвета – это вызывает у ребенка стремление к красоте и аккуратности);
• побуждение ребенка высказывать свое отношение к предмету изучения (осуществляется через конкурсы, соревнования, ситуации успеха, обсуждения совместного дела и т.п.);
• выражение положительного отношения (главное здесь – это взаимодействие родителей с детьми (см. 1.3. психологический климат), очень важно поощрение родителей: поход, книга, цирк, праздник, включение в деятельность, которая интересна ребенку и т.п.).
Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.
Как воспитать сознательность,
ответственное отношение к
Решающую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.
Общественная направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной степени зависит от родителей.
Их собственная сознательность, ответственность по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.
Показ практического применения
знаний в связи с жизненными планами
(знания, подкрепленные практикой, жизненным
опытом, собственной
Весь уклад жизни семьи, распределение обязанностей и требований к их выполнению закладывают основы сознательного, ответственного отношения к труду, к учению, к любому порученному делу. Также главным элементом является занимательность, но она не должна приводить к развлекательности. Занимательность обычно связана с элементами неожиданности, настораживающей человека. Как правило, в занимательном привлекает элемент новизны, которая вызывает, прежде всего, реакцию удивления, а удивление можно рассматривать как первичный акт познания. Помимо этого, познавательный интерес, как всякое психическое образование, содержит в себе элементы предшествующих ступеней своего развития, следовательно, любопытство, как примитивная стадия ориентировки, вызванное занимательностью, может при известных условиях, перерасти в более высокую ступень избирательного отношения к предметам внешнего мира.
Преобладающей в познавательном процессе является интеллектуальная активность, связанная с преодолением трудностей, с волевым усилиями, направленными на решение сложных познавательных задач.
Таким образом, занимательные средства способствуют повышению эмоционального тонуса познавательной деятельности детей и могут служить исходным моментом в развитии познавательных интересов.
В большинстве случаев лучше всего действовать в двух направлениях:
1. создать радостные отношения переживания, связанные с данным видом деятельности;
2. показать ее огромное общественное значение, ее перспективы.
Организация деятельности:
• создать положительное отношение, что вызовет желание им заниматься. Необходимо, чтобы перед ребенком стояла какая-либо задача, которую он будет решать самостоятельно. Отсюда появляется самостоятельная деятельность;
• содействовать детям, помогать в каких-либо опытах, экспериментах;
• вовлекать детей в решение практических и познавательных задач, совместная деятельность.
Рассмотрев понятие
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса.
Вывод по главе
Для развития познавательного интереса детей необходимо:
• внести разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;
• научить ребенка находить необходимую информацию. Ребенок задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим знаниям. Так вы создадите условия для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем он справится без вашей помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность ребенка, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Важно помнить!
• Развитие познавательного интереса у младшего школьника сначала происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем ребенок сам начинает проявлять интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.
• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению материала. Поэтому надо реально смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.
Исследование проблемы познавательного интереса и его развития в семье показывает, что изучение этих проблем является актуальным и сегодня. Как было уже отмечено, современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Поэтому главными задачами являются: научить школьников учиться и хотеть учиться, развивать у них познавательный интерес и повысить его уровень. Для чего необходима не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.
В ходе работы мы определили,
что познавательный интерес –
это особое отношение человека к
тому, что его окружает, в котором
выражено его стремление к всестороннему,
глубокому изучению существенных свойств
окружающей действительности. Познавательный
интерес с точки зрения психологии
и физиологии представляет собой
также сложное взаимодействие интеллектуальных,
волевых и эмоциональных
Наличие познавательного
интереса у школьника делает процесс
самоопределения более
Во-вторых, семья представляет
собой разновозрастную
Еще одной особенностью семейного
воспитания является то, что оно
органично сливается со всей жизнедеятельностью
растущего человека: в семье ребенок
включается во все жизненно важные
виды деятельности – интеллектуально-
Чтобы развить познавательные интересы детей родителям необходимо все время изучать изменения, происходящие с личностью ребенка, обращать внимание на то, какие виды деятельности, события, люди интересуют ребенка. Что привлекает ребенка в разных областях жизни, в области литературы, искусства, техники, науки, спорта и т.п. Какие интересы являются наиболее устойчивыми, длительными и обширными. Родителям так же необходимо обратить внимание на то, чем ребенок занимается в свободное время, какие кружки и детские объединения посещает, помочь ему подобрать те виды занятий, которые эффективно развивают его интересы.
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье.
Известно, что ни одну воспитательную
или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного
контакта с семьей и полного взаимопонимания
между родителями и педагогами. И
родители должны осознавать, что они
воспитывают своих детей
В индивидуальных беседах, консультациях,
на родительских собраниях, через различные
виды наглядной агитации мы убеждаем
родителей в необходимости
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное. Чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию познавательного интереса младшего дошкольника.
Чего нельзя делать:
• не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.-ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
• Импульсивное поведение
ребенка в сочетании с
Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника