Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 83.46 Кб (Скачать файл)

Однако парадокс заключается  в том, что эта изначально позитивная для ребенка гамма чувств может  стать как позитивным, так и  негативным фактором воспитания. Здесь  важна мера проявления чувств. Если в семье нет гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной  атмосферы, эмоционально отрицательных  проявлений в отношении к нему, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется. В данном случае нельзя говорить о благополучной  семье. А традиционно, хорошая семья  – это такая семья, в которой  всем ее членам хорошо. В основе чего лежит психологический климат семьи.

Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры, а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

 В последнее время  возрастает количество неполных  семей. В целом ряде исследований  делается попытка показать, какое  влияние оказывает «неполнота»  семьи на развитие личности  ребенка, на развитие его эмоционально-волевой,  познавательной, нравственной сферы,  как в будущем сказывается на выбор профессии.

Таким образом полная семья для воспитания ребенка – великое и трудно заменимое преимущество. Поэтому семья никогда не должна превращаться в неполную по легкомыслию, из-за поверхностных «других интересов», эгоизма и тому подобных причин, которые, как правило, означают лишь инфантильность и незрелость характера. В полных семьях реализуется специфика семейного воспитания. Дети вырастают, как правило, воспитанными, целеустремленными, образованными, всесторонне развитыми.

Для развития познавательного  интереса детей:

• внесите разнообразие в их жизнь. Вместе с детьми посещайте  музеи, художественные выставки, театральные  представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное  влияние на развитие познавательных процессов младшего школьника: значительно  расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования;

• научите ребенка находить необходимую информацию. Ребенок  задал вопрос. Не жалейте времени, не уходите от ответа. На первых порах  найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Приобщайте его к энциклопедическим  знаниям. Так вы создадите условия  для развития у ребенка познавательных интересов, он будет стремиться к  размышлению и поиску, появится чувство  уверенности в своих силах, в  возможностях своего интеллекта. В  дальнейшем он справится без вашей  помощи. Постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных  шагов, снижаются тревожность и  необоснованное беспокойство. Тем самым  повышается познавательная и творческо-поисковая  активность ребенка, создаются необходимые  личностные и интеллектуальные предпосылки  для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Важно помнить!

• Развитие познавательного  интереса у младшего школьника сначала  происходит через посредство взрослых — родителей, учителей. В будущем  ребенок сам начинает проявлять  интерес к тому или иному предмету. То, что заложено взрослыми, постепенно дает ростки в сознании ребенка.

• Не надо забывать, что развитие учебного интереса — процесс многосторонний, он тесно взаимосвязан с личностью  педагога, его умением заинтересовать детей, творчески подойти к изложению  материала. Поэтому надо реально  смотреть на данную проблему, понимая, что дело не только в ребенке.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Познавательный интерес  младших  школьников и  условия его 

               развития.

2.1. Понятие и   пути  развития  познавательного   интереса.

           Одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности является интерес. Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Природой в ребёнке  заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети ходят учиться. В.А.Сухомлинский писал: «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающая потребность знать и стремление узнать, объяснить».

Познавательный интерес  – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно  возникают вопросы, ответы на которые  он сам постоянно и активно  ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удач. Познавательный интерес  не только положительно влияет на процесс  и результат деятельности, но и  на протекание психических процессов  – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного  интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес  – это один из важнейших для  нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под  влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика  и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника  и оказывает сильное влияние  на его развитие.

Познавательный интерес  выступает перед нами и как  сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –  «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения повышения его качества.

Познавательный интерес  направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это  всегда связано со стремлением к  цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением  и усилием.

Познавательный интерес  – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Природой в ребёнке  заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широка, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети ходят учиться. В.А.Сухомлинский писал: «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающая потребность знать и стремление узнать, объяснить».

Познавательный интерес  – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно  возникают вопросы, ответы на которые  он сам постоянно и активно  ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удач. Познавательный интерес  не только положительно влияет на процесс  и результат деятельности, но и  на протекание психических процессов  – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного  интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес  – это один из важнейших для  нас мотивов учения младших школьников. Его действие очень сильно. Под  влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная работа протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности ученика и систематической целенаправленной воспитательной деятельности становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес  выступает перед нами и как  сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –  «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю  массу хлопот и огорчений, когда  же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация  познавательной деятельности ученика  без развития его познавательного  интереса не только трудна, но практически  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую  черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения повышения  его качества.

Познавательный интерес  направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это  всегда связано со стремлением к  цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением  и усилием.

Познавательный интерес  – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют  все важнейшие проявления личности.  Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение  в обществе – важный мотив, который  определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет  свою силу.

       Существуют различные пути и способы формирования познавательного интереса: в школе одни методы, дома другие. Для формирования устойчивых интересов у детей необходимо сотрудничество семьи и школы.

Воспитание интереса в  отрыве от воспитания всей личности человека невозможно. Для формирования познавательного  интереса у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства у своих  детей. Во-первых, родители должны организовать жизнь ребенка, во-вторых, создать условия для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.

Познавательный интерес  надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение  к предметам  и деятельности.

Пути появления интереса у ребенка:

1. эмоциональное отношение к делу;

2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное  отношение к деятельности:

• роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;

• пример отца и матери, старших братьев и сестер;

• их отношение к делу;

• совместная деятельность;

• беседы о роли знаний;

• игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);

• использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, до 13 лет, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширение кругозора);

• конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);

• походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);

• экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой,  а также формируется учебно-познавательный интерес…

• советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

• друзья, товарищи (соревнования с товарищем по классу, с самим собой);

• положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности школьника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности. Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в Том числе и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов).

Создание эмоциональной  обстановки вызывает у ребенка желание  узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение  и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых  разнообразных моментов, имеющих  отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий  эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного  интереса имеет чрезвычайно большое  значение. Создание положительной обстановки познавательной деятельности в семье  должно предусматривать по меньшей  мере следующие основные условия:

Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника