Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:15, дипломная работа
Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации. Цель: разработать систему мероприятий для родителей по формированию познавательного интереса младшего школьника (тематический план работы с родителями, родительское собрание, памятки, уголок для родителей).
Введение…………………………………………………………………………………….
Глава 1. Условия успешного семейного воспитания………………………………..
1.1. Понятие семейное воспитание……………………………………………………….
1.2. Характеристика условий семейного воспитания…………………………………..
Глава 2. Познавательный интерес младших школьников и условия его развития.
2.1 Понятие и пути развития познавательного интереса………………………………….
2.2. Роль родителей в формировании познавательного интереса………………………….
Глава 3. Педагогическое руководство процессом формирования познавательного интереса младшего школьника в семье…………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………..
Что нужно делать
• поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами. Поощрять экспериментирование с ними. Формируя в детях мотив. Связанный с внутренними желаниями узнавать новое .потому что это интересно и приятно. Помогать ему в этом своим участием.
• Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно объясните, почему вы это запретили и помогите определить, что можно и как можно.
• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка. Беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности. О том, как ребенок их достиг ( он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Собрание 1. Роль семьи и школы
в формировании интереса к учению.
Интерес - это мотор жизнедеятельности.
Задачи: показать
всему родительскому коллективу значение
интереса в формировании интеллекта ребенка;
развивать у детей и родителей интерес
к совместному времяпровождению; формировать
интеллектуальную культуру взрослых и
детей.
Форма
проведения: интеллектуальный марафон,
в котором участвуют дети и родители.
Подготовительная
работа: формирование команд для участия
в интеллектуальном марафоне; подготовка
эмблем, девизов и приветствий, сувениров
и медалей для награждения; анкетирование
(см. приложение); оформление зала; сценарий
интеллектуального марафона.
Комментарии
по оформлению зала. Зал оформляется
различными высказываниями по теме собрания.
На сцене — огромное полотно с 5
олимпийскими кольцами. На полотне — надпись:
«Интеллектуальный марафон — 2008». По сторонам
полотна перечисляются фамилии участников
марафона. Высказывания могут быть использованы
следующие: «Ум - это подарок предков ко
дню рождения»; «Интерес -мотор жизнедеятельности»;
«Интеллект — визитная карточка ума».
Помимо высказываний можно поместить
фразы ребят о тех увлечениях, которые
есть у каждого из них и у некоторых семей.
^ Ход собрания
I. Вступительное
слово
Сегодня у нас необычное родительское
собрание. Мы собрались вместе, мамы и
папы, девочки и мальчики, и решили посвятить
наше собрание-марафон Его Величеству
— Интересу. По мнению известного психолога
К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство,
свою неуемную энергию с помощью интереса.
А если его нет у человека, жизнь его становится
скучной, окрашивается в грустные серые
тона, радость собственного существования
уходит.
Давайте откроем дверь в мир интереса
ребят нашего класса.
^ II. Анализ анкетирования
Анализ ответов ребят показывает, что
им очень интересна интеллектуальная
познавательная деятельность. Им интересно
учиться, познавать окружающий мир. Мы,
взрослые должны бережно и с большим пониманием
относиться ко всем вопросам ребят, вместе
с ними искать ответы на все «Почему?»
и радоваться тому, что они задают вопросы.
Не отмахивайтесь от их вопросов, не говорите,
что вам некогда, и вы ответите на все вопросы
позже. Если вы будете так поступать, наступит
тот день, когда вопросов больше не будет...
Ваш ребенок удовлетворит свой интерес
и любопытство в подворотне или у других
людей, которые найдут время в этом ему
помочь.
Будьте интересны сами своим детям, а это
может быть только в том случае, если вы
творите жизнь, а не проживаете ее.
Сегодняшний интеллектуальный марафон
— еще одна попытка сблизить ваши интересы
и интересы ваших детей, убедиться в том,
на что способны мы и наши подрастающие
дети.
^ III. Интеллектуальный
марафон.
Для участия в интеллектуальном марафоне
выбираются 2 команды из числа детей и
родителей. Команды можно формировать
как смешанные, так и отдельно детскую
и взрослую. Более интересно проходит
марафон, если команды формируются отдельно
из детей и родителей. В каждой команде
должно быть не меньше 10 - 12 человек. Помимо
команд-участниц формируются команды
болельщиков из числа взрослых и детей.
Каждая команда готовит свою эмблему,
свой девиз и свое приветствие. Они должны
соответствовать теме детско-родительского
собрания.
Задания предлагаются из различных областей
знаний и учебных предметов. Команда родителей
ставит вопросы команде учащихся, команда
учащихся — команде родителей.
Оценивает выступление команд жюри из
числа родителей и детей. Состав жюри выбирается
голосованием детей.
(Звучат фанфары,
команды выходят на сцену.) Первый ведущий.
Внимание! Внимание! Стартовая площадка
интеллектуального марафона 2006 готова!
Второй ведущий. Команды готовы! И им сейчас
даем мы слово! (Команды начинают
свое представление.)
Команда родителей «Олимпийцы» С детьми
соревнованья Нам вовсе не страшны. Выдержим
все испытанья - Ведь олимпийцы мы!
Наш девиз: «Мы стремимся к победе ума!».
Команда детей «Почемучки» Милые родители!
Вас обидеть не хотим! Но должны вы это
знать! Вам победы НЕ видать! Наш девиз:
«То, что мы сегодня здесь - всему виною
интерес!»
^ Конкурс «На старте
наука - математика» Задание родителям
1:
Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс еще полплюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол-остатка съел
И плюс еще пол плюшки.
С пустой кошелкою - увы!
Он в дом пошел уныло...
Скажите нам, родители,
Так сколько плюшек было? (7 плюшек.)
Задание
детям 1:
Лев старше дикобраза
В два с половиной раза.
По сведеньям удода
Тому назад три года.
Победим ли мы - не знаем,
Но надеемся еще.
У родителей нам выиграть
Будет, братцы, нелегко.
Но хотим в герои выйти -
Так поборемся еще! (2 раза)
Задание
родителям 4. Литературный аукцион. Каждая
команда выставляет слова. Команда-соперница
должна догадаться, из какого литературного
произведения эти слова, и назвать его
автора. Дети задают вопросы родителям.
— Хорошо, такое, кроха, плохо. (В. В. Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо».)
— Медной, Цифрой 5, он, это. (С. Я. Маршак «Почта».)
— Зеркальце, правду, скажи. (А. С. Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях».) Задание детям 4:
— Толоконный, поп, жил, был. (А. С. Пушкин «Сказ
о попе и его работнике Балде».)
— Репку, дед, большая. (Сказка «Репка».)
— Горшочек, пирожки, бабушка. (Шарль Перро «Красная
шапочка».)
^ Конкурс «Шифровальщики»
Задание
детям 5. Необходимо
прочитать зашифрованные предложения.
ВЛЕСуРаЗдАвАЛСЯ ТОпорДРОВОсЕКакоТОРыйРАбОтаЛбЕ
Задание
родителям 5:
НоКАкТЕпЕРьВеРНУТься НаЭстАКАДУКакПЕреНеСТиЭТоГо-
^ Первый ведущий
Ну, вот и закончился наш марафон.
Был и трудным, и полезным он.
Мы многое сумели, мы многое узнали,
От пораженья своего вы ничего не потеряли.
^ Второй ведущий
Родителям своим мы благодарны,
Что приняли наш вызов озорной.
Всегда сражаться с вами будем рады,
У нас настрой победный, боевой.
^ Третий ведущий
Интеллектуальная игра
Нам силу духа придала.
Вперед, за наградами надо идти,
А новые конкурсы все впереди! (Звучат фанфары.
Команды выстраиваются для награждения.
В семь раз лев старше был,
Чем дикобраз.
Учтите, дети, все и взвесьте:
Сколько же им вместе? (Вместе им 14 лет.)
Задание
родителям 2. Двое из членов вашей команды
должны стать на газетный лист так, чтобы
ни один из них не коснулся другого. Сходить
с газеты не разрешается. Решите эту задачу. (Эту задачу можно
решить, если просунуть газету под дверь.
Два человека, стоящие по разные стороны
двери, никогда не соприкоснуться друг
с другом.)
Задание
детям 2. На лугу стоят две козы. Одна
глядит на север, а другая — на юг. Могут
ли они увидеть друг друга, не поворачивая
головы?(Если они будут стоять
напротив друг друга.)
Первый ведущий. Результатами своими ребята
все довольны. Родителей надо поддержать,
не правда ли?
(Выступает команда
болельщиков — родителей. Исполнение
песни на мотив «Если с другом вышел в
путь».)
Очень хочется друзья (2 раза)
Пожелать удачи,
И победы пожелать,
Чтоб от деток не отстать —
Ну а как иначе!
Что вам трудности игры,
Если рядом с вами мы, (2раза)
Если вместе с вами мы!
В марафоне победить (2 раза)
Для детей так важно.
Но их просим уступить, (2 раза)
Мы ведь втрое старше.
Задание
родителям 3. Команда детей зачитывает
вопрос, а родители тотчас дают ответ.
— Назовите самого маленького зверя? (Землеройка, 3,5 см.)
— У какой птицы самый длинный язык? (Дятел, до 15 см.)
— Какое растение из травянистых растений
зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
— Какой зверь самый быстрый на земле? (Гепард.)
— Какая птица любит семена репейника? (Щегол.)
Задание
детям 3. Родители задают
вопросы, дети — отвечают.
— Где зимуют раки? (Под корягами в воде.)
— Какой гриб носит название хищного зверя? (Лисичка.)
— Какое дерево цветет позже всех деревьев? (Липа.)
— Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы.)
— Какую траву любят кошки? (Валериану.)
(Выступает команда
болельщиков-детей. Песня на мотив «Крылатые
качели».)
Мы сегодня здесь играем,
Мы победу очень ждем.
^ Жюри подводит итоги
марафона, награждает победителей. В подарок
команды детей-участников и детей-болельщиков
получают мягкие игрушки и медали.
Все участники марафона
расписываются на полотне, которое висит
на сцене.
Затем родители и
дети за чаем обсуждают свою игру и намечают
планы на будущее.)
IV. Подведение итогов
Литература
Веселые стихи. Сборник стихов. — М., 1999.
Фадеева Е. И. Тайны
имиджа. — М., 2002.
Филимонова Н. И. Через
занимательное - к развитию личности. -
М.,2000.
(Приложение №2)
Анкетирование родителей
Уважаемые родители!
Не забывайте о том, что прежде всего на вас лежит ответственность за воспитание и обучение ваших детей.
Конвенция о правах ребёнка, ст. 18.
Родители или в
Конституция Российской Федерации, ст. 43.
1. Каждый имеет право на образование.
4. Среднее полное образование
обязательно. Родители или
Закон РФ "Об образовании", ст.52.
1. Родители (законные представители) обучающихся обязаны обеспечить получение детьми среднего полного образования.
2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.
3. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за воспитание, получение ими среднего полного образования.
Уголовный Кодекс РФ, ст. 156.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние не соединено с жестоким обращением с несовершеннолетними, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Кодекс РФ об административных правонарушениях, ст. 5.35.
Неисполнение родителями
или иными законными
Информация о работе Влияние семьи на формирование познавательного интереса младшего школьника