Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Выше изложенное обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния детско – родительских отношении на переживание страха
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях ………..6
1.2.Особенности страхов у старших дошкольников………………12
1.3. Теоретические обоснование влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников ……… .17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско – родительских отношении на переживание страха
2.1. Этапы, методы, методики экспериментального исследования детско – родительских отношений старшего дошкольного возраста…25
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….….32
Заключение …………………………………………………………………….39
Список литературы……………….. …………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………….
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение ВПО
«Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Курсовая работа
на тему: Влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников
Заочного отделения
Дата сдачи:
Дата защиты:
Оценка:
Каменск - Уральский, 2011г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния детско – родительских отношении на переживание страха
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях ………..6
1.2.Особенности страхов у старших дошкольников………………12
1.3. Теоретические обоснование влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников ……… .17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско – родительских отношении на переживание страха
2.1. Этапы, методы, методики экспериментального исследования детско – родительских отношений старшего дошкольного возраста…25
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….39
Список литературы……………….. …………………………………………..41
Приложение……………………………………………………
Введение
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.
Одним из условий, влияющих на проявление страхов у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Выше изложенное обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Объект исследования – переживание страха у старших дошкольников
Предмет исследования – влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Гипотеза: детско - родительские отношения влияют на переживание страха у старших дошкольников.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему страхов в психологических исследованиях
2. Выявить особенности страхов у старших дошкольников
3. Обосновать влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников
4. Описать этапы, методы и методики исследования
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты опытно – экспериментального исследования
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психологической и педагогической литературы;
2.Эмпирические – эксперимент тестирование по методикам: тест «Страхи в домиках М.А. Панфилова», «Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина», «Стратегии семейного воспитания» С.Степанова.
3.Математико-статистический метод – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ №82 г. Каменске – Уральском в старшей группе 5 – 6 лет. В исследовании принимало участие 25 детей и 25 родителей.
ГЛАВА 1. Теоретически предпосылки исследования влияния детско – родительских отношения на переживания страха у старших дошкольников
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях
Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх - реальная часть нашей жизни.[2,С.10]. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно - оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [6,С.254].
Существует много определений понятия «страх». Каждый из ученных, занимающихся этой проблемой, понимал и определял его по – разному.
Фрей полагал, что страх – это сигнал или предупреждение о том, что нечто действительно ужасное вот – вот случится, поэтому вам необходимо как можно скорее что – либо предпринять, чтобы физически и психически выжить. Это можно сравнить с мощной грозой в сознании индивида.
Детский психиатр пишет Джульетта Хопинс пишет: «Страх испытывается субъектом в течение всей жизни в тех случаях, когда нам угрожает какие либо враждебные явления окружающей среды, или когда мы теряем объекты привязанности, или нас их лишают».
Захаров А.И. определяет термин «страх», как «аффективное (эмоциональное заострение) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».
По словам Игоря Вагина страх – это « крайне неприятное ощущение, будто на нас что – то давит, что – то ограничивает нашу свободу, что – то заставляет нас быть жертвой обстоятельств».
Страх по А.Адлеру имеет две стороны: с одной – означает поражение, с другой стороны – это чувство включает в себя жажду превосходства над другими. Так, пишет Адлер, будучи охвачены страхами индивидуумы бегут, ища защиту друг у друга, и таким образом пытаются обрести силу такой степени, когда они ощутят себя способными встретиться с теми опасностями, которые, по их мнению, им угрожают, и восторжествовать над ними. А. Адлер утверждает, что человек в особенности подвержен страху из – за своей естественной слабости и неполноценности.
Большинство учёных, таких как Бион, Боулби Дж, Хопкинс Д. склоны считать, что у новорожденного ребенка ещё не может быть «настоящего страха», так как он требует определенного развития мозга. Так , А.И. Захаров полагает, что чувство страха формируется только с 6 месяцев, поскольку оно продумывает определенный уровень познавательных процессов, включая способность к прогнозированию уже испытанной раннее опасности. Другой специалист по детской психологии американский учёный Д. Лэшли считает. Что дети могут испытывать страх одиночества и тревогу при появлении незнакомых лиц уже с трёхмесячного возраста. Как пишет автор « в основе страха одиночества лежит представление ребёнка о том, что «нечто» подстерегает его, и в отсутствии взрослых может напасть.
Важно отметить, что фрейдовское определение страха основывается на том жизненном факте, что дети – это беспомощные существа, которые крайне зависимы в плане выживания от родителей в течение гораздо длительного срока, чем любой другой вид животного мира. Родители уменьшают внутреннюю напряженность индивида, возникающую в результате голода, жажды, опасности, холода и т.д. Это чувство беспомощности отчетливо видно в различных рода травматических ситуациях. Травма возникает, когда организм не может контролировать своё собственное психологическое состояние и таким образом становится подавленным. Фрей считал, что в ситуации новой травмы «внутренние опасности имеют тот общий момент, что потеря или разделение является следствием прогрессирующего нарастания напряженности до такой степени, когда субъект становится неспособным справиться с возбуждением и подавлен им - вот, что характеризует состояние, которое порождает чувство беспомощности…
Полная беспомощность младенца на протяжении относительно длительного периода времени означает, что опасности внешнего мира имеют большую опасность для него, поэтому ценность объекта, который один в силах защитить его от опасностей после внутриутробной жизни, становится чрезмерно большой. Затем, при помощи этого биологического фактора, ребёнком определяются первые опасные ситуации и появляется потребность быть любимым, которую индивид испытывает в течение всей своей жизни».
Страх, кроме того, обладает важнейшей сигнальной функцией для реальных или воображаемых опасностей, предотвращая организм от подавления эмоциями. Определение страха, как «предчувствия эмоций», таким образом, подразумевает возможность того, что эмоции, которые могли быть испытаны, станут подавляющими и травмирующими.
Ларош Фуко сказал: "мы обещаем, согласно своим надеждам, а поступаем согласно страхам». Нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменения под действием страха. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражений других чувств - исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развивается удрученность, тревожность, пессимизм. Изменяется волевая сфера личности, человек становится не способным справиться со своими чувствами, контролировать их. В некоторых случаях человек настолько устает от своих страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного.
Страх уродует и мышление. Оно становится более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги, или вялым заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главные, а самовосприятие лишается ценности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность и любопытство. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности. Описанные психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию трудно переносимой социально-психологической изоляции, из которой нет лёгкого выхода, несмотря на желания быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески насыщенной жизнью. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер.
Надо сказать, что педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он "боится всего", "очень раним", «мнителен», "повышено, чувствителен» и т.д. Это, как правило, не вызывает сильного беспокойства у взрослых.