Влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Выше изложенное обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния детско – родительских отношении на переживание страха
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях ………..6
1.2.Особенности страхов у старших дошкольников………………12
1.3. Теоретические обоснование влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников ……… .17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско – родительских отношении на переживание страха
2.1. Этапы, методы, методики экспериментального исследования детско – родительских отношений старшего дошкольного возраста…25
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….….32
Заключение …………………………………………………………………….39
Список литературы……………….. …………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

печать мат анализ.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Захаров А.Н. считает, что взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и передаёт свои волнения и страхи ребёнку.

Изучив взгляд отечественных и зарубежных авторов на детско – родительские отношения напрашивается следующий вывод: семья – сложная многофункциональная система, включающая в себе множество компонентов,  которые в свою очередь состоят в тесной взаимосвязи и влияют как на воспитание и поведение родителей и детей в семье, на общую атмосферу в семье, так и на взаимоотношения родителей и детей с окружающими.  

Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со страхами, со здоровьем, трудностей  общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско – родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Детско – родительские взаимоотношения это самое сложное строение, но и важное, так как из семьи ребёнок выносит в мир правила, традиции, нормы и законы, которые всякий раз отражают в его взаимоотношении с окружающими и конечно с родителями.

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно -  экспериментальное исследование влияния  детско – родительских отношении на переживание страха

 

 

2.1. Этапы,  методы, методики экспериментального исследования  детско –   родительских отношений старшего дошкольного возраста

 

 

Исследование влияния семейного воспитания на взаимоотношения старшего дошкольного возраста с окружающими проходило в 3 этапа:

Первый этап – поисково – подготовительный, включает в себя: выбор темы, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы, изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, над которой работали многие ученые: В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Е.В.Каган, Т.А. Куликова и другие; определение понятий: «семья», «страх», «семейное воспитание» и его роль в личности ребёнка; выявление проблемы семейного воспитания на современном этапе, установление взаимосвязи семьи и старшего дошкольного возраста.

Второй этап – опытно – экспериментальный, включающий в себя проведение диагностики:

- «Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина;

- «Стратегии семейного воспитания» С.Степанова.

- Тест « Страхи в домиках» А.И. Захаров, М.Панфилова.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение детско – родительский взаимоотношений и атмосферы в семье старшего дошкольника.

Третий этап – обобщающий, включающий в себя: обработку, интерпретацию и анализ полученных результатов исследования детско – родительских отношений; проверку гипотезы.

Таким образом, при организации психолого – педагогического исследования была определена цель данной работы. В соответствии с целью выдвинута гипотеза, которая помогла сформировать задачи исследования и подобрать диагностический инструментарий.

   Процесс тестирования можно разделить на три этапа: 1) выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение – определяется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования. Метод тестирования был реализован с помощью методик:  «Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина и «Стратегии семейного воспитания» С.Степанова. Тест « Страхи в домиках»  А.И. Захаров, М.Панфилова.

Охарактеризуем используемые методик исследования.

1.Метод анализа и обобщения психолого-педагогической литературы. Цель метода – теоретическое изучение проблемы, определение объекта, цели и задач исследования, подбор диагностических методик и методов математической обработки результатов исследования.

  Констатирующий эксперимент,  то есть  эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо признака или явления, в ходе констатирующего эксперимента определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых; тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения  индивидуальных показателей изучаемых признаков. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида  навыков, знаний, личностных характеристик и т. д.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско -  родительских отношений на переживание страха  у старших  дошкольников.  

    1.Тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) [Приложение 1].

Цель – выявление родительского отношения   к воспитанию детей и общения с ними. 

Тест – опросник родительского отношения (ОРО), по Д.Я. Райгородскому, представляет собой психодиагностический инструмент,  ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

  Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия его поступков и понимания характера личности ребёнка, его поступков [13,С.418].

Структура опросника, которая состоит из 5 шкал:

1.« Принятие – отвержение». Шкала выражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из - за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

2.«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательном эта шкала раскрывает так: родитель заинтересован  в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка,  старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах [13,С.421].

3.«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по всей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда. 

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами [13, С. 425]

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия[13, С.425].

      2. Стратегии семейного воспитания С.С. Степанова [Приложение 1]

Цель методики: оценить собственную стратегию семейного воспитания.

Инструкция: родителям представляется методика и бланк для внесения ответов, из четырёх вариантов ответа необходимо выбрать самый предпочтительный и отметить его на бланке ответов. Выбранные родителями варианты ответов и определяют соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в данной семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов не преобладает какая – то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктует сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все – таки хотите видеть своего ребёнка, а также самого себя  как родителя[16,С.32].

Авторитетный  (демократический) стиль по С.С. Степанову. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребёнка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое – какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить жизнь, а не улучшенный вариант вашей [16, С.31].

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны[16,С.32].

3.Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова. [Приложение 1]

Цель методики: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Инструкция: Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: “Скажи, ты боишься или не боишься …”.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да” - “нет” или “боюсь” - “не боюсь”. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа “не боюсь темноты”, а не “нет” или “да”. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Таким образом, исследование проходило в 3 этапа: поисково – подготовительный, опытно – экспериментальный и обобщающий. Были использованы такие методы, как анализ психолого – педагогической литературы, тестирование и методики:  «Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина, «Стратегии семейного воспитания» С.Степанова, «Тест « Страхи в домиках»  А.И. Захаров, М.Панфилова, которые были проведены на детях  и их родителях. Данные методики являются надежным средством выявления уязвимых моментов в детско - родительских отношениях, а их сопоставление помогает раскрыть полную картину внутрисемейных взаимоотношений.

Информация о работе Влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников